Познавательно-речевое занятие "Как хлеб на стол попал" : Работа с дошкольниками

Цель: расширять и уточнять знание детей о хлебе; сформировать представление о том, как хлеб попадает на стол; развивать внимание, память, любознательность; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Словарная работа: активизировать речь детей словами и словосочетаниями: элеватор, пекарь, хлебопекарня, вискоза, шарманка, боронует землю, муковоз.

Материалы к занятию: использование медиаресурсов, гербарий злаков, плакаты с пословицами и поговорками о хлебе, “элеваторы”, две большие машины, руль, мешочки с зерном, свежий каравай, рушник, костюмы персонажам.

Предварительная работа: экскурсия на хлебопекарню, изготовление теста, оформление выставки детских работ (рисунки) “Какой он хлеб?” разучивание стихотворений о хлебе, народной игры “Каравай”, потешек.

Ход занятия

(Приложение 1.)

Дети под музыку “Зернышко – солнышко” проходят и садятся на заранее подготовленные места. (Слайд 1)


Рис. 1

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку, которую я вам хочу загадать, и правильно скажите, о чем сегодня мы с вами будем говорить на занятии.

Отгадать легко и быстро; мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.)

Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе и о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Вот послушайте сказку: (Слайд 2)

Давным-давно это было, тогда люди жили племенами в пещерах и питались животными. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились люди в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком, он упал, потеряв от изнуряющего голода сознание. Когда очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Человек решил попробовать один из них. И вдруг приятный запах, и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и стал, есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он выздоровел и окреп, и сразу же ему захотелось рассказать об этом. Человек собрал зерна и пошел искать соплеменников. Увидев его живым и невредимым, они удивились, а человек рассказал им о чудо-колоске. [1]

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерна размельчать, потом размолачивать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Стук в дверь – под музыку “Бу – ра – ти – но” появляются Буратино и Мальвина. (Слайд 3)


Рис. 2

Буратино. Здравствуйте, ребята, мы узнали, что у вас сегодня особый день, и пришли к вам.

Воспитатель. Проходите, мы очень рады вас видеть, у нас сегодня серьезный разговор о хлебе.

Буратино. Ребята, а вы помните, какой интересный случай произошел со мной, когда я получил, пять золотых монет. По дороге мне попались Кот Базилио и Лиса Алиса, которые заманили меня в харчевню, чтоб я угостил их тремя корочками хлеба. Помните, как Кот и Лиса обманули меня? Я заказал три корочки хлеба, а они заказали к ним и утку жареную, и рыбу, и молоко. И все это съели, кроме хлеба, а мне оставили три корочки. Но я ничуть не жалею, потому что я слышал, как они тогда заболели от того, что ели все без хлеба. А я вот жив и здоров.

Мальвина. А я, ребята, хочу вам рассказать, как один мальчик остался сиротой, так как его родители были не в состоянии из-за бедности прокормиться и умерли, а в наследство они оставили ему шарманку и маленького сурка, который и помогал ему заработать на хлеб. Мальчик ходил по улицам и играл на шарманке, а маленький сурок доставал билетики из ящика и развлекал публику. Богатые люди давали за это им кусочки хлеба и деньги. Вот послушайте эту песенку. (Слайд 4)

Воспитатель. Да, хлеб – самый нужный продукт на земле. Без хлеба нет и жизни. Во время войны фашисты сожгли очень много полей, засеянных хлебом. Но наши русские солдаты сражались за Родину, а люди пекли им хлеб, который состоял из примеси вискозы, обойной пыли, небольшого количества муки и трав. (Слайд 5).

Воспитатель: Послушайте стихотворение, (читает ребенок) о том, как мальчики ногами пинали булку по мостовой. Как это было ужасно.

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал.
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что показал детям незнакомый дядя (пекарь), поцеловав булку?! (Ответы детей.)

Воспитатель: Наша страна огромна. Нам нужно очень много хлеба, чтобы прокормить всех людей. Сейчас мы с вами отправимся в игру-путешествие по картинкам и узнаем, кто же выращивает хлеб для всех и как он приходит к нам на стол.

И вот под снегом талым распахнуты поля.

Платком пуховым стала широкая земля. (Слайд 6)

Выходят дети – 2 группы по 5 человек, строят 2 трактора, один ребенок изображает тракториста с рулем, 4 человека трактор. Все идут, притопывая под потешку:

Тара – тара – тара – ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить.

Воспитатель: Весенний день – год кормит. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен. Они работают день и ночь, сменяя друг друга.

Воспитатель: А вот и вспаханное поле. Сеялки вышли в поле и сеют зерно. (Слайд 7) (Читает ребенок.)

Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.

Воспитатель: По вспаханному полю идет борона. Она боронует землю, чтоб она была рыхлой, и посевы легко смогли бы пробиться сквозь землю. (Ребенок берет колосок и читает стихотворение.) (Слайд 8)

Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается в поле колосок.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко, ветер и вода.

Воспитатель: Дети, Обратите внимание на колосок – у него прямостоячий стебель, листья широкие линейчатые, каждое зернышко спрятано в чешуйку с усиками, имеет зеленовато – желтую окраску. А сейчас мы услышим стихотворение о колоске. (Читает ребенок.)


Рис. 3

Ржаной росток зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный
Как первоклашка в школе.
Расти, колосок, расти, колосок
Расти, колосок, до солнышка.

Физкультминутка.

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы.

(Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора

(Слайд 9)

Воспитатель:

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и стал золотою стеною.
И слышит страна: “За уборку пора”.

(Слайд 10)

Воспитатель: Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что происходит дальше с хлебными зернышками?!

1-й ребенок.

Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка,
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.

2-й ребенок.

Время он беречь умеет,
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит, и провеет,
И нагрузит грузовик.

3-й ребенок.

Повернется руль проворный
Под уверенной рукой,
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.

4-й ребенок.

Не ищите в этом тайны,
Не при чем тут волшебство,
Просто взял штурвал комбайна
Мастер дела своего.

(Слайд 11)

Воспитатель: Посмотрите ребята, а вот это элеватор, а зачем зерна везут на элеватор, нам расскажут. (Дети читают стихи.)

1-й ребенок.

Хлеб созрел, но нам на стол
Прямо с поля не сошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.

2-й ребенок.

В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру “Кто быстрее привезет хлеб на элеватор?” по 10 мешочков с зерном лежат у команды девочек и команды мальчиков . По очереди каждый загружает один мешок в машину и везет его на элеватор (вот сюда – показываю)А теперь давай те же посмотрим чей элеватор быстрее наполнится зерном. Перед игрой дети говорят: Побыстрей собирай, Да зерно не рассыпай! (Слайд 12)


Рис. 4

Воспитатель: На элеваторе много хлеба. Со всех полей сюда привозят зерно на хранение.

(Слайд 13). Вот зерно полежало на элеваторе и опять отправилось в путь. А куда же дальше отправляется зерно, нам расскажет (дети читают стихи).

1-й ребенок.

Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
По воле электричества
Получается мука.

2-й ребенок. (Слайд 14)

И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь-муковоз
На завод муку повез.

Воспитатель: А вот здесь ребята пекут хлеб – это пекарня. (Слайд 15) А кто из вас знает, какие продукты используют для того, что бы испечь хлеб? Давайте назовем их. (Слайд 16)

(На мольберте висит плакат с пословицами о хлебе.)

Воспитатель: А, какие пословицы вы знаете о хлебе? (Дети читают пословицы.) И что они обозначают?!

Хлеб всему голова.
Без хлеба не обедают.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб да пирог и во сне добро.
Какова земля, таков и хлеб.
Хлеб сердце человеку укрепит.

(Слайд 17) Под музыку появляются 3 колхозницы с караваем хлеба на рушнике, встают посередине группы здороваются и говорят:

1-я колхозница.

Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом,
На каждый стол,
Он пожаловал, пришел.

2-я колхозница.

В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Воспитатель: Давай те, ребята встанем и испечем вкусный каравай. Все дети становятся вокруг колхозниц, и проводится игра “Каравай”. Поют.


Рис. 5

Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Видно солнце с небосвода,
Дети водят хороводы.
В хоровод и ты вставай.
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Веселее подпевай.

Колхозник:

Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе
Нет вкусней на земле!
Я иду, иду, иду и друзей с собой веду.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем!

Воспитатель:

Слава хлебу на столе!
Слава миру на земле!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

А сейчас сходите, помойте руки, и я приглашаю Вас на чаепитие с караваем, который мы испекли.

Список литературы.

  1. В гости праздник к нам пришел (сценарии праздников в детском саду) Сост. Т. А. Ежикова, Т. Я. Кляйн. – Волгоград: Учитель, 2003. – 59 с.
  2. Шеваров Д. Краюха хлеба // Российская газета. – №115 (4678). – 2008. – 29 мая.
  3. Нарочницкая Н. А. За что и с кем мы воевали. – 2-е изд. – М.:Минувшее. – 2007. –.79 с.
  4. Амусина Л. Хлеб всему голова. Воспитание школьников. № 9 2004 г.
  5. Пицков Ю. Как хлеб на стол приходит. Москва, Просвещение, 2003 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Вводный урок по информатике в 10-м классе по теме "Компьютерные презентации" :: Урок мультимедийной безопасности :: Образовательная программа по внеурочной деятельности "Компьютерный мир" :: Открытый урок информатики в 7-м классе. Тема: "Представление алгоритма в графической форме" :: Информация :: Зимняя сказка, или Королева, потерявшая имя ( Fräulein: una fiaba d'inverno ), 2016 :: /Детские/Бьюти / Ангстрем / Подростковая Бьюти 2 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD