Вода вокруг нас : Работа с дошкольниками
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Вода вокруг нас : Работа с дошкольниками

Цель: формировать основы экологического мировоззрения и ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Способствовать всестороннему развитию ребёнка.

Задачи: дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом; уточнить знания детей о роли воды в жизни человека; дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

Оборудование: глобус, листы на каждого ребёнка, стаканы с водой и молоком, чайные ложки, краска, кисточки.

Ход занятия

Дети и воспитатель стоят в кругу. 

Солнце спит, и небо спит Ладони к левой щеке, к правой щеке
Даже ветер не шумит Качаем поднятыми вверх руками
Рано утром солнце встало Подняли руки вверх, потянулись
Все лучи свои послало Качаем поднятыми вверх руками
Вдруг повеял ветерок Помахали руками вверх-вниз
Небо тучей заволок Закрыли руками лицо
И деревья раскачал Качание туловища влево - вправо
Дождь по крышам застучал Прыжки на месте
Барабанит дождь по крышам Хлопки в ладоши
Капля раз Прыжок на носочках, руки на поясе
Капля два Прыжок на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва 4 прыжка
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом 8 прыжков
Мы зонты свои раскрыли Руки развести в стороны
От дождя себя укрыли Руки полукругом над головой

Садятся за столы. 

Звучит тихая музыка. 

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём! 
Чудес нам всех не перечесть, 
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля! 
А если в космос ты взлетишь, 
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой, 
Любимую планету!

Знакомство с глобусом

Воспитатель показывает глобус. 

- Вот так наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз. 

- Кто знает, как называется эта модель? (Глобус) 

- Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. 

- Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т.д.) 

- Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей) 

- Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Немало ручьев стекает в озёра. 

- Любит и бережёт родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то добрая рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье. 

- Ребята, а кто из вас пил воду из родника? 

- А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная) 

- А вы знаете, для чего нужны родники зверям и птицам? (Для водопоя) 

Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

Раздаётся стук. Появляется игровой персонаж Незнайка. Он грязный, плачет. 

- Ребята, кто это к нам пришёл, такой грязный, такой несчастный? (Ответы детей) 

- Незнайка что с тобой случилось? Почему ты такой грязный? (Ответы детей) 

- Я шёл к вам в гости мимо речки, захотел поиграть.На берегу было так грязно: валялось много бутылок, пакетов с мусором, фантиков из-под конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно. Я и не поиграл, а только испачкался. Как вы думаете, кто так мог поступить? (Ответы детей) 

- Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми? (Ответы детей) 

Дети жалеют Незнайку. Воспитатель предлагает ему влажные салфетки. 

- Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? 

- Напрасно не лить, закрывать краны, надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. 

- Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений. 

- Вы большие молодцы! Надеюсь, вы никогда не будете так делать. А я знаю такую весёлую игру и хочу с вами поиграть. 

Игра: «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, Шагаем на месте
Наклонились и умылись Наклоны вперед, руки на поясе
Раз, два, три, четыре, Хлопаем в ладоши
Вот как славно освежились Встряхиваем руками
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. Круги двумя руками вперед
Одной, другой – это кроль Круги руками вперед поочередно
Все, как один, плывем как дельфин Прыжки на месте
Вышли на берег крутой и отправились домой Шагаем на месте

- Молодцы, ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте: 

В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять. (Вода) 

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе, 
Узкий кончик в роднике, 
А широкий в море. (Река) 

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной, 
Ледяной поит водой. (Родник) 

Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро) 

Не море, не земля, корабли не плавают
Только лягушки квакают. 
Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото) 

- Молодцы, ребята! 

- А я вам предлагаю показать Незнайке опыты с водой. Проведем опыты с водой, выявим ее свойства.

- А какие свойства воды вы знаете? Какая она? 

- Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса. Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной. 

Практическая (Опытно-экспериментальная) часть. 

- Чтобы убедиться в этом, мы с вами устроим лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое? 

- Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. 

- Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. 

- Ребята, прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь – этим мы мешаем другим, аккуратно обращаться с посудой. 

- Помните, что стекло может биться и им легко порезаться. Нужно слушаться воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод. 

Опыт 1. Вода бесцветная.

Цель: Выяснить имеет ли цвет вода. 

- Ребята, а есть ли цвет у воды? 

- Нет, у воды нет цвета. 

- Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? 

- Лист белого цвета. 

- А это стакан молока. Какого цвета молоко? 

- Молоко имеет белый цвет.

- А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая? 

- Нет. 

- Молоко, лист белой бумаги? 

- Да. 

Воспитатель подводит детей к правильному ответу – какой цвет у воды? 

- А что можем сказать о цвете воды?

- Вода без цвета.

- Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?

- Вода - бесцветная. 

Первое свойство – вода без цвета

Опыт 2. Вода прозрачная.

- Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите чайные ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? 

- В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет. 

- Какой делаем вывод? 

- Вода – прозрачная. 

Второе свойство – вода прозрачная. 

Опыт 3. Вода меняет цвет.

- А вода всегда прозрачная и бесцветная? 

- Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает. 

- Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло? 

- Вода изменила свой цвет. 

- Какой вывод из этого следует? 

- Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено. 

Третье свойство – вода меняет цвет

- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Спасибо, ребята, вы все большие молодцы. 

- А я сейчас вам покажу фокус с водой. Сейчас, мы превратимся с вами в магов и чародеев. В стакан с водой опускаем булавку. Как можно достать булавку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита) 

- Незнайка, ребята сейчас расскажут тебе стихотворение о воде. Слушай внимательно:

Вы слыхали о воде? 
Говорят она везде! 
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране, 
Как сосулька, замерзает, 
В лес туманом заползает, 
На плите у нас кипит, 
Паром чайника шипит
Без неё нам не умыться, 
Не наесться, не напиться! 
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить. 

Воспитатель благодарит детей за активное участие.

Итоги занятия.

- Что нового и интересного мы с вами сегодня узнали о воде?

- Спасибо вам, ребята! Вы мне так много рассказали. Я хочу вам ещё один фокус с водой показать. (Незнайка пускает мыльные пузыри и дарит их детям)

Читать еще:

Новые материалы:

Урок чтения во 2-м классе по стихотворению Б.Брехта "Зимний разговор через форточку" :: Урок окружающего мира "Обитатели морей". 2-й класс :: Разделительный мягкий знак. Русский язык. 2-й класс :: Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "План и карта" :: Урок обобщения и систематизации знаний, навыков, умений (ЗУН) по теме: "Кислород. Оксиды. Горение" :: Да, шеф!, 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru