Игра-викторина "От зимних святок до зелёных" по принципу игры "Умники и умницы" : Организация школьной библиотеки

Участники: ведущая, три команды игроков по три человека в каждой, жюри.

Для отбора игроков на большом листе вывешивают вопросы, на которые все желающие принять участие в игре должны дать письменные ответы.
Первые девять школьников, которые дали правильные ответы на все вопросы, отбираются в качестве игроков для трёх частей игры. В каждой части игры участвуют трое игроков.
Для хода игры понадобятся: разноцветные квадраты для обозначения дорожек размером 60х60 см – 4 зелёных, 3 жёлтых, 2 красных; знаки Мудрости (для зрителей, дающих правильные ответы); гонг и песочные жюри (для жюри).

Вопросы для отбора игроков:

  1. В эти дни девушки обычно гадают на судьбу. (Святки)
  2. В этот день на улицах много ряженых – чтобы обмануть нечистую силу. (Коляда)
  3. Проводы зимы и встреча весны. Этот праздник называется ... (Масленица)
  4. В течение этой недели убирали в домах, пекли куличи, красили яйца. (Страстная неделя)
  5. Первое пасхальное яйцо надо есть всей семьёй, а первое яйцо от христосования хранить весь год, до следующей пасхи. Зачем? (Чтобы в доме всё было благополучно.)
  6. Для чего веточки вербы втыкали посреди поля? (Считалось, что верба оберегает посевы.)
  7. В этот день в костёр бросались травы. (Иван Купала)
  8. В этот день хоронят мух и тараканов – чтоб они больше не возвращались в избу. (Семён-Летопродавец)
  9. Если искупаться на зорьке этого дня, весь год здоров будешь. (Иван Купала)

Ведущая: Сегодня мы проведём интересную игру, которая называется «От зимних святок до зелёных».
Наряду с церковными православными праздниками – торжественными и величавыми – в народе с древнейших времён осталось немало обрядов и обычаев – ярких, пышных, весёлых. Несмотря на неодобрение некоторых обычаев церковью, они живут и будут жить, потому что в них выражен славянский характер, сама его мистическая душа, неиссякаемый оптимизм.
И в наше время отмечаются  Зимние святки, Масленица, Троица; все знают Красную горку и день Ивана Купала... Вот об этом мы и будем с вами сегодня говорить.
Игра проводится в три тура, и в каждом туре мы выберем победителя. А те, кто принимает участие в игре только как зритель, не должны расстраиваться. Ведь вам тоже будет предоставлено право попытаться стать победителем. Если игрок не сможет дать верный ответ на вопрос, это может сделать кто-то из зрителей. За правильный ответ зритель получает маленький приз – знак Мудрости. Кроме того, в конце каждого тура будет задаваться специальный вопрос для зрителей. И те зрители, которые наберут больше всего таких знаков, тоже станут победителями игры.
Итак, я объявляю первый тур и прошу выйти к нам его участников.

Сначала мы проведём розыгрыш дорожек. Для этого каждый из участников на листах перечислит все основные народные праздники в том порядке, в котором они проходят в течение года. А жюри скажет, кто ответил быстро и правильно.
(Святки (Коляда), Масленица, Вербная неделя (Вербное воскресенье), Пасха, Красная горка (первое после Пасхи воскресенье), Радуница, Семик (Семицкая неделя), Троицын день (Троица), Иван Купала, Семён-Летопродавец, Кузьминки).

Затем жюри объявляет, кто в какой последовательности выбирает дорожки для игры.

Ведущая: Позвольте только, я объясню свойства каждой дорожки. Самая длинная дорожка – зелёного цвета, в ней четыре квадрата. Тот, кто будет идти по этой дорожке, получит четыре вопроса, но зато он имеет право ошибиться два раза.
Жёлтая дорожка состоит из трёх квадратов. Игрок получит три вопроса и сможет ошибиться один раз.
А на красной дорожке только два квадрата, значит только два вопроса, но зато игрок совсем не имеет права ошибиться. Тур заканчивается, как только кто-либо из игроков завершит свою дорожку. На обдумывание ответа даётся 30 секунд. За этим будет следить наш хранитель времени. А о том, что время на обдумывание закончилось, он напомнит вам ударом гонга.

Итак, первый этап первого тура:

  1. Слово это (как и сам обряд) известно  у многих народов. Праздник отмечают все, но в первую очередь молодёжь. Одни считают, что это слово – имя бога пиршеств и мира у язычников, другие – что оно произошло от римских «календ», третьи производят его от слова «коло».  (Коляда)
  2. С какими предметами на Коляду ходит молодёжь по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра. (Вертеп и звезда)
  3. Назовите, когда проходят Святки? (С 7 до 19 января по новому стилю, от сочельника до Крещения)

Второй этап:

  1. В этот день Масленицы тёща зятя блинками угощает. (Лакомка – среда)
  2. А в этот день теперь уж зятья своих тёщ на блины зовут. (Пятница – Тёщины вечерки)
  3. В этот день происходят катания на санях, игры, кулачные бои. (Четверг – Разгул)

Третий этап:

  1. Во время утрени в это воскресенье молятся с ветками этого дерева, потом хранят дома эти прутики, потому что они имеют силу изгонять хворь. (Вербное воскресенье, верба)
  2. Что символизирует освящённая верба? (Пальмовую ветвь Палестины)

Четвёртый этап:

  1. Кого, как считали на Руси, можно увидеть в пасхальную ночь? (Домового, распознать ведьм и колдунов)

Дополнительный вопрос к зрителям:

В вербное воскресенье родители, придя из церкви, слегка хлещут ребятишек вербой и приговаривают. Что? («Верба – хлёст, бей до слёз» или «Не я бью – верба бьёт»)

Победитель первого тура занимает своё место на стульях для победителей.

Второй тур:

Розыгрыш дорожек:

Каждый день Масленицы имеет своё название. Перечислите в правильном порядке по дням недели. (Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул, Тёщины вечерки, Золовкины посиделки, Прощённый день)

Первый этап:

  1. В Святки на столе обязательно были кутья и блины. Куда девали остатки еды? (Бросали в печь или за окно: кормили души)
  2. Как назывался канун Нового года в память о том, что некогда на Руси Новый год начинался не с января, а с весны, с марта, когда овёс сеяли? (Овсень)
  3. Что было любимым развлечением во время Святок? (Гадания)

Второй этап:

  1. Когда начинается Масленица? (За неделю до Великого поста)
  2. На Прощёный день в Масленицу этот продукт составляет необходимую принадлежность. (Пряник)
  3. В этот день Масленицы с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженных. (Заигрыш – вторник)

Третий этап:

  1. Этот праздник символизирует Красное Солнышко, красную весну, которую в этот день закликают. Это праздник девушек, к которому они долго готовятся: именно в этот день женихи выбирают себе невест. Дома оставаться никому нельзя – недобрый знак: или вовсе замуж не выйдешь, или вскоре после свадьбы умрёшь. (Красная горка – первое после Пасхи воскресенье)
  2. Как иначе называли в старину Семицкую неделю? (Русальная)

Четвёртый этап:

  1. На этот праздник собирают целебные травы, которые не только лечат, но и обладают волшебной силой, спасая от чертей, колдунов и от тоски. (Иван Купала)

Вопрос зрителям:

Это бог земных плодов у язычников. (Купала)

Второй победитель занимает своё место на стуле.

Третий тур:

Розыгрыш дорожек:

Перечислите основные обряды Семицкой недели. (Задушные поминки, Семик, Кукушки, Моргостье, Завивание венков)

Первый этап:

  1. Цветы и зелень, сохранённые после этого дня, обладают целебной силой, спасают от болезней. В церкви стоят с букетами цветов, и дома украшают ветками, и пол выстилают свежескошенной травой, и венки завивают. О каком празднике говориться? (Троица)
  2. Как по-другому называют Троицын день? (Зелёные святки)
  3. На Троицу специально пекут семейный каравай, ломоть которого подмешивается потом в свадебный хлеб. Зачем? (Чтоб семья крепкая была)

Второй этап:

  1. Здесь Пётр Великий открывал Масленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами.  Так где же в старину москвичи  справляли Масленицу. (У Красных ворот)
  2. В этот день Масленицы дети приготовляли утром соломенную куклу: на неё надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти и возили на санях по деревне, а затем ввозили на гору. (Понедельник – Встреча)
  3. Как иначе называют Масленицу? (Сырная неделя, обжорная, широкая, разгульная)

Третий этап:

  1. Этот праздник почти не отмечается сейчас и более известен в народе как начало короткого «бабьего лета». (Семён-летопродавец, 13 сентября по новому стилю)
  2. Этот праздник назван в честь Кузьмы и Демьяна – покровителей супружеского счастья и защитников кур. (Кузьминки, 13 ноября)

Четвёртый этап:

  1. В этот день Солнце в воде купается. (Иван Купала)

Вопрос для зрителей:

В этот праздник рубят берёзы и готовят караваи. Из срезанных берёзовых ветвей под песни сплетают венки и бросают их в воду. (Семик, Семицкая неделя)

Ведущая: По окончании последнего раунда у нас вышли трое победителей. Они все получают призы – интересные книги. Те зрители, которые завоевали больше всех знаков Мудрости, также награждаются памятными призами.
До новых встреч!

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в 3-м классе по теме "Скорость. Время. Расстояние" :: Интегрированный урок во 2-м классе (литературное чтение + окружающий мир). Тема: "Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран" :: Правление Ивана Грозного. Имя существительное как часть речи. Интегрированный урок (русский язык + история), 3-й класс :: Урок окружающего мира в 1-м классе. Тема: "Живая природа" :: "Хлеб – это жизнь!" :: Шпион, который меня кинул ( The Spy Who Dumped Me ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / МФ 4 Сезона / Кровать двухъярусная Golden Kids 2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD