Контроль понимания текста на начальном этапе : Иностранные языки

Контроль понимания текста на начальном этапе : Иностранные языки

Контроль чтения я считаю одним из наиболее предпочитаемых видов контроля, выполняемых учащимися. В 5-6 классах типология используемых текстов должна быть сведена к разумному минимуму. В основном тексты должны быть подвергнуты значительной адаптации: они могут содержать элементы повествования, элементы описания и небольшие фрагменты рассуждения. К тому же, содержание, смысл текста должны соответствовать возрастным особенностям и интересам учеников, иметь образовательную и воспитательную ценность.

Перед тем как выполнять данный вид работы, учащихся необходимо нацелить на выполнение конкретной задачи.

В данной статье я бы хотела обратить внимание на то, что задания к тексту могут быть проиллюстрированы различными картинками, фотографиями, рисунками для большей наглядности.

Вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам по сей день не утратили своей актуальности. Являясь важным, неотъемлемым компонентом учебного процесса, контроль нацелен на объективное определение уровня овладения учащимися иноязычным материалом на каждом этапе становления речевых навыков и умений учащихся.

Кроме того, контроль имеет большое воспитательное значение для учащихся, являясь важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности.

Овладение чтением на иностранном языке является сложным процессом. Успешная реализация понимания при чтении возможна при наличии целого ряда факторов, обеспечивающих этот процесс: владение определенным языковым материалом, наличие определенных умений и навыков,непременным условием функционирования которых является участие категорий психологического порядка  (внимания, логического мышления). Читающему необходимо производить такие мыслительные операции, как сравнение и обобщение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, установление причинно-следственных отношений и т.д.

Для контроля понимания читаемого используются следующие приемы: ответить на вопросы, найти в тексте ответы на вопросы, разделить текст на смысловые части, составить план к прочитанному тексту, пересказать текст и т.д.

Среди приведенного перечня контролируемых заданий есть такие, которые возможно выполнить только при достаточно развитых умениях в устной речи. Отметим, что у учащихся эти умения не всегда находятся на должном уровне (особенно на начальном и среднем уровне обучения). Боязнь допустить ошибку при говорении приводит к тому, что ученик «привязан» к тексту и может только прочитать соответствующую фразу. Прием пересказа на иностранном языке тоже оказывается неэффективным: из-за трудностей правильно выразить свои мысли опускается около 30% информации, или же пересказ подменяется механическим заучиванием всего текста.

Очень важно как с психологической, так и с дидактической точек зрения, чтобы у школьников не возникали отрицательные эмоции с самого начала изучения иностранного языка. Чтобы трудности, связанные с формированием навыков и умений различных видов коммуникативной деятельности,  не вызывали у них негативных ощущений. Мотивационной стороной учебной деятельности должен быть интерес. Отсутствие интереса неизбежно порождает желание «не вчитываться» в текст.

Особые требования должны предъявляться и к формулировке задания для контроля. Целевая установка оказывает значительное воздействие на запоминание. Читающий по-разному будет читать в зависимости от того, какую задачу поставит перед ним учитель. Задания ни в коем случае не должны носить официальный, императивный характер. Они должны носить игровой, занимательный, творческий характер, способствовать развитию гармоничной личности школьника.

В настоящее время одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранным языком считается тест. Тест стимулирует интеллектуальную активность учащихся, требуя минимального применения продуктивных форм. Ведь для того, чтобы выбрать правильную альтернативу, они должны: во-первых, прочитать текст; во-вторых, прочитать и осмыслить альтернативы; в-третьих, соотнести каждую из них с содержанием текста; в-четвертых, осуществить свой выбор.

Для контроля понимания в процессе чтения наиболее распространены такие виды тестов, как:

  • тесты на выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов;
  • тесты на завершение начатого высказывания на основе предложенных тезисов;
  • тесты на восстановление логического порядка;
  • тесты на перекрестный выбор, установление соответствий.

Благодаря тестовому контролю  можно успешно управлять учебным процессом, осуществляя дифференцированный подход к учащимся. Можно также внести элементы соревнования в тестовую методику для стимулирования и поддерживания интереса школьников.

На начальном этапе формирования коммуникативных умений читать целесообразно, использовать тесты с рисунками, при выполнении которых мы снимаем такие дополнительные трудности, как письмо.

Например, школьникам предлагаются следующие микротесты – загадки с рисунками:

  1. Cet animal a quatre pattes. Sa queue est longue. Ses oreilles sont petites. Il est de la la couleur grise, noire ou blanche. Il n’aime pas nager. Mais il adore le poisson.
  2. Cet animal est petit. Sa queue est petite et tres courte. Mais ses oreilles sont longues. Il court vite. Il change sa couleur: en ete il est gris, en hiver il est blanc.
  3. Cet animal est assez grand. Ses quatres pattes sont courtes. Il porte les cheveux longs. Il chasse tres bien. Il mange de la viande. Il habite en Afrique.

Учитель предлагает учащимся следующее задание: «Сейчас вы прочитаете загадки, в которых дается описание животных. После этого вы должны отгадать, какому животному, представленному на рисунках, соответствует текст каждой загадки. Под каждым рисунком поставьте соответствующий номер загадки».

Следует отметить, что изобразительную деятельность можно использовать на более раннем этапе формирования коммуникативных умений читать, с момента формирования технических навыков чтения. На этом этапе учащимся предлагаются следующие контролирующие задания:

Помогите Незнайке прочитать слова и подобрать к ним соответствующие рисунки:

Использование контролирующих заданий в игровой форме значительно активизирует интеллектуальную деятельность и психологически расслабляет обучающихся.
Таким образом, рассмотренные в настоящей статье виды контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения будут способствовать созданию положительного отношения к чтению иноязычных текстов, активизации речемыслительных процессов и установлению благоприятного психологического климата. Изобразительная деятельность может применяться не только на начальном, но и на последующих этапах обучения.

Подобные задания с рисунками  можно использовать в 6-7 классах в теме «Les copains». Прилагаю текст и задания к нему:

 

Используемая литература:

  1. Учебник «Французский язык для детей», В. Когут и Н. Шевякова
  2. Журнал «Иностранные языки в школе».
Читать еще:


Новые материалы:

Урок-повторение по математике на тему "Координатная плоскость". 6-й класс :: Авторская программа творческой лаборатории "Юные математики" :: Комбинированный урок (Biology, English, Mathematics) – урок-игра ВЕNGMA для курсантов 1-го курса судоводительского отделения :: Комплексные работы. Изготовление мебельного уголка :: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов :: Виктория и Абдул ( Victoria and Abdul ), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный SANFORD ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD