Проектно-программный материал в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста : Работа с дошкольниками

Наша работа направлена на развитие у детей познавательного интереса, самостоятельности и ответственности на содержательном материале предметного мира, мира природы, социальных отношений в мире детей и взрослых.

Реализация образовательного содержания программы предполагает творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций, позволяющих поставить ребёнка в позицию активного субъекта детской деятельности. Особую педагогическую значимость по организации детской деятельности представляет метод проектов. Мы видим особую значимость в том, что метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самостоятельность и творчество. Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Стимулируя интерес детей к решению проблемы через практическое применение полученных знаний, выделили цель и задачи:

Цель: Развитие любознательности и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектно-программной деятельности в ДОУ.

Задачи:

  1. Развивать любознательность, познавательную активность у детей дошкольного возраста.
  2. Углублять представление детей о мире людей, предметов и природы.
  3. Развивать творческое воображение детей.
  4. Формировать самостоятельность и ответственность в разных видах деятельности.
  5. Формировать социальную активность, культуру общения и поведение в социуме.

Существует разные виды проектов:

  • исследовательские.
  • творческие.
  • экологические.
  • социальные и др.

По количеству участников проекта можно выделить проекты:

  • личностные
  • парные
  • групповые

По продолжительности выполнения проекты бывают:

  • краткосрочные (для решения небольшой проблемы, неделя);
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца и до двух).

Не рекомендуется с дошкольниками работать более двух месяцев, т.к. у детей угасает интерес. Поэтому мы использовали тематическое планирование педагогического процесса, где каждый блок представили в виде проекта. Это позволяет не только рассмотреть разные аспекты явлений: социальные, нравственно- этические, естественно-научные, но и создать детско-взрослое сообщество, объединённых изучением одной темы. Каждый ребёнок имеет возможность представить результат своей деятельности в презентации проекта. Общность чувств, единый эмоциональный настрой, возникающие в процессе этой работы, обеспечивает контакт педагога с каждым из детей, более тесное и содержательное общение между детьми, родителями и другими взрослыми. В результате у детей появляется ответственность за порученное дело, умение самостоятельно добывать информацию и обучать других. Дети учатся поэтапно двигаться к цели, формируется их жизненный опыт.

Нами разработан тематический план, состоящий из 9 блоков: “Я в детском саду”, “Всякий труд почетен”, “Лесной дом”, “Сохрани своё здоровье”, “В мире сказок и чудес”, “Дом, в котором мы живем”, “Что нас окружает”, “Познай мир”, “Береги себя сам”. Каждый из них рассчитан примерно на 1 месяц. Составленные нами план-карты по каждому блоку позволяют осуществлять сопровождение ребёнка по освоению окружающего мира через разные виды деятельности: познавательно-речевую, художественно-творческую, игровую, конструктивную. Опыт работы показал, что такая систематизация позволяет помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развивать познавательную активность, любознательность.

    Блок “В мире сказок и чудес”

Цель: Приобщать детей к народным истокам.

Задачи:

1. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками.

2. Воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.

План-карта (январь)

Первый год обучения

    Виды деятельности

    Тематика занятий

    Количество часов в неделю

    1. Познавательно-речевая 1. В гостях у бабушки Арины (русский фольклор, утварь).

    2. Сказки бабушки Арины. Путешествие по картине Васнецова “Аленушка”.

    3. Чудо-чудное, диво-дивное! (Русские народные игрушки)

    4. Опиши игрушку.

    5. Отгадайте-ка загадки!

    6. “Винегрет” из сказок.

    7. Краса ненаглядная (русские народные промыслы).

    8. Традиции россиян (русские народные праздники).

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    Итого: 8 ч.

    2. Художественно-творческая 1. Рисование “Роспись игрушки”.

    2. Аппликация “Украшение кокошника”.

    3. Изготовление балалайки и ее украшение.

    4. Составление загадок по картинкам.

    5. Пение р.н. песен.

    6. Разучивание закличек.

    7. Обрядовый праздник “Коляда”.

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    2 часа

    1 час

    1 час

    Итого: 8 ч.

    3. Игровая деятельность 1. Народная п/и “У медведя во бору.

    2. Просмотр р.н. сказок (видеокассета).

    3. Д/и “Бывает или нет?”

    4. Настольная игра “Загадки-отгадки”.

    Ежедневно

    Результат

    Развлечение “В мире сказок и чудес”.

    1 час

    Всего: 17 часов

    План-карта (январь)

    Второй год обучения

    Виды деятельности

    Тематика занятий

    Количество часов в неделю

    1. Познавательно-речевая 1. Былины русского народа. (“Никита Кожемяка”, “Илья Муромец и Соловей разбойник”)

    2. Путешествие по картине Васнецова “Три богатыря”.

    3. Эти мудрые русские сказки.

    4. Соединение двух сказок.

    5. Золотые руки мастеров.

    6. Традиции россиян (русские народные праздники).

    7. Почему на Новый год и Рождество наряжают елку?

    2 часа

     

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    Итого: 8 ч.

    2. Художественно-творческая 1. Нарисуйте эпизод любого русского праздника.

    2. Аппликация “Хоровод” (вырезывание симметричных фигурок).

    3. Лепка из теста “Рождественские украшения”.

    4. Рисование по любимой сказке.

    5. Изготовление костюмов для колядования.

    1 час

    1 час

    2 часа

    1 час

    3 часа

    Итого: 8 ч.

    3. Игровая деятельность 1. Игра “В цапки”.

    2. Викторина по сказкам “Угадай сказку”.

    3. Играем в сказки с использованием дидактического пособия-ширмы “Русская изба”.

    4. Кукольный театр.

    Ежедневно

    Результат

    Рождественские посиделки.

    1 час

    Всего: 17 часов

Содержание блоков направлено на формирование представлений о себе и о своей семье; на воспитание правильного отношения к объектам, предметам окружающего мира; на формирование представления о труде, как жизненно-важной необходимости и знакомства с разными профессиями; на приобщение к истокам народной мудрости и народного творчества; на знакомство с рукотворным миром; на развитие патриотических чувств к родному городу, отечеству; на уточнение знаний о здоровом образе жизни; на воспитание бережного отношения к родной природе.

Работа по теме проекта предусматривает специально организованные занятия, которые обозначены в учебно-тематическом плане и совместную деятельность педагога с детьми, организуемую в свободное от занятий время.

Отслеживание результатов обучения по курсу проходит через наблюдение за ребенком во всех видах деятельности и через специальные диагностические перфокарты, а так же через презентацию результата проекта.

Ребёнок должен уметь:

    1. Планировать свою деятельность.
    2. Видеть и оценивать результаты своей деятельности.
    3. Умение работать в коллективе.

Обучать других.

  1. Добывать информацию самостоятельно и уметь обращаться за помощью к взрослым.
  2. Выполнять поделки, постройки, художественные работы из разных материалов.
  3. Уметь презентовать свою деятельность другим людям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребёнка познать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности. Так, у ребенка с развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, к природе, искусству и т.д.

    Основные принципы работы

  1. Принцип научности и доступности.
  2. Мотивации к учению (учиться должно быть интересно).
  3. “Если легко-то скучно”.
  4. Принцип деятельностного подхода.
  5. Принцип открытости (наша деятельность открыта для других взрослых и детей).

Организация работы в блоке

В учебном плане систематизирован познавательный материал по тематическим блокам, где каждый блок представлен в виде проекта. Любой проект выстраивается в определённой системе.

1. Помогаем детям определить актуальную и в тоже время посильную задачу.

2. Намечаем план деятельности по достижению намеченной цели (детям предстоит определить основные шаги; подумать, к кому обратиться за помощью, советом; какие книги, привлечь другие информационные источники).

3. Выполнение проекта (назначение ответственных, посещение групп, рисунки, организация выставки детских работ, изготовление необходимых предметов и т. д.).

4. Подведение итогов-презентация результатов (творческий отчёт, выпуск газеты, оформление альбома, организация праздника и др.).

При работе с детьми над проектом наблюдались затруднения в оформлении. Поэтому мы стали использовать схематическую модель.

Наш проект “В мире сказок и чудес”

Цель взрослых: Развивать познавательную активность детей в процессе приобщения к истокам народной культуры.

Цель детей: Узнать о традициях нашего народа, о сказках, подготовиться к празднику.

Задачи:

  1. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками.
  2. Воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.
  3. Развивать познавательный интерес детей к произведениям устного народного творчества.

Срок выполнения: 1 месяц.

Участники проекта: ст. гр. “Чебурашка”

Настя Петрухина

Женя Люткайтис

Серёжа Зотин

Настя Килина

Саша Бирючевский

Андрей Кондрашов

Дарина Сидорова

Ангелина Шапова

Денис Гусейнов

Ангелина Караганова

Надя Камбалина

Лёва Назаров

Кирилл Дерягин

Руководители группы: Нина Михайловна Соколова, Галина Васильевна Зуева

Ответственные:

  1. Информационный блок – Женя, Лёва.
  2. Проведение викторины – Денис, Андрей, Дарина.
  3. Показ кукольного театра – Ангелина , Кирилл, Настя
  4. Рисунки по сказкам – Андрей, Лёва, Ангелина Ш.
  5. Утварь для русской избы – Настя, Серёжа, воспитатели.
  6. Подбор русских народных песен, закличек – Надя, Саша.
  7. Изготовление балалаек, кокошников – дети, воспитатели.

Основная часть проекта

Финишная прямая.

Чтобы достичь цели, вероятно, придется сделать несколько самых важных дел-шагов. Каждый след обозначает такой шаг.

1-й шаг. Выбор темы проекта, его названия, эмблема. Обсуждение цели и задач нашего проекта.

2-й шаг. Назначение ответственных. Домашнее задание: чтение русских народных сказок.

3-й шаг. Разучивание русских народных песен, закличек.

5-й шаг. Рисунки любимых сказок.

6-й шаг. Составление загадок .

7-й шаг. Собрать утварь для русской избы.

8-й шаг. Проведение викторины по сказкам .

9-й шаг. Изготовление балалаек, кокошников для развлечения “Каляды”.

10-й шаг. Показ кукольного театра по сказке “Петух да Собака”.

11-й шаг. Развлечение “В мире сказок и чудес”.

Наш маршрут

Движения к поставленной цели. Старт.

Мы выбрали тему и цель проекта.

Подведём итоги!

Выполнил ли я то , что задумал? Да.

Что было сделано хорошо? Очень понравился кукольный театр. Хорошо изготовили кокошники и балалайки.

Что было сделано плохо? Ничего.

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? Нарисовать рисунки, трудно было собрать утварь для русской избы.

Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект? Взрослые, дети других групп, бабушка Арина.

Попрошу взрослых оценить мою работу? Замечательно! Молодцы!!!

1. Что я хочу сделать ? (Чему научиться, кому помочь?) Прочитать новые сказки, узнать какие бывают сказки, посмотреть мультфильмы, подготовить развлечение “В мире сказок и чудес”.

2. Как будет называться наш проект? “В мире сказок и чудес”.

3. Что будет главным его результатом? Развлечение “В мире сказок и чудес”.

4. А такой будет эмблема нашего проекта (рисунок).

5. К кому мы будем обращаться за советом? К маме, папе, бабушке, дедушке, старшим братьям и сестрам, воспитателям.

6. На чью помощь мы можем рассчитывать? Мамы, воспитателей, муз. руководителя Марины Александровны, Людмилы Анатольевны (изо), логопеда Светланы Викторовны.

Работа с родителями включает:

  1. Организацию совместной работы воспитателя и родителей по достижению положительного результата в познавательной активности ребёнка.
  2. Рекомендации по воспитанию личностных характеристик (ответственность, аккуратность, взаимоподдержка, отзывчивость, коммуникативность), по развитию семейного социума.

В работе над проектом, двигаясь к намеченной цели, дети обращаются за помощью к родителям, взрослым. Родители не остаются равнодушными, активно включаются в работу. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.

Читать еще:


Новые материалы:

Творческая лаборатория: от анализа текста - через слово - к новому тексту (интегрированный урок по развитию речи в 8-м классе гуманитарного отделения) :: Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных а–о в корнях -лаг-/-лож-, -раст-(-ращ-)/-рос-" :: Метод проектов. Фразеологические обороты в речи учащихся :: Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс :: Русский язык как средство достижения профессионального успеха :: Дикая история ( El bar ), 2016 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные шкафы/Тумбы / Riva / Тумба Фёст KSU-3.1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD