День европейских языков : Иностранные языки
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

День европейских языков : Иностранные языки

Рисунок 1

Языки находятся в сердце европейского проекта: они отображают разные культуры и вместе с тем являются ключом к пониманию этих культур. Не требует доказательства мысль, что граждане, владеющие иностранными языками, могут воспользоваться всеми преимуществами от свободного передвижения по Европейскому Союзу и им легче привыкнуть к жизни в другой стране. Языковая компетентность - одно из главнейших условий успешного трудоустройства и карьеры", - указано в одном из докладов Европейской комиссии.

Таким образом, языковая политика Европейского Союза свидетельствует о чрезвычайной важности изучения языков в интеграционных процессах.

Перспектива доминирования английского языка в коммуникации сообщества, сложные миграционные и внутриполитические процессы ставят под угрозу само существование некоторых языков.

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено Дню Европейских Языков, который был провозглашен Советом Европы в 2001 году и отмечается ежегодно 26 сентября. Задача Дня европейских Языков: повышение уровня межъязыкового и межкультурного взаимопонимания, поощрение изучения иностранных языков на протяжении всей жизни, демонстрация языкового и культурного богатства.

На каких же языках говорит Современная Европа?

Рисунок 2

Самым распространенными  по числу говорящих на нем является немецкий язык — около 95 миллионов, далее следуют французский язык — 66 миллионов, английский язык — 63 миллиона, итальянский язык — 60 миллионов, испанский и польский языки — примерно по 40 млн носителей.

Рисунок 3

В качестве иностранных языков в Европе, которыми владеют европейцы, выделяются: английский (38 %), немецкий (15 %), французский (14 %), русский (7 %), испанский (5 %), итальянский (3 %). Спрос на английский в последние годы стабилизировался на высоком уровне, на немецкий, французский и особенно итальянский языки несколько спал, зато значительно увеличилась привлекательность испанского языка, в меньшей степени португальского. Традиционно слабо изучаются европейцами славянские языки (за исключением русского) и финно-угорские (например, эстонский и финский), которые воспринимаются как сложные.

Действительно, почему одни языки воспринимаются как похожие и не представляют проблем для их изучения, другие же кажутся совершенно чужими и сложным? Дело в том, что некоторые языки, как и люди, являются близкими или дальними родственниками друг другу, другие же не представляют никакого родства.

Те, кто изучают европейские языки не могут не заметить сходство некоторых слов в этих языках. Так, например, русскому слову мать соответствует английское mother, немецкое Muter, французское maman. Что такое английское I как не русское я, немецкое Ich, испанское yo. Не слышится ли в немецком Augen, английское eye или русское око? Конечно же, да. Ведь эти языки и многие другие, распространенные на территории современной Европы, являются родственными и принадлежат к большой семье индоевропейских языков.

Родственными называют такие языки, которые, возникнув из одного и того же источника, обнаруживают общие свойства. Предполагается, что родственные языки произошли от одного и того же праязыка, в дальнейшем претерпели изменения и разошлись друг с другом.

Рисунок 4

Гипотетическим предком романских, кельтских, германских, славянских, греческого, армянского, а также индоиранских языков является так называемый индоевропейский праязык, который был реконструирован (и продолжает восстанавливаться) методами сравнительно-исторического языкознания на основе древнегреческого, санскрита, латыни и других древних языков.

По своей структуре праиндоевропейский язык являлся развитым флективным языком, в котором существительное изменялось по трём числам и восьми падежам, а глагол по трём временам, двум залогам и четырём наклонениям.

Предполагают, что носители праязыка жили, вероятно, порядка 5—6 тыс. лет назад. С большой вероятностью археологической культурой древних индоевропейцев (или одной из их ветвей) можно считать так называемую «ямную культуру», носители которой в III тыс. до н.э. обитали на востоке современной Украины и юге России. Эту гипотезу подтверждают генетические исследования, которые указывают, что источником как минимум части из индоевропейских языков в Западной и Центральной Европе послужила массивная волна миграции носителей ямной культуры с территории причерноморских и поволжских степей приблизительно 4500 лет назад.

Согласно гипотезе Т.В.Гамкрелидзе и В.В.Иванова ранее всего из индоевропейской общности выделился анатолийский или хетто-лувийский праязык. Произошло это не позднее IV тыс. до н. э. где-то в районе Армянского нагорья. Отсюда предки анатолийцев начали движение на запад. Дальнейшему разделению индоевропейской общности предшествовало её членение на группы диалектов. В одну из таких групп входили предки италийских, кельтских и тохарских языков, во вторую — предки арийского, армянского и греческого языков, а также балтийского, славянского и германского. Потом вторая группа распалась еще на две группы, в одну из которых вошли арийский, армянский и греческий праязыки, а во вторую — германский, балтийский и славянский праязыки. Затем, через лингвистически ощутимое время, из индоевропейской общности выделился тохарский праязык, носители которого двинулись на Восток. Примерно тогда же отделился и греческий праязык, носители которого, двигаясь на запад, достигли Эгеиды и заселили Грецию. Носители арийского или индоиранского праязыка двинулись на восток и заселили степи Евразии, но, возможно, часть арийцев двигалась в степи через Кавказ. Предки италийских, кельтских, славянских, германских и балтийских языков, т.н. древнеевропейцы, двигаясь восточнее Каспия, расселились в степи, образовав там ямную культуру. Затем произошла экспансия носителей ямной культуры в лесную зону Европы и индоевропеизация Европы. Армяне же были единственным народом, который далеко от индоевропейской прародины не уходил, а, совершив ряд коротких миграций, впоследствии вновь заселилАрмянское нагорье, вследствие чего армянский язык не имеет родственников в настоящее время.

Рисунок 5

Однако внутри большой индоевропейской семьи языков называют ветвями или группами родственных языков. В основе генетической идентификации лежат общие корни и звуковые соответствия, но и сходства грамматические, морфологические, синтаксические.
На карте вы видите  ареалы распространения групп индоевропейских языков на территории Европы. Желтым цветом выделены романские языки, красным - германские, коричневым цветом - кельтские, сиреневым и желтым – греческий и албанский, зеленым - балтийские языки, лиловым – славянские.

Рисунок 6

Славянские языки́ являются одной из самых многочисленных на территории Европы. Общее число говорящих — более 400 млн человек. Славянские языки отличаются большой степенью близости друг к другу. Эта близость объясняется единством происхождения славянских языков и их длительными и интенсивными контактами между собой на уровне литературных языков и диалектов.

По общему мнению, родоначальником всех славянских языков является праславянский язык, сформировавшийся из одного из индоевропейских диалектов. История праславянского языка была более длительной, чем история отдельных славянских языков. В течение длительного времени он развивался как единый диалект с тождественной структурой. Диалектные варианты возникли позже.

Процесс перехода праславянского языка в самостоятельные языки наиболее активно проходил во 2-й половине I-го тысячелетия нашей эры, в период формирования ранних славянских государств на территории Юго-Восточной и Восточной Европы. В этот период значительно увеличилась территория славянских поселений. Были освоены районы различных географических зон с различными природными и климатическими условиями, славяне вступили во взаимоотношения с обитателями этих территорий, стоявшими на разных ступенях культурного развития. Всё это отразилось в истории славянских языков.

Из его диалектных вариантов возникли самостоятельные славянские языки. Наиболее активно этот процесс проходил во 2-й половине I-го тыс. н.э., в период формирования ранних славянских государств на территории Восточной и Юго-восточной Европы
Тринадцать существующих в настоящее время славянских языков делятся на три группы:

1) восточнославянская группа включает русский, украинский и белорусский языки;

2) западнославянская включает польский, чешский, словацкий, кашубский (на котором говорят на небольшой территории на севере Польши) и два лужицких;

3) в южнославянскую группу входят: сербскохорватский язык Югославии, Хорватии и словенский, македонский и болгарский язык.

Кроме того, имеется три мертвых языка – словинский и полабский, а также старославянский – язык первых славянских переводов Священного писания, который использовался в богослужении в славянской православной церкви, но никогда не был повседневным разговорным языком.
Первую литературную обработку славянские языки получили в 60-х гг. IX века. Создателями славянской письменности были братья Кирилл и Мефодий. Они перевели для нужд Великой Моравии с греческого языка на славянский литургические тексты. В своей основе новый литературный язык имел южно-македонский (солунский) диалект, но в Великой Моравии усвоил много местных языковых особенностей. Позже он получил дальнейшее развитие в Болгарии. На этом языке (обычно называемом старославянским языком) была создана богатейшая оригинальная и переводная литература в Моравии, Болгарии, на Руси, в Сербии. Существовало два славянских алфавита: глаголица и кириллица.

Современные славянские языки используют алфавиты на основе кириллицы и латиницы. Глаголица применяется в католическом богослужении в Черногории.

Близкородственными славянским языки являются Балти́йские (ба́лтские) языки́. Сходство между двумя группами послужило основой для теории «балто-славянского праязыка», согласно которой из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский. Однако многие учёные объясняют их особую близость длительным контактом древних балтов и славян, и отрицают существование балто-славянского языка.

Общая численность говорящих на балтийских языках — свыше 4,5 млн человек. Распространение — Латвия, Литва, ранее территории (современных) северо-востока Польши, России (Калининградская область) и северо-запада Белоруссии; ещё ранее (до VII—IX, местами XII вв.) вплоть до верховья Волги, бассейна Оки, среднего Днепра и Припяти.

Группа включает 2 живых языка (латышский и литовский; иногда выделяется отдельно латгальский язык, официально считающийся наречием латышского); засвидетельствованный в памятниках прусский язык, вымерший в XVII в.; как минимум 5 языков, известных лишь по топонимике и ономастике (куршский, ятвяжский, галиндский/голядский, земгальский и селонский).

Балтийские языки (и особенно литовский язык) отличаются исключительным архаизмом.

Рисунок 7

Другая многочисленная ветвь языков индоевропейских языков – Германская группа — охватывающая 15 крупных языков, численность носителей которых переваливает за 500 миллионов человек. Если принимать во внимание число носителей, для которых тот или иной германский язык не является родным, то это ещё 700 миллионов человек сверху.

Эти языки образовались от гипотетически постулируемого и реконструируемого прагерманского языка основы, на котором говорили древние германцы. Прародиной носителей прагерманского языка считается регион, включающий в себя южную Скандинавию, Данию и северную Германию. Индоевропейцы заселили эту территорию предположительно около 1000 года до н.э., ассимилировав местное население. К 500 году до н.э. прагерманцы расселились более широко, заняв территории от Северного моря до Вислы на востоке и Рейна на западе.

На севере прагерманцы граничили с финскими племенами, на западе с кельтами, на востоке с балтами и славянами, на юго-востоке, вероятно, с венетами и иллирийцами. Носителей позднего прагерманского языка обычно ассоциируют с культурами, так называемого доримского железного века

В настоящее время Группа германских языков делится на 2 подгруппы: северогерманские и западно-германские языки.

Северогерманские языки

Западногерманские языки

  • Исландский                                
  • Фарерский                                   
  • Норвежский                                 
  • Норвежский (букмол)                 
  • Шведский                                      
  • Датский                                          

                                                           

                                                            

  •  Английский
  •  Шотландский
  • Голландский
  • Фризский    
  •  Нижненемецкий, Средненемецкий
  •  Южнонемецкий  
  • Идиш
  • Люксембургский

Как отмечает современный германист В. Берков, ввиду постоянного взаимодействия германских языков между собой их современная генетическая классификация значительно отличается от исторической. В частности, скандинавская группа исторически состояла из западной (норвежский, исландский, фарерский) и восточной (датский, шведский) подгрупп, в настоящее же время, в результате взаимного проникновения языков, северогерманская группа подразделяется на континентальную (шведский, норвежский, датский) и островную (исландский, фарерский) подгруппы.

Интересное явление представляет собой идиш-еврейский язык германской группы, возникший на основе древненемецких диалектов, древнееврейского и арамейского. На нем в начале XX века говорило более 11 миллионов европейских евреев, создан богатейший культурный пласт. Современный Израиль говорит на иврите-реконструкции древнееврейского языка.

Что касается восточногерманской группы, то тут всё очень печально. Языки этой группы вымерли ещё до того, как люди стали проявлять к ним интерес). Самый известный из этих языков — готский.  Письменные памятники встречаются только на этом языке, тогда как другие языки этой группы предпочли исчезнуть, ничего не оставив потомству.

Все германские языки имеют определённую степень родства между собой: одни языки ближе друг к другу, а другие — дальше, однако все они демонстрируют сходство в лексике и грамматических формах.

Самым нетипичным германским языком являются так называемые островные языки - английский язык, фарерский, фризский и исландский, которые в силу своего географического положения обособились от других германских языков лексически и грамматически. Так английский язык сменил свою структуру с флективного на нефлективный, потеряв окончания существительных, прилагательных, местоимений.

Рисунок 8

Романские языки — группа языков и диалектов, входящих в италийскую ветвь индоевропейской языковой семьи и генетически восходящих к общему предку — латыни. Название романский происходит от латинского слова Romanus (римский). Наука, изучающая романские языки, их происхождение, развитие, классификацию и т.д. называется романистика и является одним из подразделов языкознания (лингвистика). , говорящие на них, также называются романскими. Этнолингвистический термин «романский» восходит к латинскому прилагательному romanus, образованному от слова Roma «Рим». Романские языки развились в результате (центробежного) развития диалектов некогда единого народно-латинского языка и постепенно обособились от языка-источника и друг от друга. Начало этому эпохальному процессу было положено римскими колонистами, заселявшими удалённые от столицы провинции Римской империи  получившего название античная романизация. Происходило это в период 3 в. до н. э. — 5 в. н. э. В этот период на различные диалекты латыни оказывают влияние субстрат - языки коренного населения.

Долгое время романские языки воспринимались лишь как просторечные говоры классического латинского языка, а потому практически не использовались в письменном виде. Становление литературных форм романских языков во многом опиралось на традиции классической латыни, что позволило им вновь сблизиться в лексическом и семантическом плане уже в новое время. Считается, что языки романской группы начали отделяться от латыни в 270 году, когда император Аврелиан увел римских колонистов из провинции Дакия.

Дивергентное развитие романских языков из латыни во времена поздней античности, средние века, классификация различных языков и диалектов, а также их постепенная конвергенция в новое время представляет огромный интерес для сравнительного языкознания. Их классификация и развитие довольно хорошо изучены современной наукой.

По данным типологического анализа современные романские языки в целом распадаются на две крупные асимметричные группы: более многочисленные западно-романские языки, ещё совсем недавно представлявшие собой единый диалектный континуум, сформировавшийся на территории бывшей Западной Римской империи, и восточно-романские языки, более периферийные географически и грамматически, имеющие дополнительный кластер малочисленных, порой находящихся на грани исчезновения идиомов, изолированных друг от друга ареалами других неороманских языков.

В настоящее время романская группа, входящая в индоевропейскую семью, объединяет около 20 языков, Более чем в 60 странах романские языки используются в качестве национальных или официальных. Это не только страны Европы. На испанском языке говорит большинство стран Центральной и Южной Америки, португальский язык является официальным языком Бразилии. Кроме того, на основе французского, португальского и испанского возникло более 10 так называемых креольских языков.

Насчитывается 11 романских языков: португальский, галисийский, испанский, каталанский, французский, провансальский, итальянский, сардинский), ретороманский, далматинский (исчез в конце 19 в.), румынский и шесть разновидностей романской речи, которые рассматриваются как промежуточные между языком и диалектом: гасконский, франко-провансальский, арумынский, меглено-румынский, истро-румынский и молдавский.

Рисунок 9

Кельтские языки

В настоящее время большинство носителей кельтских языков проживает в окраинных (наиболее западных) регионах Британских островов и Франции. В основном носители сосредоточены в сельской местности.

Общее число носителей кельтских языков оценивается более, чем в три миллиона человек, однако для подавляющего их большинства языком повседневного общения являются другие (английский или французский). Единственной официальной кельтоязычной страной является Ирландия, однако при обязательном преподавании ирландского в школах в повседневной жизни им пользуются только несколько десятков тысяч человек, преимущественно в удаленных сельских районах. Официальный статус кельтские языки имеют в Шотландии и Уэльсе, однако в Шотландии ситуация с распространением и реальным использованием языка примерно такая же, как в Ирландии. В то же время в Уэльсе валлийским активно владеет шестая часть населения, правда, преимущественно, в удаленных от экономических центров районах. Также сравнительно благополучной является ситуация в Бретани, где значительное число говорящих по-бретонски — активные носители языка, использующие его дома. Мэнский и корнский языки, несмотря на попытки их возрождения, остаются практически вымершими, число их активных носителей не превышает нескольких сотен человек.

Причины сложного положения кельтских языков аналогичны другим угрожаемым и исчезающим языкам: неизбежное в современных реалиях двуязычие, давление более распространённых и высокостатусных языков межнационального общения с живой литературной традицией — английского и французского, длительная депопуляция сельской местности, глобализационные процессы.

Особняком стоят Албанский и Греческий  языки – это индоевропейский языки, которые формирует отдельные ветви индоевропейской семьи языков и в настоящее время не имеют близкородственных языков. На албанском языке разговаривает около 7.6 миллионов человек, преимущественно в Албании и Косово, а также частично в Македонии, Черногории, Сербии, Греции и Италии.

На греческом языке разговаривает около 13 миллионов людей, преимущественно в Греции и на Кипре, где он является официальным языком. Греческий язык также признан в качестве языка этнического меньшинства в некоторых регионах Италии, а также в Албании, Армении, Румынии и Украине.

Следует также упомянуть такие европейские языки как венгерский, финский и эстонский в связи с трудностью их восприятия  и изучения. Дело в том, что эти языки не являются индоевропейскими, а принадлежат к семье фино-угорских языков и являются  родственными удмуртскому, башкирскому , марийскому.

Читать еще:

Новые материалы:

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Цветик-семицветик (дифференциация звуков [з], [ж])" :: Индивидуальное сопровождение педагога в рамках методического ресурсного центра "В таланты с малых лет" :: Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "ПДД все возрасты покорны" :: Модель комплексной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Мы, ребята, бравые солдаты" :: Возвращенный писатель "золотого века" :: Лабиринты любви, 2015 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru