Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе : Работа с дошкольниками

“Знания ведут к развитию только в том случае, если их получение мотивировано
собственной познавательной активностью. В любом другом случае ребёнок воспринимает
обучение как насилие над собой, ему не интересно, он не видит смысла в учении”.
И.В. Дубровина, доктор психологических наук

Главной заботой родителей детей 6-7 лет является подготовка к обучению в школе, которая выражается в умении детей читать, писать, считать. Они уверены, что ребенок, овладевший этими навыками полностью готов к обучению в школе.

Последние два года дошкольного детства ребенок, кроме детского сада, посещает лингвистические центры, классы предшкольной подготовки (а иногда -  репетитора), что ведет к тому, что дети раньше становятся маленькими школьниками. Однако раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребенка, превращая детей в уменьшенную копию взрослых. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению.

По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – игрой. А “ненаигравшиеся” дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью учебной мотивации и познания. Поэтому на вопрос “Ты хочешь в школу?” такой ребенок отвечает отрицательно. Ведь те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новому виду деятельности – учебной, а, значит, психологически к школе не готовы. Следовательно, школа для таких детей может стать не увлекательным процессом, а “трудовой повинностью” уже с первых недель пребывания в школе.

Важная задача, стоящая перед родителями и воспитателями детского сада – создание общей установки, общей позиции ребенка по отношению к основному виду предстоящей деятельности – учению. Создание такой внутренней готовности необходимо для того, чтобы маленький ребенок мог быстро, без лишних переживаний, войти в новый для него образ жизни, приспособиться к новым требованиям, овладеть необходимыми на данном этапе навыками учебной деятельности.

Педагоги и психологи констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

  • обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
  • неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
  • неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.
  • Неполноценная мотивация к обучению влечёт разрушающие личность ребёнка последствия:
  • отсутствие (потеря) интереса к учебе;
  • школьная дезадаптация;
  • угнетённость, страх из-за негативного отношения педагога;
  • нежелание идти в школу;
  • негативные межличностные отношения;
  • неврозы.

Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включает несколько направлений:

  • улучшение системы отношений ребёнка с родителями, сверстниками, воспитателями,
  • стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
  • формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
  • создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности.

Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:

  • обогащение и расширение замыслов игровых сюжетов;
  • удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
  • удовлетворение потребности дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
  • комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
  • развитие у родителей и педагогов эмоционального принятия ребёнка;
  • создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией.

Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации являются дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны и творческие задания.

В процессе формирования мотивации дошкольника должны “участвовать” сказочные герои и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка задания должны быть интересны ребёнку, а информация должна помогать ему решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо в них стимулировать.

Для позитивной мотивации ребёнок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и педагоги должны помогать и учить ребёнка преодолевать страх, выдавать авансы успеха (“у тебя получится”), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключить и личную исключительность (“только ты сможешь это сделать”), усиливать мотивацию (“это нам необходимо для ...”)

Позитивная мотивация к обучению в детском саду, её комплексное развитие - это условие дальнейшего успешного обучения. Ребёнок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребёнка как личности.

Литература.

  1. Вераксы Н.Е,.Комаровой Т.С,.Васильевой М.А. “От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования”.. Мозаика – Синтез. М. 2014.
  2. Гербова В.В. “Развитие речи в детском саду”. Мозаика – Синтез. М., 2014.
  3. Гризик Т.И., Л.Е.Тимощук “Развитие речи детей 6-7 лет”. М., “Просвещение”, 2007.
  4. Л.Б.Фесюкова “От 3 до 7”. Р-на-Д., 1997.
  5. “Вундеркинд? Это очень просто!” Рига, “АВОТС”, 1991.
Читать еще:


Новые материалы:

Эта сложная часть С :: Конструкторско-технологическая деятельность логико-эвристического проектирования с использованием логико-смысловых моделей на уроках русского языка :: Алгоритм взаимодействия учителей начальных классов и среднего звена на этапе перехода школьников из начальной школы в среднее звено :: Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Официально-деловой стиль" :: Разработка урока "Что значат ваши имена?" :: Безумные соседи ( À bras ouverts ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столики со стульчиками / TCT Nanotec / Набор для детской Q-momo ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD