Национальные якутские рукавицы : Иностранные языки
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Национальные якутские рукавицы : Иностранные языки

Цели и задачи урока.

  • Образовательная цель: ознакомление учащихся с якутской национальной одеждой, с искусством народа Саха, с видами рукавиц.
  • Развивающая цель: формирование навыков по моделированию и конструированию видов рукавиц и перчаток в национальном стиле.
  • Воспитательная цель: привитие уважения и любви к творчеству своего народа, воспитание чувств интернационализма.

Методическое обеспечение:
– выставка литературы по национальному искусству;
– слайды с иллюстрациями работ мастеров;
– выкройки видов рукавиц;
– выставка готовых рукавиц.
– на манекене: полное убранство верхней женской одежды.

Ход урока

1. Организационный момент:

Сегодня мы познакомимся с основными видами национальной одежды, в частности, якутскими рукавицами, нарисуем модель рукавиц и создадим выкройку рукавиц.

2. Презентация материала о рукавицах.

Необходимым дополнением к традиционному якутскому костюму были рукавицы. Существовало много видов бытовых, нарядных, дорожных и охотничьих рукавиц. Почти у всех видов рукавиц имелись поперечные вырезы возле запястья с внутренней стороны – уостаах утулук (буквально: рукавицы с разрезом). Этот элемент позволял работать руками, не снимая рукавицы. При этом тыльная часть рук всегда оставалась покрытой. В сильные морозы при дальних переездах и во время охоты рукавицы с разрезами были весьма удобными и практичными. Ладонная сторона таких рукавиц обычно готовились из лосиной (рабочая) и оленьей (нарядная) ровдуги.

Лекала традиционных рукавиц состоят из четырех частей – тыльной, ладонной, напальчника и обшлага. В большинстве случаев ладонная часть состоит из двух частей, выкроенных вместе с напальчником. Рукавицы с обшлагом называли тиэриилээх утулук. В некоторых случаях края обшлагов обшивались мехом.

Особым декором отличаются рукавицы, вышитые сплошь орнаментом – оьуордаах утулук. Форма рукавиц неизменна, меняется только орнамент и это зависит от материала отделки.

В некоторых случаях рукавицы оформляют тканевой лоскутной мозаикой. Рукавицы сшиты из разноцветного сукна в контрастной цветовой гамме. Обшлаг выполнен в технике лоскутной мозаики в стиле тангалай.

Интересны по декору женские и мужские нарядные перчатки из ровдуги – сарыы бэрэстээнки или эрбэхтээх утулук. Их расшивали подшейным волосом или цветными нитками и оторачивали бархатом или мехом. Такие перчатки в сочетании с вышитым навершием нарядного головного убора шапки-дьабака гармонично дополняли летнюю нарядную одежду кытыылаах сон.

Сейчас в повседневной жизни женщины с удовольствием носят вышитые рукавицы. Сохраняя народные традиции, шьют рукавицы на современный лад. Но надо помнить, что каждый завиток орнамента имеет свое значение. Это может быть благославление и оберег.

Все рукавицы: мужские, женские, детские, зимние, и летние шьются по одной выкройке, меняется лишь размер. (показываются шаблоны выкроек рукавиц. Объясняется чем они отличаются друг от друга)

3. Практическая работа.

– Сейчас мы начнем работу по шитью нарядных зимних рукавиц. Для этого каждый из вас должен разработать свою выкройку для них и продумать эскиз для орнамента. Вы можете использовать шаблоны для орнаментов. Образцом для орнамента служит растительный мотив. (Далее раздаются наглядные пособия, шаблоны выкроек, орнаментов и т.д. Учащиеся начинают практическую работу. В ходе самостоятельной работы дается индивидуальный инструктаж. Учащиеся должны работать в свободной, непринужденной обстановке. Можно использовать музыкальный фон.)

4. Заключительный инструктаж. Проводится анализ работ учащихся:

– Сегодня мы разработали и изготовили выкройки рукавицы, придумали эскиз оформления. На следующем занятии изучим якутские декоративные швы и начнем вышивание.

Дальнейшая обработка рукавицы идет уже после завершения вышивки.

5. Домашнее задание: принести предметы и приспособления для вышивания

Приложение 1.

Читать еще:

Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по технологии на тему "Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен, крепок", 5-й класс :: Орнамент. Выполнение элемента орнамента в графическом редакторе "Компас 3Д" :: "Казачьему роду — нет переводу". Создание образа современной казачки. Творческий проект :: Создание декоративной работы в материале по теме "Подарок маме" :: Проведение урока истории в нетрадиционной форме: "Основные вехи в истории России XVI—XVIII веков" :: Козни. Последний сюжет Пазолини ( La macchinazione ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru