Занятие по ознакомлению с природой для старших дошкольников "Смотрит солнышко с небес" : Работа с дошкольниками

Занятие по ознакомлению с природой для старших дошкольников "Смотрит солнышко с небес" : Работа с дошкольниками

Цели:

  • Продолжаем знакомить детей с объектами неживой природы и их взаимосвязи с живой природой.
  • Продолжаем формировать представления детей о солнце, как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на земле.

Предварительная работа:

  • Наблюдение на прогулках в течение нескольких дней за солнцем в любую погоду и в любое время суток.
  • Разучивание стихотворений, закличек, пословиц и поговорок о солнце, чтение сказки К.Чуковского «Крокодил», прослушивание детских песен.
  • Создание и подборка атрибутов для проведения различных игр.

Ход занятия

Воспитатель с детьми выходит на участок, где уже находятся атрибуты для игр, музыкальный центр и запись детской песни «Светит солнышко».

Воспитатель: - Какая сегодня чудесная погода! Нам комфортно, тепло и уютно – настроение хорошее! Так и хочется улыбнуться, как вы думаете почему?

Ответы детей

Если они не называют основной источник тепла и света, хорошего настроения – воспитатель читает загадку:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце
А зовут тебя …

Ответы детей: - Солнце!

Воспитатель: - Умнички! Именно когда на улице солнечная и ясная погода нам с вами радостно, тепло и комфортно. А когда пасмурно, солнца не видно, какое настроение у нас?

Ответы детей

Ребенок читает стихотворение:
Тучка прячется за лес
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе,  лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали!

Воспитатель: - Давайте ребятки мы с вами выйдем на открытое солнечное пространство.

Затем задает вопрос: - Что же нам дает солнце?

Ответы детей

Воспитатель обобщает ответы детей и продолжает: - Солнце – источник света, тепла и жизни на земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все животные, растения и люди.

Ребенок читает стихотворение  Ж.Парамонова:

Солнце – светило клокочет вулканом
Бурлит, как кипящий котёл непрестанно.
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.
Солнце – звезда, преогромнейший шар.
Свет излучает, как будто пожар.

Воспитатель благодарит ребенка, достает иллюстрации Солнца и продолжает: - Солнце – раскаленное, шарообразное тело, его можно сравнить с горячей печкой, раскаленным железом. Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до земли, поэтому днем нам так тепло и светло.

Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо.

(Воспитатель предлагает посмотреть на Солнце вверх).

Дети смотрят и отводят глаза.

Воспитатель: - Почему вы отвели глазки?

Ответы детей: - Режет глазки, нам больно смотреть.

Воспитатель: - Да, действительно, без защитных очков мы не можем долго смотреть на солнце, зато мы можем играть  с солнечными лучиками.

Проводится гимнастика для глаз «Лучик солнца»:

Лучик, лучик озорной
Поиграй-ка, ты, со мной.
(Дети моргают глазками)
Ну-ка, лучик, повернись на глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу
лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево)
Теперь я вправо посмотрю
снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо)

Воспитатель: - Ну что ребятки нашим глазкам стало лучше? Ну, тогда послушайте мою загадку и скажите мне, пожалуйста, о чем же в ней идет речь?

Я всегда со светом дружен
Если солнышко в окне
Я от зеркала, от  лужи
Пробегаю по стене.

Ответы детей: - О солнечном зайчике.

Воспитатель: - Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках?

Ответы детей: - Зеркало!

Воспитатель: - А как вы думаете, зачем оно мне сейчас понадобилось?

Ответы детей

Воспитатель: - Ну, что ж давайте, и мы с вами поиграем, понаблюдаем глазками за «солнечным зайчиком».

Дети внимательно наблюдают за игрой «Солнечного зайчика».

Воспитатель: - А теперь я попрошу одного из вас помочь мне.

Ребенок выходит, воспитатель дает ему второе зеркальце.

Проводится игра «Поймай ладошкой солнечного зайчика».

Воспитатель: - Молодцы! Ребятки, а откуда появляются эти чудесные, солнечные зайчики?

Ответы детей

Воспитатель: - Да, действительно вы правы. « Солнечный зайчик» – это пятно солнечного света. Луч света отражается от зеркала, от воды, от часов, от стекла и превращается в « солнечного зайчика».

Затем продолжает: - Послушайте пожалуйста следующую загадку и я  жду от вас ответа.

Алый шар с утра над крышей
Погулять по небу вышел.
Он гулял, гулял, гулял
Встретил вечер и пропал.
Завтра снова он гулять
Выйдет на рассвете.

Ответы детей: Солнце.

Воспитатель: Конечно о солнце, но, а какой прогулке в загадке идет речь?

Ответы детей: Движение солнца в разное время суток.

Воспитатель: - Умнички! Действительно идет речь о перемещении солнца по небосводу. И сейчас я вам предлагаю нарисовать суточный путь солнца.

Раздает детям разноцветные мелки. Дети начинают выполнять рисунок на асфальте и объясняют свои действия.

Утро – встает низко над землей и медленно поднимается.
Днем – поднялось высоко.
Вечером – медленно опускается.
Ночью – спряталось и спит.

Ребенок читает стихотворение:

Ярко рыжий диск на небе
Землю светом согревает.
На закате, на рассвете
Мир в багрянец одевает.

Воспитатель: - Молодцы! В какое время дня и при каком положении, Солнца, будет совсем жарко?

Ответы детей

Воспитатель: - Молодцы! Давайте с вами проведем эксперимент. Проверим, все ли предметы и объекты могут равномерно прогреваться в одно, и тоже время. Обратите внимание на мои волшебные мешочки, пощупайте их и предположите, что в них может находиться?

Дети обследуют и дают ответ: - Камни.

Воспитатель: - Молодцы! Одни камушки мы положим на площадке где мы  с вами стоим, а вторую половину отнесем на веранду и спрячем их. Через некоторое время мы их соберем.

Дети раскладывают камушки в разные места.

Воспитатель: - Наши камушки спрятались, давайте и мы с вами отдохнем.

Проводятся подвижные игры: «Жарко - холодно», «Солнышко».

Дети выполняют указания воспитателя под детскую песню «Светит солнышко».

Воспитатель: - Мы славно с вами поиграли и давайте вспомним пословицы, и поговорки о Солнце которые мы с вами учили.
Солнце сияет, а месяц только светит.

  • На солнышко не гляди: ослепнешь.
  • Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.
  • Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
  • Солнце, воздух и вода — лучшие доктора.

Воспитатель разбирает смысл двух-трех пословиц с детьми и продолжает: - Пора достать наши камушки и сравнить их.

Дети приносят камушки и делают вывод: что камушки, которые лежали на солнце намного теплее, чем те, которые лежали в тени.

Воспитатель обобщает: - Видите, мы убедились, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.  Вспомните, пожалуйста, какой опыт мы проводили в группе.

Ответы детей: - Сажали лук и один стакан ставили на свет и тепло, а другой убирали в полную тень.

Воспитатель: - И что же у нас получилось в конце опыта?

Ответы детей: - Лук, который стоял на свету и тепле вырос значительно быстрее и крепче чем тот, который стоял в кладовке.

Воспитатель: - Да, действительно только там где тепло и светло все растения растут лучше и быстрее. Солнце - это источник энергии для всех процессов находящихся на поверхности земли. Растения и все живое на нашей планете существует за счет энергии солнца. Солнце – самая главная звезда в жизни каждого человека. Без него жизнь на земле была бы невозможна.

Дорогие мои, спасибо вам за прекрасную работу и в конце хотелось бы вам сказать:

Где притаилось солнце?
В ветках ли иль в травинках?
Где оно…..
Солнце – во взглядах нежных.
Солнце - в сердцах горячих.
Солнце растопит снежных
И просветлит незрячих.

Мне очень хочется вам пожелать: Будьте «Солнышками» и согревайте всех, кто окружает вас!

Читать еще:


Новые материалы:

Строчная гласная буква ё. Повторение и закрепление введенных понятий :: Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе. Тема: "Становление российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые" :: Урок чтения и развития речи в 1-м классе по теме "Звук и буква Н" :: Урок литературного чтения "Бездна поэзии в сказке В.И. Даля «Война грибов»" :: Интегрированный урок по информатике и химии в 8-м классе по теме: "Химические свойства кислот. Форматирование документов в текстовом редакторе Word :: Лев ( Lion ), 2016 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Каталог/Шкафы/Распашные шкафы/Двухдверные распашные шкафы / HomeMe / Шкаф распашной двухдверный Мерида вариант №4 правый (белый/зеркало) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD