Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ : Работа с дошкольниками

Новая педагогика ориентированна на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.

В условиях модернизации образования регионального компонента все большее значение приобретает патриотическое воспитание, переводя абстрактные значения в области конкретных потребностей общества, знаний о своей малой родине.

Основания модернизации содержания регионального компонента в воспитательно образовательной работе дошкольного учреждения:

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;

  • развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории;
  • формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Реализуя важнейшее положение Концепции дошкольного воспитания связанное с изучением истории, культуры и природы родного края, следует активизировать педагогов на поиск новых технологий по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины Я предлагаю примерный перечень этих знаний и умений при использовании регионального компонента в воспитательно-образовательной работе.

Так же должна быть выстроена определенная система работы в данном направлении. В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно - правового и организационно - методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция содержания дошкольного образования на Кубани ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально - этнических культур.

Вместе с тем, для эффективного функционирования системы по внедрению регионального компонента сделано еще очень и очень мало.

Понимая значимость данной проблемы, дошкольные учреждения активно включились в работу по реализации правительственной программы в детских садах.

Дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы к решению проблем регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к этому вопросу, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации к этой теме с подрастающим поколением.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - исторический, и другие компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального компонента, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

В настоящее время вышло достаточно много пособий по изучению родного края для школьников, а вот для дошкольников их практически нет. Поэтому педагогам ДОУ приходиться пользоваться учебными пособиями по кубановедению для начальной школы, адаптируя их к возрастным особенностям дошкольников. Конечно, не каждый педагог может творчески подходить к этой проблеме, поэтому раздел "Знакомство с родным краем" вызывает определенные трудности

В системе дошкольного образования значительно расширилось программно - методическое обеспечение образовательного процесса.

Комплексные программы "Детство", "Программа воспитания и обучения в детском саду", "Истоки" дают широкие возможности для использования потенциала народной культуры в воспитании детей. Многие программные задачи можно решать на содержательном материале регионоведения, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема.

В перечисленных комплексных программах нет специально выделенного раздела по региональному компоненту. Оно проходит через другие разделы.

В программе "Детство" региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделе "Дошкольник входит в мир социальных отношений" формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В разделе "Ребенок открывает мир природы" осуществляется обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой. В разделе "Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки" даются представления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов.

"Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Василевой. Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел "Ознакомление с окружающим" Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о разработанности проблем включения основ краеведения в практику дошкольных учреждений. Авторы региональных краеведческих программ (Алифанова Г.Т., Бибикова Н.В., Серова З.А. и др. (Санкт - Петербург); Алешина Н.В. и др. (Москва); Никитина С.В., Тимонина О.Ю. и др. (Великий Новгород)) едины во мнении, что воспитывая дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать необходимость формирования личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

В программе "Истоки" проблема патриотического воспитания осуществляется через познавательное и эстетическое развитие ребенка - дошкольника. Познавательное развитие включает такие разделы как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок". В рамках данных разделов происходит формирование начал самосознания ребенка-дошкольника и овладение элементарными сведениями по истории, географии и культуры Родины, воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, воспитания бережного отношения к природе, ознакомление с отечественными произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно - прикладным искусством.

Но существуют и парциальные программы такие как: "Наследие", "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры", Программа "Непреходящие ценности малой родины" (Е.В. Пчелинцева),     Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова), - Программа "Патриотическое воспитание" разработана заведующей кафедрой Пермского государственного педагогического университета, доцентом, кандидатом педагогических наук Л.В.Пименовой. - "Открой себя", и другие.

Большое внимание в современных программах, особенно парциальных, уделяется приобщению детей к народной культуре как средству формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Это отражено в современной и популярной среди педагогов, программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (входит в учебно-методический комплекс программы "Детство"). Эта программа разработана ведущим научным сотрудником института педагогических инноваций РАО г. Москвы Князевой О.Л. Теоретическую основу программы составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно - нравственного и патриотического развития человека (И.А.Ильин, Д.С.Лихачев и другие).

Для программы выбраны следующие приоритеты:

- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должно быть национальным. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

- Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.

- Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

- Очень важно ознакомить детей с предметами народной творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Наряду с данной программой существуют и другие, решающие задачи патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Это:

- Программа "Непреходящие ценности малой родины" (Е.В. Пчелинцева) - посвящена историко - культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Создана на основе достижений современной науки и передового педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений Ивановской области. Определяет содержание и необходимые условия для становления на ранних этапах гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно - этической и эстетической направленности, воспитания любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту. Особенность программы - в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России

- Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова) - разработана в соответствии со структурным компонентом государственного стандарта дошкольного образования "Развитие представлений о человеке в истории и культуре".

Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей.

- Программа "Патриотическое воспитание" разработана заведующей кафедрой Пермского государственного педагогического университета, доцентом, кандидатом педагогических наук Л.В.Пименовой. Программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок включает календарное планирование: задачи, примерное содержание, совместная деятельность воспитателя с детьми: познавательная деятельность, художественная литература, игровая деятельность, продуктивная деятельность.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

  • организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
  • учет специфики организации и построения педагогического процесса;
  • использование форм и методов направленных на развитие эмоций и чувств.

Ведущие идеи:

Создание условий для гармоничного развития ребенка с учетом индивидуальности личности на всех основных этапах дошкольного детства;

Создание среды направленной на адаптацию к современному социуму;

Педагогическое взаимодействие с родителями, ориентация их на роль воспитания в семье;

  • профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса на осно ве общности ценностно- смысловых позиций (воспитателей, специалистов службы сопровождения);
  • обобщение опыта педагогической деятельности на каждом образовательном этапе, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями).

Учитывая, что каждое дошкольное учреждение с многофункциональной организацией образовательного процесса нуждаются в специально разработанной и многократно выверенной системы реализации региональных функций и мероприятий методическая служба ДОУ, что предполагает необходимым разработку следующих компонентов системы:

  • Нормативно-правовая и инструктивно-правовая база по использованию регионального компонента в дошкольном учреждении;
  • Система диагностики по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы занятий, игр с учетом возрастных особенностей детей;
  • Методические и дидактические планы-программы региональных направлений в работе дошкольного учреждения;
  • Программа управления патриотическими процессами в ДОУ;
  • Программа консультативно-практической помощи родителям;
  • Образовательные проекты приобщения детей к культуре, истории, природе родного края;
  • Система познавательного развития (интеграция участников образовательного процесса, и комплексная модель планирования на основе эффективных элементов современных программ);
  • Психолого-педагогическая основа сопровождения развития и воспитания ребенка.

Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований - явление несомненно позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. Но все идеи, мысли и эксперименты требуют серьезного осмысления как теоретиками, так и практиками.

Читать еще:


Новые материалы:

"Люблю природу русскую". Стили текстов. 2-й класс :: Методика проведения уроков развития речи в рамках системы индивидуально-развивающего обучения в младших классах :: Открытый урок для родителей учащихся 1-го класса :: Урок математики в классе-комплекте по теме 1–3. "Веселый спорт" :: Эколого-эстетическое воспитание младших школьников :: Аустерлиц ( Austerlitz ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Вешалки/Настенные / Мебелик / Вешалка настенная Васко В 3Н ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Начало похудения с чего начинать

С чего начать похудение: этапы и рекомендации Многие люди задумываются над необходимостью похудения, но многие из нас не знают, с чего начать этот трудоемкий и...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как в тренажерном зале накачать шею

Упражнения на шею в тренажерном зале Шею можно накачать как в домашних условиях, так и в тренажерном зале. Вся разница в том, что в домашних условиях у вас вряд...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD