Урок "Западная Европа в эпоху классического Средневековья" : История и обществознание
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок "Западная Европа в эпоху классического Средневековья" : История и обществознание

Класс: 10.

Программа: базовый уровень.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма организации учебного процесса: урок.

Технология обучения: технология  развития критического мышления через чтение и письмо.

Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI-XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви.

Планируемые результаты:

  • Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
  • Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • Находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Осознание неправильности насилия на религиозной почте, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.
  • Умения работать с различными источниками (текст учебника, карта атласа, видеофильм).

Предметные: Раскрывать причины и последствия образования городов, борьбу светской и духовной власти;  истинные причины крестовых походов; положительные и отрицательные последствия крестовых походов.

Методы и приёмы: «мозговой штурм», «лови ошибку», «верные и неверные утверждения», «Инсерт», перекрестная дискуссия, структурирование текста, «верите ли вы, что…», работа с таблицей, кластер.

Оснащение урока: видеофильм «Крестовые походы», карточки, презентация по теме.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационная часть.

Задачи решаемые на этом этапе:

- сформировать положительную мотивацию;
- вызвать интерес учащихся к новой теме;
- сформировать главные цели урока;
- наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
- активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Мотивация и целеполагание. «Мозговая атака».
Вопрос: О чем идет речь в следующих высказываниях?
«Городской воздух делает человека свободным».
«Только он может низвергать императоров». Однако императоры с этим не соглашались.

Отрывок их хроники: «Они утверждали, что папа римский такой же человек, как и все другие, и не имеет больше власти, чем другие».

Из речи папы римского: «Вы захватите и сокровища ваших врагов… Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе. Земля эта, как гласит Писание, течёт мёдом и молоком».

Средневековое крылатое выражение: "понести крест"?
На основе своих представлений, знаний и высказываний о Европе самостоятельно формулируют цель занятия.

Ученики отвечают на вопросы.
Формулируют цели урока.

Цели урока:

- исследовать причины и последствия развития городов:
- раскрыть конфликт и борьбу светской и духовной власти
- источники богатства церкви
- исследовать причины и итоги крестовых походов
- духовно-рыцарские ордена

II. Рост городов в Западной Европе: причины и последствия.

1. Стадия вызова.

Цель: вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
интерес к новой теме;
активность учащихся.

Верите ли вы? Исправьте ошибки. (Приложение № 1). Вопросы вы можете обсудить в парах и записать в тетради верные, на ваш взгляд причины роста городов.
Давайте теперь фронтально ответим на эти вопросы. Вы можете записать в тетрадь те ответы товарищей, которые считаете правильными. Деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Учащиеся отвечают на вопросы. Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

2. Стадия осмысления.

Цель: сохранение интереса к теме;
получение новой информации.

Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому. Работа с текстом учебника стр.170-172. Учитель напоминает алгоритм работы с текстом.

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

3. Стадия рефлексии.

Цель: 
-внести дополнения, изменения в полученных знаниях
- закрепить полученные знания.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учитель проверяет заполнение «Фишбоуна» уточняет, вносит коррективы.
(Приложение № 2).

Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Составление «Фишбоуна» Причины возникновения городов и последствия. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

III. Конфликт светской и духовной власти.

 

 

1. Стадия вызова.

Цель:
-вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
-вызвать интерес к новой теме;
-повысить активность учащихся.

Актуализация знаний и представлений по второму вопросу новой темы. Прием «Лови ошибку» (Приложение № 3)

Учащиеся отвечают на вопросы по заданию.

2. Стадия осмысления.

Цель:
-сохранение интереса к теме;
-получение новой информации.

Дает задание: «Прочитать соответствующий текст в учебнике стр. 172-175.  Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Инсерт: Чтение по книге с пометками и по мере чтения исправить ошибки в задании.

3. Стадия рефлексии.

Цель:
-осмыслить имеющуюся информацию;
-закрепить знания по проблеме : Что должно быть выше: светская власть или духовная? 

Перекрестная дискуссия. Перекрестная дискуссия. Что должно быть выше: Светская власть или духовная?  Аргументы «за». Аргументы «против».
В процессе перекрёстной дискуссии каждый из участников должен прийти к какому-либо выводу. После полемики предусматривается индивидуальная работа, чтобы учащиеся могли ещё раз тщательно просмотреть и оценить аргументы и контраргументы и дать свой, личный ответ на основной вопрос дискуссии.
Учитель подводит итог дискуссии.
Физкультпауза

Перекрестная дискуссия. Аргументы «за» Вопрос для дискуссии Аргументы «за» и «против». Учащиеся приводят аргументы в пользу своего мнения

IV. Крестовые походы, рыцарские ордена и инквизиция.

 

 

1. Стадия вызова.

Цель:
- вызвать имеющиеся знания поданному вопросу
- вызвать интерес к данной теме

Демонстрирует видеофильм «Крестовые походы»

Просмотр видеофильма «Крестовые походы»

2. Стадия осмысления.

Цель:
-выяснить роль церкви в жизни средневекового человека,
-в организации и проведении крестовых походов

Заполнение таблицы.
Задание группам (Приложение № 4). Заполнить пропуски в таблице. Каждой группе учитель задаёт обобщающие вопросы по видеофильму.

Обучающиеся смотрят видеофильм и заполняют таблицу по ходу просмотра видеофильма.

3. Стадия рефлексии.

Цель: закрепить знания по данной проблеме

Учитель задает вопросы каждой группе. Уточняет по ходу ответы учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы, которые были заполнены в ходе просмотра видеофильма.

V. Итоговая рефлексия.

Цель: закрепить знания по теме и сделать выводы  о применении данных знаний в последующих учебных действиях и практическое применение полученных знаниях.

Учитель просит составить кластер по теме урока.
Прошу обучающихся ответить «да» или «нет» на вопросы:
1. Я узнал много нового, интересного.
2.  По некоторым вопросам до занятия я имел иное представление, мнение.
3. Я отлично поработал и вовсе не устал.
4. На занятии я был активен, справился со всеми заданиями преподавателя.
Отметки с краткими  комментариями.
Вывод: учитель
Вопросы и задания к параграфу 19, вопросы №1-8, творческое задание написать эссе «Мои впечатления о Западной Европе ХI–XIII вв.».

Учащиеся заполняют кластер по теме урока. Вывешивают на доску свои ответы.
Учащиеся отвечают на вопросы

Читать еще:

Новые материалы:

Методическая разработка урока по теме "Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Рынок труда" :: Урок по истории Средних веков, 6-й класс "Время соборов" :: Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бессмертные поля России" :: Урок по теме "Олимпийские игры в Древней Греции", 5-й класс :: Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе по теме "Вода на Земле" :: Лед, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru