Викторина: «Рыцари и замки» : История и обществознание

Викторина: «Рыцари и замки» : История и обществознание

Оформление конкурса:

  • Столы стоят буквой П;
  • За боковыми столами располагаются команды, одетые в средневековые костюмы;
  • За средним столом сидят члены жюри (инквизиция), одетые в костюмы священнослужителей;
  • На столе у членов жюри стоит колокольчик, лежат ручки, бумага, калькулятор;
  • Организационную помощь участникам конкурса и членам жюри оказывают «пажи»;
  • Звучит песня в исполнении В.Высоцкого из кинофильма «О храбром рыцаре Айвенго»;
  • На доске сменяющие друг друга изображения средневековых замков и сцен средневековой жизни

Конкурс 1. Домашнее задание (высшая оценка 3 балла)

Приветствие: каждая команда представляет герб и девиз.

Конкурс 2. Разминка (вопросы для всей команды (сюзеренов и вассалов), за правильный ответ присуждается 1 балл, время на подготовку ответа 30 сек)

1 команда

 2 команда

1. Первые замки были построены из:
а) камня
б) дерева

в) песка  

1. Феодалы очень любили пировать  в своих замках. Как ты думаешь, из чего была сделана большая часть тарелок:
а) фарфора
б) серебра
в) хлеба

2. Как освещали большие залы средневековых замков:
а) свечами
б) факелами
в) разжигали
костер прямо на полу

2. В какое время суток обычно начинались пиры:
а) 10 часов утра
б) 5 часов вечера
в) 12 часов ночи

3. Почему именно священникам поручали хранить документы, относящиеся к замку:
а) священники умели читать и писать
б) священники руководили охраной замка
в) священники часто молились за спасение жителей замка

3. Как называется самая высокая и неприступная башня замка:
а) ратуша
б) донжон
в) смотровая вышка (воронье гнездо)

4. Кто такие герольды:
а) бродячие музыканты
б) сочинители баллад
в) создатели фамильных гербов

4. Кто такие трубадуры:
а) чистильщики дымовых труб
б) бродячие поэты и музыканты
в) придворные поэты

Конкурс 3. Вопросы для капитанов (сюзеренов) команд (2 балла за правильный ответ, 30 сек на подготовку ответа)

1. Почему лестницы в замке вьются по часовой стрелке?
(Большинство рыцарей держали меч в правой руке, поэтому лестница, поднимающаяся в направлении по часовой стрелке давала преимущество обороняющемуся. У него было больше пространства, чтобы орудовать мечом).

2. Почему туалет и гардероб в замках совмещали?
(В Средние века принимали ванну и стирали одежду очень редко, поэтому в ней заводились блохи. Туалет в замке так и называется – гардероб. Одежда там хранилась потому, что неприятный запах отпугивал блох).

3. Кого бросают в темницу и подвергают пыткам?
(Большинство узников составляют пленные рыцари, которых держат в темнице ради выкупа, поскольку преступников и простых солдат казнили прямо на месте. Узники должны были сами оплачивать еду).

4. Правда ли, что монахи порой участвуют в сражениях?
(Правда. Даже создавались духовно-рыцарские ордена: тамплиеров, госпитальеров, тевтонцев).

5. Кто в Средние века имел право охотиться?
(Только феодалы, простых людей за охоту строго наказывали)

6. Какие цвета использовались для создания гербов?
(Золотой, серебряный, синий (голубой), зеленый, красный (алый), фиолетовый (пурпурный).

Конкурс 4. Сделайте правильный выбор (2 балла за правильный ответ, 30 сек на подготовку ответа). 1 балл присуждается за правильный ответ и 1 балл за
пояснение.

1. Какие предметы изучали дети Средневековья (поясните ваш выбор)

  • Мальчики
    Девочки

Предметы: латынь, танцы, химия, медицина, математика, верховая езда и охота, шитье, вязание.

Ответы: латынь (д+м, поскольку этот язык знают все образованные люди); танцы (д, т.к. это важная часть светской жизни), химия (м, т.к.эта наука не приветствовалась в средние века и первыми учеными – алхимиками были мужчины), медицина (д,их учат распознавать целебные травы и лечить людей), математика (д, т.к. в будущем они должны были уметь вести хозяйство и делать расчеты), верховая езда(м+д, т.к. лошадь была основным средством передвижения), охота (м+д,т.к. лошадь была основным средством передвижения), шитье (д, т.к. это было одним из развлечений для домоседок), вязание (д, хотя изобрели вязание мужчины).

2. Какие работы по замку выполняют пажи и оруженосцы (поясните ваш выбор)

  • Пажи
  • Оруженосцы

Виды работ: одевают лорда (о), приносят воду для умывания (п), молятся в часовне (о), подметают пол (п), разделывают мясо (п), прислуживают за столом (п), помогают на кухне (п), учатся фехтовать деревянными мечами (п), орудовать пикой и щитом (о), стрелять из лука (п), учатся верховой езде (п), учат верховой езде (о), учатся поединку (п), присматривают за лошадьми (о), чистят оружие и доспехи (о), натачивали мечи (о).

3. Какие птицы использовались для охоты (сопоставьте):

У ловчих птиц, как и у людей, существовала своя иерархия. Владеть ловчей птицей считалось весьма почетным.

Император

 Орел

Король

 Кречет

Королева

 Кречет

Владелец замка

 Сапсан

Жена владельца замка

 Ястреб

Конкурс 5. Рыцарские доспехи и оружие (2 балла за правильный ответ, 30 сек на подготовку ответа)

Дайте название рыцарскому доспеху и найдите его место на рисунке:

  1. Шлем
  2. Забрало
  3. Кираса
  4. Кольчуга
  5. Оплечье
  6. Налокотник
  7. Наручник
  8. Рукавица
  9. Набедренник
  10. Наколенник
  11. Наголенник
  12. Шпоры
  13. Сапог

Конкурс 6. Кодекс рыцарской чести (побеждает тот, кто назовет большее число пунктов кодекса, победитель получает 3 балла)

  1. Быть смелым и верным
  2. Быть преданным своему сюзерену
  3. Защищать веру и Церковь
  4. Покровительствовать вдовам и сиротам
  5. Хранить верность Прекрасной даме
  6. Поклонение боевому мечу

Конкурс 7. Историческая личность (по отрывку определить, о какой исторической личности идет речь, за правильный ответ 2 балла)

  1. О храбрости и отваге его слагали легенды, и были у него верные рыцари, которых потом называли рыцарями «Круглого стола». (Артур – вождь бриттов)
  2. О нем сложено много песен. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя… (Карл Великий)
  3. «Так, - сказал он, - ты поступил с чашей в Суассоне» и расколол голову воина мечом. (Хлодвиг)
  4. Этот король хотел превзойти всех славой, но преуспел в умении наживать себе врагов.
    Хотел взять Иерусалим, но взял только Акру, а затем сам попал в плен к немецкому императору. (Ричард I – львиное сердце).
  5. «Горе мне, нет у меня никого из родных, которые могли бы чем-либо помочь в минуту опасности» (Хлодвиг)
  6. «Шерше ля фам» - говорят французы. Благодаря какой женщине появилась эта поговорка (Алиенора Аквитанская)

Конкурс 8. Определите духовно-рыцарский орден по щиту.

Участникам конкурса предлагается на заранее приготовленные фигуры щитов прикрепить определенного цвета крест и назвать духовно-рыцарский орден.

Конкурс 9. Откуда эти обычаи? (правильный ответ оценивается в 1 балл; обеим командам задаются одинаковые вопросы)

  1. Обычай снимать шляпу при входе в помещение и встрече со знакомыми (Чтобы показать, что под шляпой нет оружия и намерения человека добрые).
  2. Обычай снимать перчатку при встрече. (Чистые руки – чистые помыслы и нет оружия)
  3. Обычай пришивать пуговицы у мужчин справа, а у женщин слева. (Чтобы не мешали носить оружие).

Конкурс 10. Дама сердца (высшая оценка 3 балла).

У каждого рыцаря есть предмет обожания, дама сердца. По словесному описанию необходимо найти даму, вывести ее и сказать комплимент. Жюри оценивает галантность кавалеров.

Подведение итогов и награждение.

Участники конкурса садятся за столы, пажи разносят угощение и напитки.

Герольд торжественно зачитывает результаты конкурса и вручает победителям почетные грамоты и призы.

Средневековый пир.

Участники конкурса веселятся, обсуждают наиболее интересные моменты конкурса, поздравляют друг друга, танцуют под средневековую музыку.

Использованная литература.

  1. Джим Пайт. Тайна средневекового замка. Издательство «Эгмонт Россия Лтд».1992.
  2. Пьер Микель. Рыцари и замки. Издательство «ОЛМА-ПРЕСС».1996.
  3. Опыт учителей истории РФ.
Читать еще:


Новые материалы:

Занятие "Волшебное электричество" по ознакомлению с окружающим; экспериментирование :: Пособие "Эколого-краеведческие игры" :: Программа для будущих первоклассников и родителей по ознакомлению со школьно-письменными принадлежностями: "Что у вас, ребята, в школьных рюкзаках?" :: Проект: "Ступеньки радости" :: Организация предметных дней в школе на примере проведения недели математики :: Ну, здравствуй, Оксана Соколова!, 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Прямые столы / ВМФ / Стол компьютерный Рональд-44 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD