Вечер авторской песни "Возьмемся за руки, друзья" : Организация школьной библиотеки

Оборудование:

  1. Книжная выставка: “Возьмемся за руки, друзья”
  2. Слайды с портретами поэтов-песенников.
  3. Проектор
  4. Музыка
  5. Диски
  6. Музыкальный инструмент – гитара
  7. Диск “История искусства”, раздел 11 класс, “Художественная культура ХХ века”, “Музыкальный мир ХХ столетия”, Булат Окуджава воспроизведение песни “Простите пехоте”, Владимир Высоцкий воспроизведение песни “Я не люблю”.

Приложение

“Авторские песни” - в разные годы эти песни именовались по-разному: туристскими, студенческими, самодеятельными, песенной поэзией. Но суть не в названии. “Авторская песня”, стала одним из видов и современного народного художественного творчества, доступного многим, кто ценит живое поэтическое слово, кто умеет сопереживать радости и боли другого человека, готов по зову сердца идти неизвестными дорогами. Достаточно любить песню, поэзию, чувствовать ее всем сердцем, чтобы она становилась частицей твоей души, твоей биографией. Возможно, здесь и кроется один из секретов большой популярности этого вида творчества.

Любителей точных определений пусть не смущает соседство слов “авторская” и народная. Песни, рожденные дорогами и путешественниками, экспедициями и комсомольскими стройками, любимой работой, размышлениями о высоких чувствах, идеалах и стремлениях, раздумьями о будущем и прошлом жителей нашей планеты, сочиняют не только профессиональные поэты, но также и люди самых разных занятий и профессий. Одни пишут, и стихи и музыку, другие – только музыку к стихам близких по духу поэтов, третьи только стихи, которые становятся песнями. Песня, однажды пропетая ее автором – в походе или студенческом общежитии, на молодежном вечере или просто в компании, - затем нередко разносится по свету и живет собственной жизнью, многогранно тиражируясь и видоизменяясь на магнитных лентах и в человеческой памяти.

Авторы песен не профессиональные композиторы, они люди различных специальностей – рабочие, инженеры, педагоги, студенты. Любители записывают их песни и на магнитофонные ленты, переписывают из блокнота в блокнот и поют под аккомпанемент старинной и всегда молодой гитары

Поэтому есть закономерность в том, что стихийное увлечение песенной поэзией, начавшееся с отдельных успехов. – стало впоследствии заметным явлением нашей культуры. Песенное творчество, безусловно, было бы беднее без: Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Городницкого, без “Атлантов” и многих других замечательных песен названных и не названных здесь авторов.

Булат Окуджава (Приложение1)

1 ученик: Не каждому дарит судьба возможность отмечать день рождения в день всенародного праздника, да еще такого, как День Победы. И уже не в первый год в этот день, словно в подарок, звучит марш:

А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех мы за ценой не постоим!

Известный поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни, Булат Шалович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года. Его детство ничем не отличалось от детства других мальчишек и девчонок, играющих в бесчисленных дворах арбатских переулков. Это они арбатские дети, придумали себе игру и ритуал посвящения в свое “сословие”.

Пускай моя любовь как мир, стара,
Лишь ей одной служил и доверялся
Я, дворянин с арбатского двора.
Своим двором введенный во дворянство.
Но внешне безмятежное детство прервала война!!!

И в 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников необходимо осваивать науку пехотного боя, овладевать профессией минометчика.

Ах, война – она не год протянет, -
На то она и война,
Еще много километров портянок
Выкроят из полотна.

2 ученик: Из воспоминаний Б. Окуджавы:

“В детстве я плакал много. В отрочестве меньше. В юности - дважды. Первый раз это было перед самой весной, вечером. Я сказал девочке, которую любил, сказал с деланным равнодушием: “Ну, что же, раз так, значит конец…”. “- Ну, что же, значит конец” - неожиданно согласилась она, и быстро пошла прочь. И тогда я заплакал: ведь она уходила. И я утирал слезы ладонью”.

“Второй раз я плачу сейчас здесь, в Моздокской степи. Я несу командиру полка ответственный пакет. Черт его знает, где он, этот командир полка! Песчаные холмы похожи один на другой. А я второй день на передовой. А за невыполнение задания – расстрел. А мне 18 лет… И я утираю слезы. “Ваш сын оказался трусом…” так будет начинаться извещение…”

В эпиграфе к ранней повести “Будь здоров, школяр”, посвященный сыновьям, начало которой только, что процитировано, Окуджава уточняет:

“Это не приключение, это о том, как я воевал, как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж и не знаю, кого мне за это благодарить. Я жив и здоров. Кому-нибудь от этого известия станет радостно, а кому-нибудь конечно горько. Всем не угодишь”.

После мобилизации Б. Окуджава заканчивает десятый класс и поступает на филологический факультет Тбилисского университета. В 1962 году Б. Окуджава целиком переключается на литературную работу. Многие стихи по-прежнему становились песнями. Вспомним: “Пока земля еще вертится”, “Виноградную косточку в теплую землю зарою”, “Давайте восклицать, друг другом восхищаться”. Их было 140, и все о любви, доверии и внимании к людям, о бессмысленности войн, вере в торжество разума и мудрости, о том самом человечном в человеке, что помогает в критической ситуации выжить и выстоять и сохранить при этом доброту и нравственность.

В студенческих, молодежных компаниях песни Булата Окуджавы бесспорно доминировали над самодеятельными песнями других авторов. Прежде всего – числом. Их знали наизусть десятками, без пропусков фраз и слов, но главное они пелись. Любопытно, что сам автор, не считал свои песни собственно песнями. Для него они оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса. Сочиняли до и после Окуджавы Визбор, Якушева, Анчаров, но факт остается фактом: если приоритет отсчитывать не лишь по хронологии, от каких-то ранних песен, а с учетом массива их, ставших популярными в самых разных кругах, как бы по первому пику широкой известности, тогда звание первого барда по праву принадлежит Окуджаве.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно.
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо придавать значения злословию –
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более что жизнь короткая такая.

Михаил Анчаров (Приложение 2)

Из магнитофонных записей 1984—1989 гг.

“...Прежде чем меня занесло в литературу, я перепробовал множество разных занятий. Я был бардом, художником, сценаристом и даже писал либретто для опер… да, было и такое... Мы с композитором Катаевым в конце пятидесятых решили сочинить городскую оперу. Помню, Катаев приволок ко мне на дачу какое-то допотопное пианино из проката и мы несколько суток кряду бегали вокруг него всклокоченные и небритые, пытаясь изобразить в музыке звуки большого города. Так было задумано. Опера эта называлась “Рыжая лгунья и солдат”. Ее потом поставил Большой театр в специальном помещении без сцены и без зрительного зала — кресла стояли вдоль стен. Так тоже было задумано — для эффекта присутствия. Успех был шумный, но авторам некуда было выходить кланяться — сцены-то не было… повсеместно совершавшемуся ужасу — смерти и разрушению.

Главной же моей привязанностью долгие годы была менестрельная песня. Я занялся ею еще до войны. Нынешние эксперты знатоки утверждают, что я был первым бардом в стране. Наверное так оно и было... Но меня вопрос чемпионства в искусстве никогда да не волновал. Почти всю войну я не расставался с гитарой, и сочинял песни, когда это было возможно. Они были глубоко личные, и меня, признаться, сильно удивило, когда я узнал, что песни поют солдаты на разных фронтах. Только потом я понял, людям на войне хотелось именно этого личного, задушевного,— того, что можно было бы противопоставить Позднее, когда появилась магнитофонная запись, менестрельное (авторское) искусство потихоньку начало набирать силу. Начали появляться новые имена... Однажды мне принесли пленку с записью одного московского менестреля. Меня поразили и голос, и эмоциональная напряженность, и манера исполнения: чувствовал; талантливая рука. Я спросил, кто этот парень? Мне сказали Владимир Высоцкий. Тогда он только-только начинал пет А потом мы встретились с ним в московском доме ученых каком-то учено-артистическом мероприятии с участием, как теперь принято говорить, “интересных людей”. Он сидел в другом конце зала, е кто-то что-то сказал на ухо и кивнул на меня: вон тот, мол. Владимир тут же подошел ко мне — за спиной гитара, на лице сдержанная улыбка: “Так это вы и есть Анчаров?” Я говорю — ага. “Тот самый?” Тот самый. “А я,— говорит,— на ваших песнях учился их давно знаю и пою, могу хоть сейчас спеть. Весь вечер мы проговорили с ним о песнях. Много говорили, что-то доказывали друг другу... Он был настоящим мастером, и все, что касалось песен, понимал с полуслова, его ничему надо было учить — это вздор,— ему достаточно было сказать, у него хорошо получается, а все остальное он понимал сам — свойство больших художников. Потом, спустя некоторое время слушал пленку с записью его концерта, на котором он спел нам песню о водителе МАЗа, о таком разбитном, видавшем виды парне (она была тогда очень популярна), при этом он все-таки вставил эдак многозначительно,— что поет песню своего учителя Михаила Анчарова. А мне и тогда уже, ей-богу, было неловко это слышать, потому что он был самородком, самостоятельно родившимся мастером...”

Звучит песня “Кап-кап” (Приложение 6)

(Приложение 3)

А теперь перейдем к другому поэту песеннику В. Высоцкому. Он был художником неповторимой индивидуальности. В своих песнях, стихах, актерских работах на сцене и в кино раньше других сказал людям правду. В.Высоцкий – бард, актер, поэт поистине народный!

Жил талантливый человек всем известный. Песни его ворвались в наш слух, в наши души. Как ни стран, но было время, когда песням Владимира Высоцкого не давали ходу ни на радио, ни на телевидения, на студиях грамзаписи. Из кинокартин безжалостно вырезались кадры, в которых звучал неподражаемый хрипловатый голос. Не печатали его стихотворений ни в журналах, ни в газетах. Не выходили и отдельной книгой. А причина была довольно проста: в глазах высокопоставленных чинов слыл “нежелательным автором. А все потому, что пробу пера и струн он начинал блатных песен, веселых пародий и острых зарисовок, где саркастически высмеивался иезуитский строй нашего, социалистического общества.

“...Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну,
Чтоб доказать — я в колесе не спица,
За то, что мне неймется и не спится,
За то, что в передачах заграница
Передает мою блатную старину”. (“Вещий сон”)

Сейчас этот до обидного несправедливый ярлык с великого барда снят. Высоцкий часто звучит по радио. Его с удовольствием печатают весьма солидные издания. И, тем не менее, думается, Высоцкий “раскрылся” не до конца. Широкой массе людей известны не более сотни его произведений. Что, скажем, предлагают нам сегодня радио, телевидение? Да все те же “Он не вернулся из боя”, “А сыновья уходят в бой”, “Я не люблю” и так далее и тому подобное. Как будто творчество поэта ограничивается лишь ими.

На песнях Высоцкого, безусловно, выросло целое поколение. Kонечно, были счастливчики, которые имели возможность присутствовать на выступлениях своего кумира. Но в основном люди знакомились с его новыми песнями благодаря “магнитофонной культуре”. В полуподвальных условиях переписывали они их и часами заслушивались этими стихами под гитару. Но много ли осталось на сегодня этих записей? Пожалуй, только у немногих самых ценителей. И очень обидно, что большинству, песен Владимира Высоцкого (а написал он их, по разным источникам, от 400 до 600) уготована печальная участь — жить в архивах и фонотеках лишь немногих.

Он начал с примитива, с однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов; он постоянно учился у литературы, что происходит с любым поэтом независимо от степени от степени его одаренности. Он начал писать для узкого круга друзей, а пришел к самой широкой аудитории.

Конечно, гитара только обостряет эмоции, актерское мастерство всего лишь проявляет, усугубляет суть, но в целом – стихи, гитара, интонация – это жанр, в котором он совершенствовался изо дня в день.

3 ученик:

Во мне Эзоп не воскресал,
В карманы фиги нет, не суетитесь!
А, что имел в виду-то написал,
Вот выверну карманы – убедитесь.

Не имевший не каких званий и наград. Владимир Высоцкий был, тем не менее, ярчайшим явлением отечественной культуры 1960-1970 годов.

С 1964 г. один из ведущих актеров театра на Таганке, исполнитель ролей в 26 кинофильмах автор стихов и прозы, поистине общенародную популярность он приобрел, прежде всего, как бард. Умерший молодым этот бард в своей личной повседневной жизни неукоснительно следовал понятием о чести, провозглашенным, а его творчестве:

Песня В.Высоцкого “Я не люблю”.

Я не люблю себя, когда я грущу,
И не терплю, когда невинных бьют
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют на рубли
Я это никогда не полюблю.

Юрий Визбор (Приложение 4)

4 ученик: Ю. Визбор прожил недолгую – чуть больше 50 лет, но очень яркую и интересную жизнь. Именно он стоял у истоков авторской песни. В его московской квартире, на стене висела большая географическая карта с множеством приколотых флажков и прочерченных торопливой рукой. Флажки и линии – частички его жизни, друзья, оставшиеся вдалеке, песни, подаренные знакомым и незнакомым людям.

Из автобиографии Ю. Визбора.

“Я родился 20 июня 1934 года в Москве, моя двадцатилетняя к тому времени матушка Мария Шевченко была привезена в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, Юзефом Визборсом….

5 ученик: читает стихотворение “Сретенский двор”….

(приложение 7)

Его песни рождались в самых неожиданных местах: в вагонных тамбурах, на гребнях синих гор, за штурвалом комбайна, в мокрых палатка или на дне океана в подводной лодке.

Биография Визбора сотнями видимых и невидимых нитей соединялась с судьбами современников, которые “простые – но не простачки, ходят по земле, как работяги, думают как архитекторы, говорят как поэты”. В умении не тратить время попусту, реализовывать, что позволяют способности, Визбор был самым что ни на есть рационалистом, вполне современным человеком, который всегда в делах. Да смог бы он инаце сочинить свои 300 песен сняться почти в двух десятках картин у таких режиссеров

Жизнь Ю. Визбора неразрывно связана с кино: “Июльский дождь”, “Красная палатка”, “Начало”, “Белорусский вокзал”, “Ты и я”, роль Бормана в телесериале “17 мгновений весны” принесли ему всенародную известность….

Вед.1: Из неопубликованной повести "Если бы ты знал" первой жены Визбора, журналистки поэтессы Ады Якушевой: сижу после сдачи какого-то экзамена в нашем институтском дворике, блаженствую: можно теперь хотя бы до завтра не заглядывать, а учебник, пригревает осенние солнце кружится разноцветная листва. Вижу, недалеко окружили девчонки двух парней один - кареглазый, коренастый, отчаянно жестикулируя, рассказывает, судя по всему, занятную историю. Второй - стройный, светловолосый, в зеленой ковбойке и замечу очень симпатичный время, от времени что-то добавляя и, тогда вся компания взрывается хохотом” Кто это осведомляюсь у присевшей рядом однокурсницы. Ты не знаешь, кто искренне удивляется однокурсница. Это же Володька Красновский и Юрка Визбор в него пол-института влюблено! Я не уточнила в кого именно!

Вед.1: Как заявил Визбор на одном вечере, "Моя единственная профессия журналистика ".

Но, несмотря на его фанатичное отношение к единственной профессии, его творческая энергия расплескивалась в самые неожиданные стороны.

Вед.1: Визбор - альпинист и тренер по горнолыжному спорту.

Вед.2: Визбор - поэт и певец, автор трехсот песен.

Ввд.1: Визбор - драматург, написавший несколько пьес и киносценариев.

Вед.2: Визбор - художник, автор замечательных акварельных рисунков.

Вед.1: И все же главное, за что его помнят, и будут помнить песни.

Вед.2: Жизнь Ю.Визбора неразрывно связанно с кино "Июльский дождь", “Красная палатка”, "Начало", "Белорусский вокзал", "Ты и я", роль Бормана в телесериале "Семнадцать мгновений весны" принесли ему всенародную известность.

Звучит песня “Я хочу, чтобы вы не забыли меня”.

Вед.1: 17 сентября 1984 года лишь на три месяца пережив свое пятидесятилетие ушел из жизни Юрий Визбор. Но остались его рассказы, повести, пьесы, сценарии, фильмы, кинороли, а главное песни. Более 200. Звучит песня "Милая моя" (Приложение 8)

Последняя песня Юрия Иосовича “Цейский вальс” стала гимном Альплагеря “Цей” и теперь каждое утро как благодарная память о человеке, именем которого в 1985 году названа одна из вершин на Памире.

Никитины (Приложение 5)

Ученик: Сергей Никитин - не поэт, а композитор и исполнитель - так естественно исповедует близкие принципы авторской песни. В этом видится его индивидуальность, своеобразие его творчества. Он пишет музыку к настоящим стихам. В исполнении Татьяны и Сергея слышится та же любовь к слову: именно она определяет сдержанность и точность интонации. И хотя они поют песни написанные другими авторами, все же создается впечатление об их сопричастности к авторскому слову.

Звучит песня: “Диалог у новогодней елки”

Стихи Ю. Левитанского, Музыка С. Никитина (Приложение 9)

Александр Розенбаум - он необычайно популярен, его голос звучит на боевых и гражданских судах, в военных городках, на заставах, и полярных зимовках. Обработки его песен звучат и на западе. Его популярность не на пустом месте. Он поет для людей часто и много. Давайте послушаем одну из его песен которая называется "Вальс - бостон".

Библиотекарь: Авторская песня-исполнение собственных стихов в музыкальном сопровождении (чаще всего под гитару) давно и прочно укрепилась в нашей стране. Её родило время. Она отдает предпочтение поэзии, стихи призваны в ней над мелодией, ей противопоказаны украшения и светоэффекты, стадионы и дворцы спорта. Ей даже опасен профессионализм. Профессиональное отношение к делу да, эстрадный профессионализм нет!

Использованная литература.

1. Читаем,учимся,играем: Сборник сценариев для библиотек, 1993 Вып. З

2. Галкмзянова Г. Прерваный полет /Магариф - I998-№ 10.- стр.55

3. Рок музыка в СССР /Под. ред. Л.П.Беленького -М; Молодая гвардия.- 1997.

4. Возьмемся за руки друзья! - М: Молодая гваридия.- 1990.

5. Среди нехоженых троп.- М: Молодая гвардия.- 1989.

6. Высокий В “Мне есть, что спеть” ,Чебоксары.- I993.

6-1998, 4-1998, 3-1998, 6-1995, 4- 1995, 3-1995, 3-1990 рубрика "Авторская песня".

7. Прерванный полет/ Комсомольская правда, 1997 -6 ноября.

8. Я навечно вернусь/ Комсомольская правда, 1998 -2З сентября.

9. Это не только личное/ Учительская газета, 1983- 26 января.

10. Анчаров М. Звук шагов, -М:Останкино, 1992

11. Люди идут по свету. –М: Физкультура и спорт, 1989

12. Молодежная эстрада -1996 -№ 3

13. Библиография 2- 1991,1 - 993, 5-1995, 1-1995, 5-1994, 4-1994, 4-I998,

14. Прерванный полет, вдвоем / Советская Россия, 1987 - 27 декабря.

15. Молодежная эстрада – 1936 -№ 2, 3, 4, 5.

Читать еще:


Новые материалы:

Информационные технологии в начальной школе :: Рабочая программа курса "ЕГЭ. Информатика" (для 12-х классов) :: Урок информатики в 5-м классе на тему "Компьютерная графика" :: Информационное моделирование на компьютере: полет снаряда и определение пройденного пути при прямолинейном движении :: Задачи Григория Остера на службе у Excel :: На пятьдесят оттенков темнее ( Fifty Shades Darker ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Мебель для прихожей/Тумбы для обуви / Сокол / Тумба Сокол ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD