Проект "Волшебный сундучок" : Работа с дошкольниками

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».

«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества», – пишет художник Б.М.Немецкий. Опираясь на разработанное отечественными психологами положение о том, что развитие творческих способностей находиться в зависимости от расширения практического опыта и участия в различных видах худ.деятельности, Ю.А.Самарин в способностях выделяет три стороны: а) накопление и систематизация знаний; б)формирование потребностей в определенных видах деятельности; в) роль умений в способностях для решения творческих задач.

Пути развития детского декоративного творчества с помощью народного декоративно-прикладного искусства разнообразны, поэтому, приобщая к нему детей, необходимо учитывать следующее: 1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; 2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений; 3)произведения народного искусства способствует народному формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как  несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, которые включают в себя  цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так мастера хохломской и городецкой росписи умело составляют орнаменты.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль в детском саду, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, но дать первоначальное представление о декоративно-прикладном искусстве должны, развивая при этом интерес к истории  и культуре искусства. Мы предлагаем вам проект «Волшебный сундучок», который поможет вам провести занятия по ознакомлению детей  с декоративно-прикладным искусством. Предлагаем вам планирование по изобразительной деятельности,планирование по продуктивной деятельности с детьми по лепке из глины. Предложены предполагаемые дидактические игры, которые помогут закрепить материал; подвижные и малоподвижные народные игры с использованием местным региональным компонентом. Использование разных форм работы и взаимосвязи с родителями ( консультации, создание мини-музея в группе или в детском саду, оформление фотоширмы – фотоколлаж, создание предметно-развивающей среды).

«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».

Б.М.Немецкий.

Эстетическое воспитание в педагогической науке понимается как органическая часть всестороннего воспитания, как целенаправленный процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических вкусов, чувств и оценок с целью эстетического развития личности. Отечественные психологи педагоги Ю.В.Алиева, Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В Запорожец, Е.А.Флерина и др. подчеркивают взаимосвязь обучения и творчества в использовании народного искусства, его влияния на развитие эстетического восприятия, воображения, творчества детей.

В осуществлении эстетического воспитания дошкольника значительное место принадлежит декоративному искусству и развитию творческих способностей.

Ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством происходит понимании её сущности. Уметь ценить произведения декоративно-прикладного искусства и уважение к мастерам, создавшие эту красоту.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный, групповой.

Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Дивная роспись».

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
  • учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
  • знакомить с региональным декоративным искусством;
  • учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
  • продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
  • развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
  • формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
  • знакомить с спецификой создания декоративных цветов (оттенков).

Формы реализации:

  • беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
  • рассматривание видов росписи;
  • выполнение работ по изобразительной деятельности;
  • выполнение работ из глины;
  • подвижные и малоподвижные народные игры;
  • выставка детского творчества;
  • работа с родителями:
    • совместные работы с детьми;
    • консультация для родителей;
    • беседы;
    • обогащение предметно-развивающей среды;
    • фотоколлаж, фотоширма;
    • оформление мини-музея «Дивная  роспись»;
    • создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.

Ожидаемый результат:

  • развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
  • создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
  • умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
  • создание мини-музея «Дивная  роспись».

Сроки реализации проекта: январь, февраль, март.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Этапы реализации проекта:

Проект включает три этапа:

  • подготовительный;
  • исследовательский;
  • заключительный (обобщающий).

I. Подготовительный этап

Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности лепки из глины (Приложение 1, Приложение 2).
Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.

Воспитатель: подготовка цикла  бесед для детей, консультаций для родителей (Приложение 3)

Родители: Родители принимают участие в организации выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, помогают в оформлении фото ширмы, мини-музея; пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)

Работа с детьми: перед началом работы по проекту проводится беседа с детьми (Приложение 4), занятия,  давая представления о декоративно-прикладном искусстве, как одного из видов  . В ходе проведенных мероприятий выяснилось,  что многие дети  не различают виды ДПИ, не развит эстетический вкус, не умеют самостоятельно выбрать цветовое сочетание при составлении определенного орнамента. Поэтому темой проектной деятельности работы с детьми  выбрано развитие эстетического вкуса через декоративно-прикладное искусство.

II. Исследовательский этап

Цель: сформировать познавательный интерес к народным промыслам, расширять представления о ДПИ. Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, творческие способности в процессе продуктивной деятельности.

Работа по  данному проекту  строилась на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающихся технологий, игр, исследовательской деятельности.

1. Игровая деятельность:

Народные подвижные и малоподвижные игры: (Приложение 5)

  • «Гори, гори ясно»
  • «Ворон»
  • «Теремок»
  • «Салки»
  • «Хомяк»
  • «Малинка»
  • «Юрта»
  • «Джигиты»
  • «Донеси не урони»
  • «Колокольчик»

2. Дидактические игры (Приложение 6)

3. Художественно-продуктивная деятельность:

– выполнение работ по изобразительной деятельности;
– выполнение работ из глины;
– выставка детского творчества;
– изготовление атрибутов для мини-музея «Дивная роспись».

III. Заключительный, обобщающий этап

По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение  определять  виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка по теме "Сложные слова" (УМК "Гармония"). 3-й класс :: Урок обучения грамоте "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами" :: Урок письма в 1-м классе по теме "Строчная буква з" :: "Твои игрушки (озорной товар). Сергиевская матрешка". 3-й класс :: Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи". 4-й класс :: Институт Роузвуд ( The Institute ), 2016 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Каталог/Тумбы/Тумбы для обуви / HomeMe / Тумба для обуви Харви вариант №7 (белый) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD