Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Л–Ль" : Работа с дошкольниками

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять навыки произношения и различения звуков “Л”-“Ль” в слогах, словах, фразах.
  • закреплять понятия “согласный твердый звук”, “согласный мягкий звук”, “предложение”.
  • совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык правильного согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; закреплять умение образовывать и употреблять притяжательные прилагательные; закреплять умение образовывать слова со значением преувеличения.
  • упражнять в составлении предложений с заданным количеством слов, совершенствовать навык согласования слов в предложениях.
  • совершенствовать связную речь, общие речевые навыки.
  • продолжать формировать фонематический слух.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание.
  • развивать общую моторику .

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга.
  • воспитывать сотрудничество в совместной деятельности.

Материал: магнитная доска, мяч, конверты с изображением геометрических фигур разного цвета, предметные картинки со звуками “Л”, “Ль”, светофоры зеленого и синего цвета на каждого ребенка, картинки для пересказа.

Ход занятия

На полу музыкального зала разложены конверты с изображением геометрических фигур разного цвета. Логопед: “Ребята, вы должны найти конверты с белыми овалами и зелеными треугольниками” (Дети собирают конверты с названными фигурами и передают их логопеду).

Логопед: “Ребята! Давайте посмотрим, какие картинки в конвертах с белыми овалами. (Логопед выставляет картинки на магнитную доску, дети произносят название каждой картинки) - Лампа, халат, столы, кукла, лодка.

Логопед: “Ребята! А теперь давайте посмотрим, какие картинки лежат в конвертах с зелеными треугольниками! - (Дети произносят) - Качели, самолет, шляпа, лента, лейка, кегли, пальто. (Картинки выставляются в два ряда)

Логопед: “А теперь определите, какой общий звук вы услышали в словах первого ряда?” (Звук “Л”) Твердый или мягкий согласный? (твердый согласный).

Логопед: “А теперь определите, какой общий звук вы услышали в словах второго ряда? (Звук “Ль”) Твердый или мягкий согласный? (мягкий согласный)

Логопед: “В словах “белый овал” какой мы слышим звук – твердый “Л” или мягкий “Ль”? (“л”). А в словах “зеленый треугольник”?(“ль”)

Логопед: “ Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные звуки Л-Ль”

Логопед: “Мы с вами поиграем с мячом. Я буду поизносить слоги с твердым согласным звуком “Л” и кидать вам мяч. Вы произносите слоги с мягким согласным звуком “Ль” и возвращаете мне мяч обратно” (Дети преобразуют слоги)
Логопед: ЛА-ЛА-ЛА ребенок: Ля-Ля-Ля лук-люк
ЛО-ЛО-ЛО Ле-Ле-Ле угол-уголь
Лу-Лу-Лу Лю-Лю-Лю волы-вали
АЛ-АЛ-АЛ Аль-Аль-Аль галка-галька

Логопед: “ Я буду произносить слово без последнего звука и кидать вам мяч. Вы добавляете последний звук в это слово и возвращаете мне мяч обратно.” (Дети добавляют в слова последний звук - мягкий согласный “Ль” или твердый согласный “Л”.)

  • ВОКЗА... - Л – вокзал
  • ПЕНА...- Л – пенал
  • СО...- ЛЬ – соль
  • СТО... - Л – стол и т.д.

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Логопед: “ Ребята! А каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки?” (зеленым) Твердые согласные звуки? ( синим )”

Каждому ребенку раздаются синий и зеленый светофоры.

- Я буду произносить слоги, затем слова со звуками “Л”, “ЛЬ”. Услышав звук “Л”, вы поднимаете синий светофор. При произнесении слова со звуком “ЛЬ”- зеленый светофор.

Логопед: “Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на ряды картинок, разложенные на магнитной доске. Что объединяет предметы, в названиях которых есть твердый звук “Л”? (эти предметы белого цвета); а с мягким звуком “Ль”?( все предметы зеленого цвета).

Про какие предметы можно сказать:
“БЕЛЫЙ”- Дети: “Белый халат”
“БЕЛАЯ” “Белая лампа, кукла, лодка”
“БЕЛЫЕ” “Белые столы”
“БЕЛОЕ” “Белое платье”

Про какие предметы можно сказать:

“ЗЕЛЕНЫЙ” - Дети: “Зеленый самолет”
“ЗЕЛЕНАЯ” - “Зеленая шляпа; лента; лейка
“ЗЕЛЕНОЕ” - “Зеленое пальто”
“ЗЕЛЕНЫЕ” - “Зеленые качели, зеленые кегли”

Логопед: “ А сейчас я предлагаю вам послушать с нашими словосочетаниями предложения, которые я составила.”

- Мама, купить, белый, платье. – Правильно? Получилось у меня предложение? Что нужно сделать? Дети: “Чтобы получилось предложение, слова нужно подружить между собой” - “Мама купила белое платье”

- Полина, завязать, зеленый, ленты.

- Мы, любоваться, в, небо, зеленый самолет.

И т.д. дети составляют предложения по опорным словам.

Логопед: “А сейчас мы отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть и подышать лесным воздухом”.

Дети встают и образовывают круг, проговаривают текст и выполняют соответствующие движения:

- На прогулку в лес пошли,
И животных там нашли.
Встретили косого зайку,
Убежал от нас зазнайка.
Мишка ел в кустах малину
И отдал нам половину.
Дятел тукал – тук да тук,
Раздавался громкий стук.

Логопед: “Давайте подышим чистым лесным воздухом. Вдохнем носиком - выдохнем ротиком, сделав губы трубочкой. Плечи не поднимаем. (Выполнить несколько раз) Молодцы!”.

Дети садятся на стульчики.

Логопед: “ На лесной прогулке мы встретили с вами зайца, медведя, дятла. Заяц и медведь - это домашние или дикие животные? А какие еще дикие животные живут в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, еж...) А сейчас я вам составлю рассказ о диких животных, которые тоже живут в нашем лесу. Но о каких животных, вы узнаете, выполнив задание “Четвертый лишний”:

- корова, коза, волк, кошка (волк)

- волк, рысь, белка, медведь (белка)

Логопед: “Об этих животных вы услышите мой рассказ. Но рассказывать мы будем вместе с вами. Я начинаю, а вы смотрите на картинку и продолжаете.” ( Составление рассказа с использованием предметных картинок, выкладываемых на магнитной доске)

Голодный волк.

Блуждал в лесу голодный ВОЛК (изображение волка). И вдруг он увидел на колючей ЕЛОЧКЕ (Выкладывается изображение ели, дети проговаривают это слово вместе с логопедом) пушистую БЕЛКУ (изображение белки) “Вот я ее съем,- подумал ВОЛК и ласково говорит - Слезай, белочка, с ЕЛОЧКИ, иди сюда. Мы покатаемся с тобой на САЛАЗКАХ” (изображение салазок) Улыбнулась БЕЛКА: “Не могу, волк, пойти с тобой, у меня нет САЛАЗОК. Ты лучше покатайся с ЛИСОЙ!” (изображение лисы)

Вопросы по содержанию:

- Кого хотел перехитрить волк, блуждая по лесу ? (белку)

- Где он увидел белку? ( на елочке)

- Как волк хотел перехитрить белку?

- С кем предложила волку белка покататься на салазках?

Рассказ детьми по цепочке еще один раз. Затем предлагается кому-то из детей пересказать полностью рассказ, используя опорные картинки.

Логопед: “ Мы составляли с вами рассказ о волке и белке, наших лесных обитателях. А сейчас я предлагаю вам угадать, чья это лапа – беличья или волчья ? А вот этот хвост чей? (беличий), а этот? (волчий) Чье ухо? (беличье) Угадали, не ошиблись!

- Чья лапа больше – волчья или беличья?

- Чей хвост длиннее - беличий или волчий?

Логопед: “А теперь давайте сравним волка и белку.

-У белки глаза, а у волка ГЛАЗИЩИ,

- У белки зубы, а у волка ЗУБИЩИ.

- У белки лапы, а у волка ЛАПИЩИ,

- У белки усы, а у волка УСИЩИ!

- У белки когти, а у волка КОГТИЩИ!

Логопед: “Не смог волк перехитрить маленькую белку. А сейчас и мы с вами превратимся в маленьких белочек” (детям надеваются шапочки с изображением белочек)

Проводится игра-инсценировка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Белки прыгают по веткам
Прыг да скок, прыг да скок.
Забираются нередко
Высоко-высоко.

Сядем, белки, под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встанем и потянем спинки.
Снова скачем по тропинке!

Белки, прыгайте по елкам,
Собирайте, белки, шишки!
Не пугают нас иголки -
Белки - ловкие малышки!

Логопед: “Ребята! Вы сегодня на занятии справились со всеми заданиями. Какие звуки мы учились правильно произносить и различать? (Звуки “Л” и “Ль”) При составлении предложений, пересказе рассказа мы также использовали много слов с этими звуками. Вы старались их красиво произносить и не смешивать. Молодцы!

Белочка приготовила для вас сюрприз - орешки! (детям раздается сладкое угощение - печеные орешки)

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок по литературному чтению и трудовому обучению в 3-м классе :: "Изготовление моделей-сувениров из модульных дощечек". Из опыта работы :: План-конспект урока технологии "Элементы материаловедения" :: Тесты по технологии по теме "Металлообработка" :: Цикл уроков труда "Учимся творить и сотрудничать" :: Чужой: Завет ( Alien: Covenant ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Для дачи/Мебель для сада/Плетеная/Столы / 4sis / Стол обеденный Венето ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD