Использование групповых технологий при обучении истории : История и обществознание

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

Выделяют несколько уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

  • Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели.
  • Работа в статичных парах.
  • Групповая работа (на принципах дифференциации).
  • Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
  • Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам  предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Это форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Данная технология:

  • Способствует активизации учебного процесса.
  • Позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагает:

  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного процесса;
  • распределение действий и операций;
  • коммуникацию, общение;
  • взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию.

Главными особенностями организации групповой формы работы учащихся на уроке являются:

  • класс делится на группы для решения конкретных задач;
  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать   индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, поскольку подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы.

В своей деятельности я стараюсь подбирать группы по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, совместимости, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Индивидуальное выполнение задания. 
ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
з) Обсуждение общего задания в группе.
и) Подведение итогов группового задания.

Заключительная часть.

к) сообщение о результатах работы в группах.
л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
м) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся и владения ими умениями и навыками самостоятельной работы. Впоследствии, как показывает практика, учащиеся без труда распределяют между собой задания. Каждый член группы выполняет часть общего задания, После взаимной информации складывается коллективный результат.

Практика показала, что наиболее целесообразна групповая работа на уроках обобщения. Вместе с тем, она может быть использована и при изучении нового материала достаточно большого объема.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

В условиях групповой работы возникает благоприятная для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

Разработка урока с использованием групповых технологий на примере темы «На фронтах гражданской войны. Экономическая политика красных и белых» в 9 классе.

Тема изучается на 2 уроках.

Тема: «На фронтах гражданской войны. Экономическая политика красных и белых»

Цели:

  • Сформировать четкое представление о «белой», «красной» и «зеленой» альтернативах развития России;  сравнить экономические программы участников гражданской войны; раскрыть причины поражения белого движения и причины победы красных.
  • Развитие умения анализировать, систематизировать и обобщать исторические факты; выдвигать свою точку зрения на события и аргументировано ее отстаивать.
  • Воспитание патриотизма и чувства уважения к историческому прошлому нашей страны.

Тип урока: изучение нового материала (практическое занятие с использованием технологии группового обучения с элементами уровневой дифференциации)

Оборудование:

  • Учебное пособие: А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI вв. М.: Просвещение, 2004.  
  • А.А Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков История России XX – начало XXI вв. М.: Просвещение, 2003.
  • карта «Гражданская война и интервенция в России».
  • фрагменты видеофильма «История Красной Армии».

Учащиеся заранее разделены на группы и получают задание подготовить исторические портреты А.В.Колчака, А.И.Деникина, Н.Н.Юденича, П.Н. Врангеля, М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе.

План урока.

  1. Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.
  2. Изучение нового материала:
    - Основные события гражданской войны.
    - Экономические программы основных участников.
    - Итоги гражданской войны.
  3. Закрепление нового материала
  4. Домашнее задание.

Подготовка урока: класс предварительно делится на 6 групп.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.

Учитель: На прошлом уроке мы  с вами выяснили причины и дали характеристику основным этапам гражданской войны. Сегодня наши цели:

  • познакомиться с основными событиями на фронтах гражданской войны, рассмотреть альтернативы развития России;
  • проанализировать и сравнить экономические программы ее основных участников;
  • раскрыть причины поражения белых и победы красных.

II. Изучение нового материала.

  • Основные события гражданской войны.
  • Экономические программы основных участников гражданской войны.
  • Итоги гражданской войны. Причины поражения белых и победы красных.

По первому и второму вопросам учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания, а затем представляют их всему классу.

Далее учитель дает инструкцию по выполнению заданий на карточках. Время работы – 20 минут. Учащиеся выполняют работу на листах ватмана формата А-2 и защищают её.

Карточка № 1 «Восточный фронт».

1. Расскажите о А.В. Колчаке. Какова судьба «верховного правителя России»?

2. Составьте хронологию военных действий на Восточном фронте.

Карточка № 2. «Южный фронт. Разгром Врангеля».

1. Расскажите о А.И. Деникине, П.Н. Врангеле.

2. Составьте хронологию событий на Южном фронте.

Карточка №3. «Поход на Петроград. Война с Польшей».

1. Расскажите Н.Н. Юдениче.

2. Составьте хронологию событий.
Чем закончились выступления Н.Н. Юденича и война с Польшей?

Карточка № 4. «Красные».

1. Расскажите о М.Ф. Фрунзе и М.В. Тухачевском.

2. Расскажите о наиболее крупных победах Красной армии на фронтах гражданской войны.

Карточка № 5. «Экономическая политика: красные».

1. Заполнить схему: «Политика военного коммунизма».

Карточка № 6. «Экономическая политика: белые».

1. Заполнить схему.

После представления результатов работы учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • Каковы итоги военных действий на фронтах гражданской войны? История не любит сослагательных наклонений, тем не мене предположите, как развивалась Россия, если бы победили «белые»?
  • Сравните экономическую политику белых и красных. Какой политике вы отдали бы предпочтение? Объясните почему.

Ответ на второй вопрос плана: выполнение задания на стр. 128 учебного пособия.

III. Закрепление нового материала: в форме тестирования.

IV. Домашнее задание: §14-17, написать эссе на тему «Гражданская война – это героическая страница истории или трагедия народа».

Читать еще:


Новые материалы:

Урок развития речи в 9-м классе. Сочинение в жанре письма :: Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Имена существительные общего рода" :: Такие трудные словарные слова :: Интегрированный урок "Цветочный вернисаж" :: Урок развития речи в 5-м классе "Текст. Тема и микротема" :: Зверопой ( Sing ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы под телевизор / Мебель Смоленск / Тумба под ТВ ТВА-06 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Самые полезные продукты для похудения

Полезные продукты для похудения Сладкое, мучное, солёное, копчёное – список продуктов, которые худеющим противопоказаны, известен нам с детства. А вот продукты,...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как дома накачать грудь гантелями

Упражнения для мышц груди с гантелями Далее будем разбираться, как накачать грудные мышцы в домашних условиях. Они подойдут тем кто будет качать грудные мышцы...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD