Создание единого эколого-развивающего пространства в ДОУ : Работа с дошкольниками

Колокольчики звенят сердечно,
Запоют весною соловьи.
Красота природы будет вечной,
Только не жалейте для нее
своей любви.

Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.

Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

Руководствуясь данными требованиями, педагоги ДОУ проводят работу по созданию соответствующей эколого-развивающей среды (Приложение 1).

Цель данной работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства [1].

Эколого-развивающая среда МДОУ № 48 включает в себя следующие компоненты Уголки в группах (Приложение 2):

  • Экспериментальные;
  • Природы;
  • Выставочные.

Экологическая комната

  • Комнатные растения и картотека к ним;
  • Карты звездного неба;
  • Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
  • Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т.д.);
  • Макет "Скотный двор";
  • Природный материал;
  • Оборудование для ухода за живыми объектами.

Минилаборатория

  • Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);
  • Микроскоп;
  • Природный материал.

Библиотека

  • Познавательная литература о природе;
  • Литература по уходу за животными;
  • Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.

Территория детского сада

  • Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
  • Различные породы деревьев.

Огород, цветник

  • Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры ( свекла, картофель, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника).

Экологический театр

  • Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;

Аудиозаписи.

  • Экологический музей "Зеленый островок"

Растения и животные, находящиеся в детском саду, расположены и сгруппированы в интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы в групповых помещениях. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.

Помимо групповых уголков природы в помещении детского сада имеется "Зеленая комната". В ней расположен большой аквариум с различными водными обитателями, большая клетка с кроликами. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в композициях - растения. Есть место для столов, за которыми занимаются дети. Так же в "Зеленой комнате" расположена зона коллекций, собранных родителями, детьми, воспитателями на участке детского сада, в местах проведения экскурсий и местах летнего отпуска. В равной степени это "экологическое пространство" может использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.

В ДОУ оборудована мини-лаборатория для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы. В группах оборудованы мини-лаборатории начиная с раннего возраста.

С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

В прошлом году в ДОУ был организован экологический театр "Солнечный круг". С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого "Экологического пространства большую помощь оказали родители: изготовили атрибуты, декорации, сшили костюмы. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.

Экологический музей "Зеленый островок" расположенный перед музыкальным залом, несет в себе познавательную, эстетическую и обучающую функцию. Педагоги проводят здесь занятия, знакомят детей с отдельными компонентами, явлениями природы. В музее постоянно проходят тематические выставки детских работ.

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада, т.к. он находится на пересечении улиц с интенсивным движением автотранспорта. Зеленый щит должен создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.

Работая в данном направлении, детский сад использует метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами Программы воспитания и обучения детей.

Педагогическим коллективом ДОУ налажено тесное сотрудничество с организациями социума, такими, как: Альпийский полярный ботанический сад-институт, ООО "Индустрия", КНЦ. При их участии удалось разработать и внедрить проект муниципального уровня "Зеленый островок" по реализации городской целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в г. Апатиты"

Цель проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей, сохранения их здоровья.

Задачи проекта:

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений о растениях в природе, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту.

Установить контакты и взаимопонимание между педагогами, родителями, общественными организациями.

В результате работы на участке ДОУ высажено более двадцати пород деревьев, создана "Зона отдыха", оборудован цветник и огород.

Огород традиционен для дошкольного учреждения, но он способен выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении.

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Ведь именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

Литература:

  1. Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 2.
Читать еще:


Новые материалы:

Циклический процесс в газе :: Урок физики по теме "Второй закон Ньютона". 9-й класс :: Решение задач по теме "Плотность" :: ИКТ-технологии на уроках физики. Тема: «Звук. Источники звука» :: Игровые технологии на уроке-КВН по теме "Оптика" :: Джуманджи: Зов джунглей ( Jumanji: Welcome to the Jungle ), 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 84 Модель 811 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Как накачать внутреннюю часть ляшек

Мечта становится явью, или какие упражнения нужно делать для похудения ляшек? Каждая девушка мечтает об идеальных стройных ножках, хотя добиться желаемого...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как похудеть с помощью физических упражнений

Волшебное действие физических нагрузок! Худеем правильно! У П Р А Ж Н Е Н И Я Д Л Я П О Х У Д Е Н И Я К А К У Б Р А Т Ь Ж И Р С Ж И В О Т А И Б О К О В К А Л Л А Н Е Т И К А Д Л Я П О Х У Д Е Н И Я Система упражнений...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD