Коррекция слоговой структуры слова как одна из важнейших задач в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи : Работа с дошкольниками

Одной из важнейших функций человека является речевая функция. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Формирование у дошкольников правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач обучения ребёнка родному языку как в ДОУ, так и в семье.

Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.

Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку. Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мне пришлось столкнуться с такой проблемой, как преодоление нарушения слоговой структуры слова. Известно, что среди разнообразных нарушений речи, слоговая структура является одним из наиболее сложных нарушений, трудно поддающееся коррекции. Именно поэтому данная проблема заинтересовала меня. Считаю, что в работе с детьми, имеющими ОНР, на первый план следует выдвигать коррекцию слоговой структуры, а потом уже формирование звукопроизношения и развитие всех компонентов речевой системы, так как данный вид нарушения удерживается в речи дошкольников дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков. Изучив и проанализировав публикуемые в печати материалы, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, мною был сделан вывод о том, что данная проблема является недостаточно изученной.

Рекомендации по коррекции этого вида нарушения являются противоречивыми. Предлагаемый в печати лексический материал содержит наличие труднопроизносимых звуков, что не позволяет использование подобного материала в полном объеме.

Это и натолкнуло меня на мысль о необходимости подобрать и систематизировать дидактический материал, включающий в себя игры, игровые упражнения, практические задания с опорой на красочные иллюстрации.

Речевой материал подобран в полном соответствии с программным документом Министерства образования РСФСР “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи” Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

В основу дидактического материала положен многолетний опыт практической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи и общепринятая классификация А.К. Марковой.

Уникальность представленного материала состоит в том, что он исключает в своем содержании труднопроизносимые звуки и доступен в использовании, что позволяет достичь положительных результатов в преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Большое внимание я уделила материалу, иллюстрирующему дидактическое пособие, так как именно он способствует привлечению внимания детей и увеличивает объём запоминания. Известно, что при соотнесении слова с картинкой, у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и игровых упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.

Четко поставленная цель помогает наметить конкретные задачи, дающие возможность целенаправленно построить всю коррекционную работу по данному виду нарушения.

Планирование позволяет рационально распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки.

При планировании учитывалась взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивающая единство, систематичность и последовательность в работе.

В календарном плане предусмотрено планирование всех видов деятельности детей и соответствующая им форма работы.

Помимо текстовой формы написания годового плана представлена и графическая форма. Эта форма оптимально координирует учебно-воспитательный процессе в пространстве и времени, а также предупреждает “столкновения” различных видов деятельности. Сочетание текстовой и графической форм - является наиболее оптимальным при составлении плана. При правильном планировании появляется возможность осмыслить свою деятельность, построить процесс обучения с детьми самостоятельно и творчески.

Включение в индивидуальные занятия разнообразных игр и заданий по нарастающей степени сложности способствует повышению эффективности в работе по коррекции данного вида нарушения. Чередование различных видов деятельности побуждает ребенка к учебным действиям, способствует работе различных анализаторов.

Дидактические игры и игровые упражнения по данной теме представлены иллюстративными заданиями творческого характера, направленные на:

  • развитие фонематического слуха;
  • расширение и обогащение словаря;
  • формирования правильного воспроизведения слогового контура слова;
  • совершенствования грамматических категорий;
  • развитие связной речи, внимания, логического мышления и памяти.

Использование дидактического материала, как особого вида пособий, способствует:

  • привлечению внимания детей;
  • повышению насыщенности занятия;
  • оптимизации учебного процесса;
  • стимулированию познавательной активности детей.

Измерителями выполнения проблемы исследования является динамика развития ключевых компетенций, проводимая с целью:

  • определения уровня речевого развития ребенка;
  • контроля успешности реализации образовательной деятельности;
  • вычленения возникшей проблемы;
  • выявления возможных проблем усвоения учебного материала;
  • нахождения оптимальных путей решения проблемы;
  • определения резервных возможностей ребенка, на которые можно
  • опираться в ходе коррекционной работы.

Позитивная динамика в ходе совместной работы с родителями достигается за счет того, что родители, моих воспитанников, четко следуют рекомендациям учителя – логопеда.

Анкетирование родителей позволяет:

  • узнать мнение родителей по какой-либо проблеме;
  • наметить пути совместного решения проблемы;
  • познакомиться с микроклиматом в семье;
  • выявить уровень общения родителей с детьми;
  • определить степень взаимопонимания и доверия в семье и т. п.

Не меньшую значимость в работе с родителями отвожу, пропаганде логопедической работы среди родителей младших групп, с целью выявления, учета и контроля над детьми имеющими ОНР.

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности всего педагогического коллектива посредством консультаций, показа открытых занятий, семинаров - практикумов, рекомендаций при использовании специального речевого и практического материала, совместному планированию, а также контроля над выполнением рекомендаций.

Основной задачей своих разработок считаю оказание практической помощи логопедам, воспитателям (при закреплении материала по заданию логопеда) и родителям (при выполнении домашних заданий с детьми).

В дидактическом материале большое внимание уделила расширению и активизации словарного запаса. Он был пополнен и обогащен малознакомыми детям словами, например, такими как: нуга, кипа, кета, галифе, попона, тетива, копна, магма и т.д. (Рис.1, Рис.2, Рис.3)

Рисунки к материалу.

Каждый тип слоговой структуры слова представлен в следующем порядке:

  • слова с опорой на картинки, которые повторяет ребенок за взрослым, а затем проговаривает их самостоятельно;
  • игры, игровые упражнения на формирование грамматических категорий, развитие высших психических функций;
  • словосочетания и фразы, состоящие из трех и более слов (с опорой на картинный материал).

Подобранные задания помогут детям справиться с недостаточно сформированными грамматическими категориями:

  • образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:

“Назови ласково” - Дыня-дынька, баня-банька, коготь-коготок, огонь-огонёк т.д. (Рис.4, Рис.5);

  • согласование числительных с существительными:

“Сколько у тебя?” - У меня пять маков (петухов, удодов, питонов, налимов и т.д. (Рис.6, Рис.7);

  • образование относительных прилагательных:

“Скажи какой?” - Ствол пихты, он какой? - пихтовый. Лист пальмы-пальмовый и т.д. (Рис.8);

  • образование притяжательных прилагательных:

“Назови чья, чьи?”- Тюлень-тюленья, олень-оленья, кабан-кабанья). “Скажи чей?” (Рис.9, Рис.10);

  • употребление существительных родительного, винительного, дательного, творительного и предложного падежей единственного и множественного числа:

“Нет кого (чего)?” - Нет ягоды. Нет полена. Нет енотов. Нет удодов и т.д. (Рис.11, Рис.12); “Кого вы видели?” - Мы видели гадюк. Мы видели коней. Мы видели макак и т.д. (Рис.13); “Чему (кому) нужны?” - Кому нужны клювы-уткам. Чему нужны желуди - дубкам и т.д. (Рис.14); “Скажи чем?” - Чем моют?- губкой. Чем любуются?- мальвой и т.д. (Рис. 15); “На чём?” - Макаки на пальмах. Опята на пеньках. Лед на катках. Хвоя на пихтах и т.д. (Рис.16);

  • образование глаголов префиксальным способом:

“Скажи, что он (она), сделает?” - отведёт(подведёт, обведёт), отобьёт (подобьёт и т.д. (Рис. 17);

  • употребление глаголов единственного и множественного числа настоящего, прошедшего и будущего времени: “Скажи, что ты делаешь?”, “Скажи, что они делали?”, “Скажи, это кто будет делать?”: иду, бегу, гуляю, нюхаю, топать, дудеть, ходить, тикали, охали, пой, бей, кидай, копать, думать, гонять, помогай, наливай, догоняй, умойте, подайте, обнимать и т.п. (Рис.18, 19,20, 21);

подбор антонимов “Скажи наоборот” - Арбуз тяжелый, а шар -...легкий. Этот водоём прозрачный, а тот - мутный. У дубов стволы толстые, а у рябин - ... тонкие и т.д. (Рис.22, Рис. 23).

  • Дидактический материал содержит практические задания на развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления, в процессе обучения которых детям даётся возможность самостоятельно решать логические задачи. Например, в игровом упражнении “Отгадай что это?”, ребёнку необходимо по определённым существенным признакам узнать тот или иной предмет: “Круглый, масляный, румяный - блин. Крепкий, острый, птичий - клюв” и т.п.;

“Кто что делает, скажи” - “Кошка котёнка лижет, а слон - ... купает. Змея ползает, а птица - ... летает. Корова хвостом машет, а собака хвостом - ... виляет” и т.д. (Рис. 24).

  • Предлагаемые задания учат детей не только правильно воспроизводить в речи слова разной слоговой структуры, но и правильно строить предложения (из двух и более слов) при ответе на поставленные вопросы, например: “Что это? - Это духи. Чьи духи? - Мои духи. Где твои банки? – Вот мои банки. Где пятно? - Пятно на пальто. Кому ты отдашь альбом? - Я отдам тебе альбом. Кому ты купишь фундук? - Я куплю тебе фундук. “Что ты можешь купить?” - Я могу купить путёвку и т.д. (Рис.25, 26, 27, 28, 29, 30).

Разработанный дидактический материал предназначен для работы с детьми, как логопеда, так и родителей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

Использование дидактического материала в работе с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры слова, приносит положительные результаты. Наши воспитанники:

  • овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава;
  • у детей развивается фонематическое восприятие;
  • преодолеваются лексико-грамматические трудности;
  • совершенствуется зрительное и слуховое внимание;
  • нормализуется речевое и физиологическое дыхание;
  • активизируется и обогащается словарный запас;
  • развивается грамотная речь, мышление, память;
  • формируется важнейшие качества личности, такие как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, ответственность.

У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками взрослыми.

Достичь этого позволяет проводимая мной своевременная коррекционная работа с детьми по преодолению речевых нарушений. Работу строю с учётом психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использования методических приемов в сочетании с многократностью и вариативностью применяемых речевых упражнений. Такая комплексная работа позволяет мне преодолевать нарушения данного вида фонологической патологии у детей с ОНР, что в дальнейшем поможет избежать возникновения у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. А это в свою очередь приведет к успешному обучению в школе и получению детьми качественного образования.

Литература.

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.-П., Детство-Пресс, 2001, - 46с.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. – М., Книголюб, 2005, - 95с.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. – В., Учитель – АСТ, 2004, - 95С.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990, - 239с.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. – М., Творческий центр, 2007, - 93с.
  6. Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет, М., Творческий Центр, 2005, - 109с.
  7. Ткаченко Т.А. Развития фонематического восприятия, М., Гном и Д, 2005. - 32с.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4–6 лет к пособиям “Учим говорить правильно”. - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 40 с.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991, - 125с.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. – М., Гном и Д, 2001, - 92с.
Читать еще:


Новые материалы:

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы :: Разработка урока русского языка для 4-го класса по теме "Определение имени существительного" :: Игра "Люби и знай руссский язык". 5-й класс :: Из истории русской пунктуации :: Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Отрицательные местоимения" :: Скрытые фигуры ( Hidden Figures ), 2016 :: Дом и дача/Интерьер/Зеркала/Мебель для спальни/Туалетные столики, зеркала/Зеркала / Dupen / Зеркало Dupen ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD