Адаптированная образовательная программа для детей 5–7 лет с ЗПР : Работа с дошкольниками

Адаптированная образовательная программа для детей 5–7 лет с ЗПР : Работа с дошкольниками

Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа (далее АОП) для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) является программным документом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), посещающих ДГ ГБОУ «Школа №1387», которым в установленном порядке по заключению ЦПМПК рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе для детей с ЗПР.

АОП составлена в соответствии с нормативными и инструктивными документами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ (последняя редакция);
  • «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
  • «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  • «Декларация прав ребёнка»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г.

АОП – образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
Ребёнок с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, при котором отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
По этиопатогенетическому принципу (классификация К.С.Лебединской) выделяют следующие виды ЗПР:

  • ЗПР конституционального происхождения. Эмоционально-волевая сфера ребёнка находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния).
  • ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:
    • Недостаточная опека;
    • Гиперопека;
    • Авторитароное воспитание.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант, который может проявляться в психической неустойчивости или тормозивности.

Актуальность АОП для детей с ЗПР обусловлена необходимостью построения системы коррекционно-развивающей работы в Дошкольных группах ГБОУ «Школа №1387» в условиях инклюзивного образования. АОП предполагает полное взаимодействие и преем­ственность всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей (законных представителей) дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание  и гармонизацию психофизического развития детей в соответствии с ФГОС.

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

Цель психолого-педагогического сопровождения: достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • создание ребенку с ЗПР специальных условий для осуществления образовательной  деятельности, всестороннего и своевременного психичес­кого развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;
  • консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) ребенка с ЗПР.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.

Планируемые достижения

Планируемые результаты освоения АОП предусмотрены в ряде целевых ориентиров. Целевые ориентиры образования детей старшего возраста с ЗПР выражены в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных знаний, умений и навыков ребенка к окончанию старшей группы.

Гибкость и пластичность психофизиологии ребенка дошкольного возраста позволяют успешно корректировать дефициты развития и достигать желаемых результатов. В то же время, необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому результаты освоения образовательной программы выражены в виде целевых ориентиров, которые не являются основой объективной оценки уровня развития детей в соответствии с установленными требованиями образовательной деятельности. Настоящие требования являются ориентирами для изучения характеристик образования детей, решения задач формирования АОП и взаимодействия с семьями воспитанников.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры освоения АОП ребёнком с ЗПР к окончанию подготовительной группы:

Речевое развитие:

− усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

− понимает различные формы словоизменения;

− понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;

− понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь;

− дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;

− правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;

− употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными;

− образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

− пересказывает без помощи взрослого небольшой текст с опорой на картинки;

− правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

− повторяет слоги с оппозиционными звуками, употребляет основные виды интонации, темп и ритм речи, паузация нормальные.

Социально-коммуникативное развитие:

− владеет основными навыками продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в игре, общении, конструировании и др.;

− выбирает себе занятие, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

− участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

− способен точно передать сообщение собеседнику;

− пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, умеет сотрудничать в процессе игры, участвует во взаимопомощи и взаимной поддержке;

− использует в играх знания, полученные на занятиях в процессе образовательной деятельности, из книг, мультфильмов, общения со взрослыми и т.д.;

− стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие:

− сформированы представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет выражать их в речи;

− способен обобщать предметы и объекты в понятийные группы;

− может показать на предложенных картинках названные действия;

− называет по картинкам предложенные предметы и их части;

− использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

− воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

− владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти;

− определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела;

− определяет времена года и части суток;

− использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество. Называет все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы «не»;

− умеет конструировать из различного материала с помощью взрослого;

− создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей).

Художественно-эстетическое развитие:

− стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

− владеет навыками вырезания;

− знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

− имеет элементарные представления о видах искусства в соответствии с образовательной программой;

− эмоционально откликается на художественную литературу и фольклор, сопереживает персонажам художественных произведений, понимает содержание;

− проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

− эмоционально воспринимает музыку, выделяет части музыкального произведения по темпу, узнает произведение по отдельным фрагментам, различает звуки по высоте, различает музыкальные инструменты по звучанию;

− во время пения произносит все слова, своевременно начинает и заканчивает песню;

− импровизирует мелодию на заданный текст, сочиняет мелодию различного характера;

− передает через движение характер музыки, выполняет простейшие перестроения.

Физическое развитие:

− выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;

− выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

− выполняет разные виды бега;

− сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;

− осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

− знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

− владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек).

Содержание программы

Список литературы

Нормативная база:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
  3. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (последняя редакция);
  4. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
  5. «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  6. «Декларация прав ребёнка»;
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 №1014;
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 
  9. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.
  10. Диагностика межличностных отношений дошкольников (метод «Социометрия») по Е.О. Смирновой

Методическая литература:

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л.В. Лопатиной)
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К.С. Лебединской. М. 1982
  3. Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. Учим звуки. – М. Сфера, 2010
  4. Бардышева Т.Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР. - М.: Скрипторий 2003, 2015
  5. Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М.: Русская Речь, 2010
  6. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Учимся дружить. Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет
  7. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М. «Гном-Пресс», 1999
  8. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С.Г. Шевченко
  10. Диагностика межличностных отношений дошкольников (метод «Социометрия») по Е.О. Смирновой
  11. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии
  12. Иванова С.Н. Диагностика и коррекция цветом и рисунком
  13. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
  14. Иншакова О.Б.: Альбом для логопеда
  15. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника
  16. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-7 лет
  17. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях
  18. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной
  19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей
  20. Коренева Т.Ф. Музыка, движение, здоровье// Дети – музыка – фантазия / Под ред. С.И.Мерзляковой. М., 1998
  21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М: Издательский дом «Цветной мир» 2017. -7 изд. перераб. и доп.
  22. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002
  23. Методика изучения эмоционального состояния самочувствия ребенка в детском саду (по Кучеровой Е.В.) (тесты «Несуществующее животное», «Автопортрет»)
  24. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет. – М.,2010
  25. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 с ЗПР. – М., 2010
  26. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Рабочая тетрадь дошкольника. Прописи. Готовимся к письму. Развитие элементарных математических представлений.
  27. Нищева Н.И., Занимаемся вместе
  28. Нищева Н.И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
  29. Осокина Т.П. Обучение плаванию в детском саду,1985 г.
  30. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду
  31. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения
  32. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» /под ред. Л.А. Парамоновой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
  33. Программа воспитания и обучения в детском саду От рождения до школы/под ред.Вераксы Н.Е., комаровой Т.С., Васильевой М.А.-2-е изд., исп. и доп.-М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.
  34. Протченко Т.А. Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет. М., Айрис  пресс, 2003 г.
  35. Протченко Т.А. Семенов Ю.А., Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. М., Айрис, 2003 г.
  36. Протченко Т.А. Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников,1987 г.
  37. Психология дошкольника: Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева
  38. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. М., 2009
  39. Развивающие занятия в детском саду с детьми 6-7 лет/под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015
  40. Семаго Н. Я. Семаго М. М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
  41. Строева И.А. Обучение прикладному плаванию младших школьников. ТЦ Сфера,1975 г.
  42. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Гармония: Программа развития музыкальности у детей. М., 1993
  43. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
  44. Трубникова М.А. Играем в оркестре по слуху. М., 1994
  45. Развитие речи детей 5-7 лет.-3-е изд. дополн./под ред. Ушаковой О.С. М.: ТЦ Сфера, 2017
  46. Федорова Л.И. Учимся общаться
  47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
  48. Фипсок Я.П. Плавание для всех.1979 г.
  49. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе
  50. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М.: «Школьная Пресса», 2003
  51. Шипицына Л.М. Азбука общения (основы коммуникации)
Читать еще:


Новые материалы:

Познавательное занятие для детей средней группы "Чтобы зубы не болели" :: Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. "Игра-путешествие" :: Занятие с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) по теме "Щедрая осень" :: Программа для развития мелкой моторики "Пластиляпа" для детей среднего дошкольного возраста :: Опыт создания образовательных фильмов по материалам летних экспедиций учителей географии Алтайского края :: Аустерлиц ( Austerlitz ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Полка Анри АН-024.03 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD