Адаптированная образовательная программа для детей 5–7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Работа с дошкольниками

Соавторы программы
Н.М. Мальцева
М.А. Шкиль

 

Содержание

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
1.3. Планируемые достижения
2. Содержание программы
2.1. Планирование психолого-педагогического сопровождения
2.2. Реализация психолого-педагогического сопровождения
2.2.1. Лист сопровождения ребёнка с НОДА педагогом-психологом
2.2.2. Лист сопровождения ребёнка с НОДА учителем-логопедом
2.2.3. Лист сопровождения ребёнка с НОДА учителем-дефектологом
2.2.4. Лист сопровождения ребёнка с НОДА воспитателями
2.2.5. Лист сопровождения ребёнка с НОДА музыкальным руководителем
2.2.6. Лист сопровождения ребёнка с НОДА воспитателем по физической культуре
2.2.7. Лист сопровождения ребёнка с НОДА инструктором по физической культуре (плавание)
3. Промежуточный мониторинг развития ребенка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная база
Методическая литература

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа (далее АОП) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) является программным документом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), посещающих ДГ ГБОУ «Школа №1387», которым в установленном порядке по заключению ЦПМПК рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе для детей с НОДА.

АОП составлена в соответствии с нормативными и инструктивными документами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ (последняя редакция);
  • «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
  • «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  • «Декларация прав ребёнка»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г.

АОП – образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
Ребёнок с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Опорно-двигательный аппарат — функциональная совокупность структур (кости, суставы, скелетные мышцы, сухожилия), которая осуществляет регуляцию ориентации тела в пространстве, поддержание позы, мимики и других двигательных действий посредством нервной деятельности. Наряду с другими системами органов опорно-двигательный аппарат образует человеческое тело.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – это дети с различными отклонениями в состоянии соматического, психологического, психического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающей образовательной среде, отвечающей их особым образовательным потребностям. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» НОДА носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства органического или периферического типа. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительным разнообразием и различной степенью выраженности нарушений. Однако можно выделить некоторые сходные нарушения. Дети с НОДА часто интеллектуально сохранны, тем не менее, у них отмечаются не грубые нарушения когнитивной сферы, эмоционально волевая и личностная незрелость. Эти нарушения вызывают трудности в своевременном формировании всех видов детской деятельности. Эмоционально-волевая незрелость у отдельных детей с НОДА проявляется в эмоциональной лабильности, ригидности, тревожности, патологических страхах или аффективности. У некоторых детей с НОДА отмечается недостаточный уровень мотивации к познавательной деятельности, что связано с общей ослабленностью и астенией. У отдельных детей с НОДА отмечаются негрубые нарушения мышления (пространственная ориентировка), внимания (недостаточно устойчивое, низкая концентрация), трудности с запоминанием информации. Дети с НОДА отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, навыков и умений. У них замедлены моторика речи и письма, нервная реакция, расстроена координация движений. Речевое развитие детей с НОДА  имеет свою специфику и проявляется в более длительных сроках коррекции.

В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства:

  • Неврологический характер двигательных расстройств. Это дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных организациях. Двигательные расстройства при ДЦП часто сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы. В условиях образовательной организации при обучении по АОП многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.
  • Поражение ОДА не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные психические функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Актуальность АОП для детей с НОДА обусловлена необходимостью построения системы коррекционно-развивающей работы в Дошкольных группах ГБОУ «Школа №1387» в условиях инклюзивного образования. АОП предполагает полное взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание  и гармонизацию психофизического развития детей в соответствии с ФГОС.

1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

Цель психолого-педагогического сопровождения: достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для детей с НОДА в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • создание ребенку с НОДА специальных условий для осуществления образовательной  деятельности, всестороннего и своевременного психического развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;
  • консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) ребенка с НОДА.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с НОДА.

1.3. Планируемые достижения

Планируемые результаты освоения АОП предусмотрены в ряде целевых ориентиров. Целевые ориентиры образования детей дошкольного возраста с НОДА выражены в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных знаний, умений и навыков ребенка к окончанию старшей группы.

Гибкость и пластичность психофизиологии ребенка дошкольного возраста позволяют успешно корректировать дефициты развития и достигать желаемых результатов. В то же время, необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому результаты освоения образовательной программы выражены в виде целевых ориентиров, которые не являются основой объективной оценки уровня развития детей в соответствии с установленными требованиями образовательной деятельности. Настоящие требования являются ориентирами для изучения характеристик образования детей, решения задач формирования АОП и взаимодействия с семьями воспитанников.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.  

Целевые ориентиры освоения АОП ребёнком с НОДА старшего дошкольного возраста:

Речевое развитие:

− усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
− понимает различные формы словоизменения;
− понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
− понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь;
− дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;
− правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
− употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными;
− образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
− пересказывает без помощи взрослого небольшой текст с опорой на картинки;
− правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
− повторяет слоги с оппозиционными звуками, употребляет основные виды интонации, темп и ритм речи, паузация нормальные.

Социально-коммуникативное развитие:

− владеет основными навыками продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в игре, общении, конструировании и др.;
− выбирает себе занятие, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
− участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
− способен точно передать сообщение собеседнику;
− пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, умеет сотрудничать в процессе игры, участвует во взаимопомощи и взаимной поддержке;
− использует в играх знания, полученные на занятиях в процессе образовательной деятельности, из книг, мультфильмов, общения со взрослыми и т.д.;
− стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие:

− сформированы представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет выражать их в речи;
− способен обобщать предметы и объекты в понятийные группы;
− может показать на предложенных картинках названные действия;
− называет по картинкам предложенные предметы и их части;
− использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
− воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
− владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти;
− определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела;
− определяет времена года и части суток;
− использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество. Называет все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы «не»;
− умеет конструировать из различного материала с помощью взрослого;
− создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей).

Художественно-эстетическое развитие:

− стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
− владеет навыками вырезания;
− знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
− имеет элементарные представления о видах искусства в соответствии с образовательной программой;
− эмоционально откликается на художественную литературу и фольклор, сопереживает персонажам художественных произведений, понимает содержание;
− проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
− эмоционально воспринимает музыку, выделяет части музыкального произведения по темпу, узнает произведение по отдельным фрагментам, различает звуки по высоте, различает музыкальные инструменты по звучанию;
− во время пения произносит все слова, своевременно начинает и заканчивает песню;
− импровизирует мелодию на заданный текст, сочиняет мелодию различного характера;
− передает через движение характер музыки, выполняет простейшие перестроения.

Физическое развитие:
− выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
− выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
− выполняет разные виды бега;
− сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
− осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
− знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
− владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек).

2. Содержание программы

Список литературы

Нормативная база:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
  3. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (последняя редакция);
  4. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
  5. «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  6. «Декларация прав ребёнка»;
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 №1014;
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 
  9.  СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.

Методическая литература:

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л.В. Лопатиной).
  2. Азова Е.А., Чернова О.О., Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. Учим звуки. – М. Сфера, 2010.
  3. Алиева Т.А., Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 5—7 лет. — М., 2014.
  4. Алябьева Е.А., Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5—6 лет. — М., 2013.
  6. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет. — М., 2014.
  7. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. — М., 2012.
  8. Бардышева Т.Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР. - М.: Скрипторий 2003, 2015.
  9. Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М.: Русская Речь, 2010.
  10. Бойков Д.И., Бойкова С.В., Учимся дружить. Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет.
  11. Булатова М.М., Сахновский К.П., Плавание для здоровья.
  12. Вавилова Е.Н., Учите бегать, прыгать, лазать, метать.
  13. Велитченко В.К., Физкультура для ослабленных детей.
  14. Гарбузов В.И., Нервные дети: советы врача. – Л.: Медицина, 1990.
  15. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С.Г. Шевченко.
  16. Диагностика межличностных отношений дошкольников (метод «Социометрия») по Е.О. Смирновой.
  17. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию дошкольников. (Пособие для воспитателей детского сада). Под ред. Л.А.Венгера. М., Просвещение, 1973.
  18. Дурова Н.В., Рычагова Е.С. Я читаю, я играю, я учусь: Книга для развития навыков чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2003.
  19. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилёва И.А., Соловьёва И.Г., Титкова Т.В., Настольная книга педагога-дефектолога/ Серия «Сердце отдаю детям» – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
  20. Елисеева Е.И., Родионова Ю.Н., Ритмика в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ.
  21. Ефименко Н.Н., Театр физического воспитания дошкольников.
  22. Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф., 100 комплексов ОРУ  для младших дошкольников.
  23. Зарин А., Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии.
  24. Занимаемся искусством с дошкольниками: методическое пособие / Под ред. Тарасовой К.В. — М., 2011.
  25. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/Под ред. З.И. Бересневой.
  26. Иванова С.Н., Диагностика и коррекция цветом и рисунком.
  27. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
  28. Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. – М.: ИНТ.
  29. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская; Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
  30. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Л.А.Парамоновой. – Издательство «Творческий центр Сфера» М.-2014.
  31. Иншакова О.Б.: Альбом для логопеда.
  32. Калинина Р.Р., Тренинг развития личности дошкольника.
  33. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников.
  34. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. — М., 2011.  
  35. Колганова В.С., Пивоварова Е.В., Нейропсихологические занятия с детьми.
  36. Комарова Л.А., Автоматизация звуков в игровых упражнениях.
  37. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной.
  38. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5— 6 лет. Авторы: Васюкова Н.Е., Родина Н.М. — М., 2014.
  39. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 6-7 лет. Авторы: Васюкова Н.Е., Родина Н.М. — М., 2014.
  40. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Автоматизация звуков у детей.
  41. Лебедев В.Б., Барашнев Ю.И., Якунин Ю.А., Невропатология раннего детского возраста. – Л.: Медицина, 1981.
  42. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие.
  43. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И., Общеразвивающие упражнения в детском саду.
  44. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2014.
  45. Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).
  46. Лыкова И.А. Программа «Умелые ручки» (художественный труд).
  47. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.
  48. Мастюкова Е.М., Физическое воспитание детей с церебральным параличом.
  49. Методика изучения эмоционального состояния самочувствия ребенка в детском саду (по Кучеровой Е.В.) (тесты «Несуществующее животное», «Автопортрет»).
  50. Методические рекомендации по реализации программы «Истоки». Старший дошкольный возраст (5—7 лет). — М., 2014.
  51. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы "Истоки"/ Составитель Трифонова Е.В. — М., 2013.
  52. Необычные физкультурные занятия для дошкольников/авт.-сост. Е.И. Подольская.
  53. Нищева Н.И., Занимаемся вместе.
  54. Нищева Н.И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  55. Осокина Т.П. Обучение плаванию в детском саду, 1985 г.
  56. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду.
  57. Пантелеева Л.В. Музей и дети. — М., 2000.
  58. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М., 1999.
  59. Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет.
  60. Пиаже Ж., Речь и мышление ребёнка. СПб: СОЮЗ, 1997.
  61. Пилипко Н.В., Приглашение в мир общения.
  62. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/Под ред. Л.В.Шапковой.
  63. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. Старший дошкольный возраст / Сост.: Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л.. — М., 2009.
  64. Полеся Г.В., Петренко Г.Г., Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей; Киев 1979 г.
  65. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А., Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни.
  66. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» /под ред. Л.А. Парамоновой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
  67. Приходько О.Г., Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие.
  68. Протченко Т.А., Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет. «Айрис пресс» Айрис дидактика 2003 г.
  69. Протченко Т.А. Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников,1987 г.
  70. Протченко Т.А., Семенов Ю.А., Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. «Айрис» 2003 г.
  71. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва. – М.: Просвещение, 2008.
  72. Психология дошкольника: Хрестоматия/ Сост.  Г.А. Урунтаева.
  73. Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. — М., 2014.
  74. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. — М., 2014.
  75. Развитие игры детей 5—7 лет. Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А. — М., 2014.
  76. Рыжова Н.А. Почва — живая земля. — М., 2005.
  77. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Песок. Глина. Камни. — М., 2005.
  78. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. Программа экологического образования дошкольников.
  79. Семаго Н. Я. Семаго М. М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.
  80. Семенович А.В., Метод замещающего онтогенеза.
  81. Симина Т.Е., Использование инновационных технологий при обучении плаванию детей 4 – 6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  82. Симонова Н.В., Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом.
  83.  Смирнова И.А., Развитие познавательной деятельности.
  84. Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
  85. Строева И.А., Обучение прикладному плаванию младших школьников. 1975 г. ТЦ Сфера.
  86. Теремкова Н.Э., Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
  87. Тювина М.А., Психические заболевания: клиника, лечение, профилактика. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
  88. Федорова Л.И., Учимся общаться.
  89. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Туманова Т.В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  90. Фипсок Я.П., Плавание для всех.1979 г.
  91. Фирилева Ж., Сайкина Е., Са-Фи-Дансе.
  92. Фомина Н.,  Сказочный театр физической культуры. Физкультурные занятия с дошкольниками в ритме сказок.
  93. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения/авт.-сост. Т.Г.Анисимова, С.А.Ульянова.
  94. Фролов В.Г., Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке.
  95. Черная Н.Л., Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей. Учебное пособие.
  96. Шарохина В.Л.,  Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.
  97. Шипицына Л.М., Азбука общения (основы коммуникации).
  98. Щетинин М.Н., Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс :: Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира" :: Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий) :: Открытый урок по ИЗО, МХК и истории в 5-м классе "Русский шрифт. Буквица" :: Урок по истории России по теме "Все для фронта, все для победы!" :: Возьми меня штурмом ( Raid dingue ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

За сколько можно накачать бицепс

за сколько дней можно накачать бицепс Подробнее Всем привет, меня зовут Алексей Романов, мне 45 лет, живу в Москве. Год назад я принял решение привести в порядок...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как качать пресс на турнике

Как качать пресс на турнике Красивое и накачанное тело — это результат множество часов, проведенных в тренировках. Пресс является неотъемлемой составляющей такой...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как быстро накачать мышцы груди

...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать мышцы бедер

Как накачать бедра девушке быстро Есть ли девушка, которая бы не желала щеголять летом в коротких в шортах или мини-юбке? В зимнее время джинсы на стройных...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD