Надо ли учить читать маленьких детей? : Работа с дошкольниками

Вопрос обучения чтению и письму всегда  волнует родителей дошкольников. Многие  начинают учить своего ребенка читать чуть ли не с пеленок. И как велико разочарование мамы и папы, когда оказывается, что усилия были напрасны. Часто можно увидеть как 3-х летний ребенок знает буквы, может прочитать слова и даже предложения, но…  Вот тут и встаёт вопрос: А что же дальше? Взрослые, почему то уверены, что малыш сам начнёт читать книги, черпая из них все необходимые знания.  Нами проводилось анкетирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения чтения во всех возрастных группах. Оказалось, что большинству родителей хотелось бы, чтобы детей учили  читать уже со средней группы. Примерно 30 % родителей хотели бы, чтобы ребенок учился читать уже во 2-й младшей группе. Причины такой острой необходимости в навыке чтения назывались такие: подготовка к школе, самостоятельное получение знаний из книг, не желание родителей читать своим детям (не хватает времени). Однако, многие родители детей старших возрастных групп, указывали на неоднократные неудачные попытки научить малышей читать и писать.

Давайте поговорим об основных характеристиках процесса чтения и письма. Так ли необходим этот навык маленькому ребенку. Почему ожидания родителей чаще всего оказываются напрасными.

Письмо и чтение (письменная речь) – одна из форм существования языка. А.Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо – как особую форму экспрессивной речи. В отличие от устной, письменная речь формируется в условиях целенаправленного обучения. Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона  и смысловая.  На овладения письменной речью существенное влияние оказывает степень сформированности всех сторон речевого развития. Нарушения звукопроизношения, недостатки фонематического слуха и  лексико - грамматического развития будут влиять на письмо и чтение.

Вот и ответ на вопрос родителей, слишком раннее обучение чтению и письму может потерпеть неудачу из-за несформированности компонентов речи. В процесс становления чтения и письма важную роль имеет зрелость определенных структур головного мозга и согласованность работы 4-х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, двигательного и зрительного. Без сочетания всех этих факторов успешное овладение чтением и письмом невозможно.

Если трудности овладения письменной речи встречаются в более позднем возрасте, то встает вопрос о наличии нарушений в системе работы анализаторов и (или) деятельности головного мозга. В таком случае родителям рекомендуется обратиться к специалистам, которые смогут выяснить причину нарушений и составить план коррекционной работы по преодолению возникших трудностей.

Теперь остановимся на осознанности  прочитанного материала. Именно осознанное чтение позволяет человеку черпать информацию из письменных источников. Мы часто встречаем детей, имеющих достаточно высокий темп чтения, но не способных понимать прочитанное. А ведь чтение осуществляется как раз для того, чтобы получать информацию, заключенную в тексте.

Понимание прочитанного подразумевает осознание ребенком значения практически каждого слова, а также понимание в полном объёме грамматических конструкций, смысловых связей. То есть определенного уровня речевого развития и собственного опыта. И снова мы говорим о возрастных особенностях.

Также взрослым следует учитывать, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая.  Учебная деятельность, обучающая малыша чтению, не является естественной для дошкольника. Обучение чтению в дошкольном возрасте обязательно должно проводиться в игровой форме, не утомляя ребенка. Подмена игровой деятельности учебной  часто приводит к обратному результату, а именно формирование у детей негативного отношения к обучению чтению и письму, и даже, к книгам вообще.

В заключении хотелось бы отметить. Я не являюсь категорическим противником раннего обучения детей чтению и письму. Я призываю родителей не идти на поводу у модных тенденций, не рассматривать ребенка как объект, которым можно похвастаться перед друзьями и родственниками. Взрослым следует обратить внимание на индивидуальные особенности своего малыша. Идеальное время для начала обучения чтению – это момент, когда малыш сам проявил интерес к буквам. Возможно, у некоторых детей рано возникает потребность в овладении навыком чтения, но это не значит, что процесс обучения должен быть организован в ущерб деятельности, соответствующей возрастным особенностям. Хотелось бы напомнить, что формирование навыка чтения и письма не является самоцелью. Важно научить детей научить понимать прочитанное. Без этого фактора даже самое быстрое  чтение будет бесполезным, то есть не будет являться поставщиком информации.

Читать еще:


Новые материалы:

Поиск путей взаимодействия профессионального лицея № 31 и социальных партнеров с целью улучшения качества образования :: Выступление на педагогическом совете "Контроль. Формы и функции контроля" :: Анализ методической работы за 2010/11-й учебный год :: Круглый стол "Неформалы: кто они?" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list1.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Проектирование основ социально-воспитательной среды гимназии :: Пятьдесят оттенков свободы ( Fifty Shades Freed ), 2018 :: /Прихожие/Адажио / Ангстрем / Прихожая Адажио 1 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Начинаем худеть с чего начать женщине

С чего начать похудение женщине При похудении важно придерживаться комплексного плана действий, понимая, с чего нужно начать сжигать жир и как не навредить...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как подкачаться за месяц

Накачаться за 3 месяца Можно ли накачаться за 2-3 месяца? Этот вопрос задают наиболее часто. Как накачаться за 3 месяца без спортивной фармакологии и возможно ли...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD