Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР : Работа с дошкольниками

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР : Работа с дошкольниками

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только МБДУ “Детский сад № 97 “Светлица”, но и Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

В нашем ДОУ обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированными специалистами – учителем–дефектологом, педагогом психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

На основе занятий по коррекционной ритмике, совместно с учителем – дефектологом, педагогом психологом и музыкальным руководителем на базе компенсирующей группы детей с ЗПР “Сударушка” создана детско-родительская студия “Мы рады друг другу”.

Положение о студии “мы рады друг другу”.

Общие положения.

Настоящее положения разработано для детей с ЗПР группы “Сударушка” ИБДОУ “Ддетский сад № 97 “Светлица” в соответствии с законом РФ “Об образовании (ст. 18, 52), семейным кодексом (ст. 12), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом учреждения.

Студия “Мы рады друг другу” – объединение детей с ЗПР и родителей под руководством группы педагогов, имеет консультативно-обучающий принцип организации работы с родителями воспитанников ДОУ.

Срок данного положения действует в течении работы Студии для родителей “мы рады друг другу” (далее Студия).

Цели и задачи Студии.

Цель работы Студии: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основными задачами Студии являются: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

1. Условия реализации работы Студии.

1.1. Занятия Студии проводятся 1 раз в месяц музыкальным руководителем совместно со специалистами ДОУ.

1.2. День и время проведения занятий назначаются по договоренности сторон в помещении ДОУ.

1.3. Формы проведения мероприятий студии: занятия, праздники и развлечения, консультации для родителей и воспитателей

1.4. Материалы мероприятий и обсуждаемые вопросы оформляются в виде информационных листов, рекомендаций на стенде для родителей и в папке “Для Вас, родители”.

2. Права участников Студии.

2.1. Коллектив участников Студии – родители воспитанников группы – имеют право: добровольно входить и выходить из Студии, вносить предложения по изменению графика работы Студии, участвовать в мероприятиях Студии.

2.2. Каждый участник студии имеет право:

Посещать и принимать участие в совместных мероприятиях с детьми на занятиях студии “Мы рады друг другу”, получить индивидуально консультацию психолога, учителя – дефектолога по имеющимся вопросам и проблемам развития ребенка с ЗЛР, получить консультацию музыкального руководителя по музыкальному развитию детей с ЗПР.

Познакомиться с образцами классической музыки и формами организации слушания музыки дома посредством наработанных практических материалов руководителями и участниками Студии.

3. Обязанности участников Студии.

Родители обязаны посещать мероприятия Студии и принимать активное участие в ее работе.

4. Обязанности руководителей Студии.

4.1.  Своевременно предоставлять устную и наглядную информацию членам Студии о тематике, содержании и дате проведения мероприятий.

4.2. Предоставлять возможность членам Студии участвовать в работе Студии, совместных мероприятиях с детьми в ДОУ.

Прспективный план студии “мы рады друг другу”.

Месяц Задачи Содержание работы Результат работы
Октябрь Коррекционная работа средствами музыкально – ритмических движений (регуляция мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, произвольность психических процессов и т. д.) Интеграция трех видов музыкальной деятельности:
восприятие музыки.

Движения под музыку.

Игра на ДМИ.

Диагностика музыкальных способностей детей с ЗПР на начало учебного года.

Консультация для родителей
“Что такое музыка?”

Ноябрь Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей Занятия с детьми направлены на:
формирование навыков адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать.
Игровой вечер с родителями “У Осени в гостях”.
Декабрь Музыкотерапия, как вспомогательное средство, облегчающие эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы. Прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности. Консультации для родителей и воспитателей “музыка и цвета”,
“ты откуда к нам пришел, дед мороз?”

Выставка детского рисунка “зимняя палитра”.

Участие детей в новогодних утренниках.

Январь Специальная коррекционная ориентация в традиционных занятиях с детьми совместно с учителем – дефектологом. Упражнения на коррекцию психических функций:
слухового восприятия,
переключение внимания, воображения
Тематическое занятие “Ритмический калейдоскоп”

Консультации для родителей и воспитателей
“Детские праздники”

Февраль Слушание, восприятие музыки, музицирование, как психологическая основа музыкальной деятельности Слушание классической музыки

(чайковского, грига, моцарта, баха, шопена, глинки и т. д.)

“Музыка души” – вечер с родителями, посвященный слушанию музыки.

Консультации для родителей и воспитателей “музыка души”

Март Способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать своих сверстников, их чувства, настроения собственные переживания и управлять ими. Нормализация и гармонизация общения ребенка с окружающими в повседневной жизни.

Коммуникативные игры “здравствуйте”, “танец шляпы”, “у кого какая песня”, “ручеек” и т.д.

Участие детей в праздничном концерте посвященному – 8 марта.
Вечер хороводных игр “веселей детвора”.
Консультации для родителей и воспитателей
“Самая полезная музыка”.
Апрель Оптимизация тонуса, коррекция психических процессов(концентрация внимания, воображения) управление собственным телом, обучение релаксации. Совместная работа с учителем – психологом Создание консультативных центров для родителей “советы дефектолога”, “советы психолога”.

Диагностики музыкальных способностей детей с зпр на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Участие детей в выпускном вечере.

Май Тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики. Подведение итогов года совместно с психологом и учителем – дефектологом МБДОУ. Презентация стенда “Мы рады друг другу”.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя, учителя – дефектолога и психолога МБДОУ поставленные задачи были достигнуты и реализованы. дети с интересом участвовали в тематических развлечениях и праздниках. Активно откликнулись и родители. результатом работы стали: праздник, проведенный совместно с родителями “У Осени в гостях”, где дети принимали активное участие в играх, песнях, танцах. дети познакомились с временем года – осень, с особенностями этого времени года. Также была реализована выставка детского рисунка “зимняя палитра”, дети и родители под присмотром учителя – дефектолога и психолога МБДОУ рисовали “музыку”, действие оказалось очень ярким и интересным. Новогодний утренник, что может быть впечатляющее, дед мороз и снегурочка, да еще с хитрой гостей Лисой – плутовкой. в феврале состоялся вечер с родителями – “Музыка души” посвященный слушанию музыки. в марте месяце – традиционный праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта. Также совместно с родителями был проведен “Вечер хороводных игр”, дети играли в русские народные игры, пели , плясали, музицировали. Не безучастны, оставались и родители, которые с радостью участвовали в музыкальных номерах и восхищались своими детьми.

Завершением учебного года стало презентация стенда “Мы рады друг другу”, на стенде были продемонстрированы фотоматериалы, отзывы родителей, педагогов. Но самое главное – это те положительные эмоции детей, для которых это все придумано и воплощено в жизнь!

Литература:

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С., “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок по алгебре "Свойства логарифмов". 11-й класс :: Экономическая игра для учащихся 9—11-х классов — "математическое казино "Где? Что? Сколько?" :: Информационные технологии на уроке математики :: Урок математики во 2-м классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 100" :: Интеграция математики и физики в процессе их совместного преподавания одним учителем :: Двуличный любовник ( L'amant double ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list35.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list35.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list35.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Мотылёк ( Midnight Sun ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD