Использование фольклора на уроках иностранного языка : Иностранные языки

В русской и советской науке слово “фольклор” трактовался как форма устного народного творчества. Кроме того, встречаются словосочетания “музыкальный фольклор”, “танцевальный фольклор”.

В то время, как сейчас термин “фольклор” употребляется, как минимум, в двух значениях: для обозначения всей традиционной художественной культуры народа и для обозначения поэтического творчества.

Современная классификация фольклора базируется на принципах, предложенных древними философами. Так, Аристотель группировал фольклорные жанры в виды, затем более мелкое деление по родам, по аналогии с литературными родами. Основой для такой классификации служит определение творчества в качестве родового понятия по отношению к фольклору. Направление фольклорного действия противоположно направлению действия творческого: творить – значит создавать новое, в то время как фольклор ориентирован на старое, на канон, на поддержание традиции.

Фольклор – особый вид искусства и имеет ряд признаков, которые необходимо учитывать. Особенностью фольклора является связь с бытом народа. Про произведения народного творчества мало сказать, что они связаны с жизнью народа, – они вырастают из нее. Функционально многие произведения фольклора возникают из бытовых ситуаций.

Хотя не нужно отождествлять быт и фольклор. Фольклор – часть бытовых явлений, совокупность которых изучает этнография; художественная литература – часть социальных и культурных явлений, которые изучают соответствующие науки.

Фольклор – форма народного поэтического творчества, которая имеет ряд специфических признаков. Это, прежде всего устность фольклора, тесная органическая связь с бытом народа, совпадение по времени создания фольклорного произведения с его восприятием, передача фольклорного произведения от исполнителя к исполнителю, стереотипность, охватывающая все уровни фольклорного текста. Кроме того, фольклорная речь организована в соответствии с определенными принципами, задаваемыми традицией.

Также присутствуют особые формы и приемы художественной выразительности, которые возможны и уместны только в устном виде: усеченные обороты речи, недомолвки, алогизмы, а также всевозможные повторы (прием ретардации) и т.п.

Тем не менее, у народного поэтического искусства и литературы много общего в средствах словесной художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, параллелизмы, гиперболы, метатезы и т.п.), в способах организации материала (законы композиции и сюжетосложения). Много общего у них и в эстетическом отношении. И литература, и фольклор (в узком смысле) являются искусством слова, то есть слово служит основным средством раскрытия идейно – художественного содержания произведения.

Важнейшим звеном учебного процесса является аутентичность текста, а именно таким текстом и является фольклор. Для обучения иностранному языку используются аутентичные, полуаутентичные и составные (учебные) тексты.

Аутентичные тексты должны отвечать определенным требованиям, к таким требованиям относятся: использование аутентичной лексики, фразеологии и грамматики, связность текста, адекватность используемых языковых средств в предлагаемой ситуации, отражение особенностей культуры и национальной ментальности носителей языка, информативная и эмоциональная насыщенность.

Выделяются три подхода к отбору языкового материала:

К эмпирическому подходу относится и критерий отбора по языковому наполнению текстов. Для каждого занятия отбираются тексты, в них выделяются новые слова и грамматические формы, которые и включаются в языковой материал, подлежащий изучению.

Лингвистические характеристики языкового материала дают методике большое количество критериев отбора, так как язык составляет предмет обучения.

Третий прагматический подход исходит из требований общения на иностранном языке.

Были выделены основные принципы, лежащие в основе отбора фольклорного материала: принцип аутентичности, обеспечивающий расширение лингвострановедческого кругозора учащихся; принцип национально-культурной ценности, отражающий страноведческую специфику изучаемого языка; принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов школьников; принцип методической ценности для формирования базовых речевых навыков и умений.

Работа над фольклорным материалом может быть условно разделена на несколько основных аспектов:

Деление очень условно, потому что нет четких границ между ними, один плавно перетекает в другой.

Использование фольклорного материала предполагает поэтапную работу. Таким образом, разучивание стихов и песен проходит в несколько этапов:

Естественно, что жестко использовать вышеприведенную схему работы удается не всегда. Это в большей степени зависит от содержания текста, но вместо этого можно использовать в работе и другие элементы.

На уроках иностранного языка фольклорный материал чаще всего используются:

Фольклорный материал может оказать неоценимую помощь в формировании и развитии речевых навыков и умений:

  1. Он является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса.
  2. Фольклор способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения.
  3. В фольклорных произведениях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
  4. Фольклорные материалы служат основой развития речемыслительной деятельности школьников.

Кроме того, они стимулируют образное мышление, оказывают воздействия на эмоции человека и его образно-художественную память, то есть развивают эстетическую сторону личности ученика.

Библиография.

  1. Адоньева С. Б. Прагматика фольклора / С. Б. Адоньева. – СПб. : Изд-во С. Петербург. ун-та; ЗАО ТИД «Амфора», 2004. – 312с.

  2. Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций / В. П. Аникин. – 2-е изд., доп. – М. : КДУ, 2004. – 432 с.

  3. Богатырев П. Г. Фольклор как особая форма творчества / П. Г. Богатырев, Р. О. Якобсон. – М. : Искусство, 1971. – 543 с.

  4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2006. – 333 с.

  5. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку : учеб. пособие. – М. : Просвещение, 1990. – 224 с.

  6. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие/ Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. – 8-е изд., стер. – Мн. : Выш. шк., 2003. – 522с.

  7. Никитенко З. Н., Аитов В. Ф., Аитова В. М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе / З. Н. Никитенко, В.Ф. Аитов, В. М. Аитова // Иностранные языки в школе. – 1996. – №4. – С. 14 – 18.

  8. Носонович Е. В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам / Е. В. Носонович // Иностранные языки в школе. – 2000. – №1. – С. 11 – 16.

  9. Носонович Е. В., Мильруд Р. П. Параметры аутентичного текста / Е.В. Носонович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 11 – 15.

  10. Ткачук Т. Г. Развитие интереса у школьников младших классов на уроках французского языка / Т. Г. Ткачук // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 5.– С. 18 – 22.

  11. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. /Л. В. Щерба. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; Издательский центр «Академия», 2002. – 160с.

Читать еще:


Новые материалы:

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах :: Открытый урок по русскому языку во 2-м классе. УМК "Перспективная начальная школа" :: Урок русский язык "Имена существительные собственные", 2-й класс :: Тайны народных игрушек. Факультативное занятие "Введение в народоведение" для учащихся 2-го класса :: Развитие произношения и речи при работе с текстом на индивидуальных занятиях :: Наурыз, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул Kenner 101С Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD