Региональный компонент в патриотическом воспитании старших дошкольников : Работа с дошкольниками

Региональный компонент в патриотическом воспитании старших дошкольников : Работа с дошкольниками

Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современного образовательного учреждения должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.

Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.

К сожалению, приобщение детей к богатейшему наследию кубанской народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Вот почему автором данной статьи был разработан перспективный план мероприятий, способствующих приобщению дошкольников к кубанской национальной культуре (см. Приложение 1). В структуру включены занятия, беседы, смотры-конкурсы и развлечения. Работа по данному плану велась в подготовительной группе МДОУ «Детского сада № 126» в течение года. Результатом этой работы явилось осознание воспитанниками ДОУ себя, как носителей национальной региональной культуры, обогащение знаний ребят о своей малой Родине, расширение кругозора дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Вашему вниманию представлено комплексное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у кубанских мастериц», направленное на ознакомление дошкольников с ремеслами и промыслами жителей Кубани.

Тема занятия: «В гостях у Кубанских мастериц».

Форма: занятие-путешествие.

Цель: прививать любовь к малой Родине.

Задачи:

  1. Знакомить ребят с культурой Краснодарского края.
  2. Дать представление ребятам о промыслах и ремеслах жителей Кубани.
  3. Познакомить ребят со способами вышивки, используемыми населением Кубани.
  4. Учить детей рисованию в технике батика.
  5. Систематизировать знания ребят о родном крае.
  6. Воспитывать чувство гордости за свой край.
  7. Развивать воображение и творческое мышление ребят.

Оборудование:

  • глиняные горшки, разрезные картонные кувшины, рушники;
  • мультимедиа-проектор, ноутбук, экран;
  • презентация «Образцы народной вышивки жителей Кубани» (см. Приложение 2);
  • фартуки, заготовки-планшеты с накрахмаленной тканью для батика;
  • образцы орнаментов, кисточки, гуашевые краски, стаканы с водой, каравай.

Ход занятия

(Звучит музыка, под музыку входят дети, их встречает воспитатель в образе кубанской казачки.)

Казачка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите-проходите. Посмотрите внимательно вокруг: вы уже догадались, куда попали? (В кубанскую станицу.)(Слайд № 1)

- Вы узнали меня, ребята? Кто я? (Казачка.)

- Молодцы, ребята! Как хорошо, что вы пришли к нам в гости! Ведь у нас в станице случилась беда!

Ой, беда-беда-беда!
Помогайте, детвора!
Как у нас в станице
Разленились мастерицы.
Не хотят ни шить, ни прясть –
Не поймем, что за напасть!

- Ребята, выручайте. Все мастерицы у нас в станице отказываются работать. Не шьют, не вышивают. Все рушники у жителей нашей станицы состарились, а новые некому сделать. Может быть, вы поможете?

Дети: Да!

Казачка: Какие вы добрые ребята! Ну, тогда отправляемся в путешествие по нашей станице!

Физкультурная минутка.

Мы отправимся в дорогу,
Пошагаем мы немного,
Встанем на носочки,
Сядем на пенечки,
Сядем – отдохнем
И опять пойдем!

Казачка: Ребята, посмотрите: это же чья-то хата.

- Что вы здесь видите? (Глиняные кувшины – глэчики.)

- Как вы думаете, кто здесь может жить? (Гончар – мастер по изготовлению глиняной посуды.)

- А чем он занимается? (Делает посуду.)

- Из чего он делает посуду? (Из глины.)

- Ой, посмотрите, ребята, что я нашла: это же разбитые кувшины. Давайте поможем гончару склеить разбившиеся кувшинчики. Вот вам осколки от кувшинов. Соберите их.

Практическая работа детей.

Казачка: Молодцы, все справились! Продолжим путь.

Физкультурная минутка.

Мы отправимся в дорогу,
Пошагаем мы немного,
Встанем на носочки,
Сядем на пенечки,
Сядем – отдохнем
И опять пойдем!

Казачка: Мы подошли к хате наших мастериц-вышивальщиц. Заходите, ребята! (Повсюду рушники, одежда с вышивкой.) (Слайд № 2)

- Вы догадались, чем занимаются наши искусницы? (Вышивают узоры.)

- Кто-нибудь из вас знает, как называются эти красивые изделия? (Рушник – вышитое льняное полотенце.)

- А вы знаете, что искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Для этого мастерицы вышивали специальные узоры или орнамент. Орнамент мог быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи. (Слайд № 3) Очень любили наши предки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда женщины вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости. (Слайд № 4) Узор из растений был не менее популярен на Кубани.

- Посмотрите внимательно, ребята, какие растения вышивали на рушниках? (Калина, рябина – символы любви; виноградная лоза – символ долголетия; василек – символ свадьбы.)

(Слайд № 5) Из геометрических фигурок часто изображали ромбы. Потом стали вышивать треугольники, квадраты и прямоугольники. Из них можно составить очень красивые узоры.

- А какие цвета использовали мастерицы для вышивки? (Слайд № 6)

Чаще всего из цветов использовали красный (цвет солнца, тепла и красоты) и черный цвета. Позже на Кубани стали вышивать в дополнение к красно-черным узорам синими и зелеными нитками.

- А всякий ли узор можно назвать орнаментом, ребята? (Не всякий. Орнамент – это узор, который постоянно повторяется.) (Слайд № 7)

- Если мы вышьем солнышко, цветок и птичку. Это будет орнаментом? (Нет, потому что мы вышили всё по одному, предметы не повторяются.)

- Вышивали наши мастерицы не только на рушниках, но ещё и на одежде. Такая одежда с вышивкой оберегала человека от злых духов.

- Видите, как сложно правильно вышивать, но я думаю, что вы справитесь! (Слайд № 8) У нас есть ткань для рушника. А вот вышивку мы будем делать не нитками, а красками и кисточкой, прямо по ткани. И для всех жителей нашей станицы получатся красивые новые рушники. Ребята, надевайте фартуки, садитесь за свои рабочие места.

- Итак, что же мы будем рисовать на рушнике? (Орнамент.)

- Какой может быть орнамент? (Растительный, животный, геометрический.)

- Какие цвета нам понадобятся? (Красный, черный, синий, зеленый.)

- Начинайте, ребята.

Практическая работа детей.

(Во время работы звучат спокойные песни из репертуара Кубанского казачьего хора.)

Казачка: Все ребята закончили. Какие чудесные рушники у вас получились.

- Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы! Вы сделали для жителей нашей станицы новые рушники, узнали, какие мастера работают на Кубани, что они умеют делать.

- Вы запомнили? (Гончары делают глиняные горшки, а вышивальщицы вышивают одежду, рушники.)

- За то, что вы помогли мне, ребята, я отблагодарю вас. А вот чем, я хочу, чтобы вы отгадали:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)

Казачка: Издавна на Руси хлеб считался самым ценным подарком! Люди говорили: «Хлеб – всему голова!», «Худ обед, когда хлеба нет!», «Хлеб да вода – молодецкая еда!» В Кубанских станицах работают искусные пекари, которые выпекают самый вкусный хлеб в мире. Его я хочу вам подарить!

(Казачка выносит каравай.)

- Спасибо вам за помощь, ребята! А нам пора обратно, в детский сад, где вы на обед отведаете мой подарок!

Читать еще:


Новые материалы:

Проект "Замечательные кривые" :: Урок по теме "Свойства параллелограмма" :: Урок по теме "Тела вращения". 11-й класс :: Семинар по теме "Уравнения высших степеней. Методы их решения". 9-й класс :: Тема урока: "Степень". 5-й класс :: Теснота, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list14.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list14.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list14.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Прощай, Кристофер Робин ( Goodbye Christopher Robin ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD