Школьная библиотека: формирование информационной культуры учащихся на основе библиографической базы данных городских библиотек : Организация школьной библиотеки

Статья

Школьная библиотека:формирование информационной культуры учащихся на основе библиографической базы данных

городских библиотек

(Из опыта работы заведующей библиотекой МОУ СОШ №10 г. Ишимбай Республики Башкор-тостан Гончаровой Ларисы Ивановны)

Школьная библиотека – это

информационный ресурс школы,

а не “вспомогательная структура”

К.Э. Патрик

Известно, что книга имеет для воспитания огромное значение, но не все знают, что сегодня это значение стало планетарным потому, что нравственное отстает от технического прогресса.

Существует мнение, будто дети сами разберутся, что в жизни хорошо, что плохо, что “нравственный и гражданский облик человека формируется только в результате последовательной педагогической деятельности, цель которой – вырастить гражданина России, ее защитника и работника, современного человека: образованного, творческого, интеллигентного и одновременно активного, смелого, предприимчивого. Воспитать такого человека без книги невозможно!

Специалисты разных областей: психологи, педагоги, социологи – утверждают, что нечитающий ребенок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Гражданин читающий – национальная ценность России. С каждым годом нарастает функциональная неграмотность общества, постоянно увеличивается количество детей – нечитателей.

И в условиях кризисного состояния духовной культуры, небывало возрастает роль и значимость школьной библиотеки в формировании интеллектуального и духовного облика подрастающего поколения. Школьная библиотека выступает как образовательное подразделение школы, где библиотекарь наравне с учителями решает педагогические задачи, играет роль информационного лидера, является специалистом в области повышения информационной культуры учащихся и учителей; помощником руководителя в формировании у учителей потребности в непрерывном образовании и воспитании через книгу и информацию.

Быстрое увеличение потока информации, глобальный процесс информатизации, невиданные темпы роста информационных технологий – все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры – информационной культуры личности, внедрение которой заставляет нас переходить от школьной программы “накопления” полезных знаний к варианту овладения навыками самообразования, необходимых для эффективного продолжения образования на протяжении всей жизни.

Формирование информационной культуры получило свое развитие, прежде всего как практическая деятельность массовых библиотек и библиотек общеобразовательных учреждений.

Компонентами формирования информационной культуры, в порядке их появления, были: библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность. А повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального информационного образования, в частности, путем включения в учебный процесс общеобразовательных учреждений обязательного курса “Основы информационной культуры личности”, цель которого – обновить содержание и формы общения с читателями, создать комфортную информационную среду, отвечающую разнообразным интересам, привить навыки информационной культуры читателям-детям. С этой целью в библиотеке проводятся индивидуальные беседы у каталогов и картотек, библиотечные уроки, библиографические игры и конкурсы.

В последние десятилетия интерес к формированию информационной культуры детей, подростков, юношества со стороны специалистов различного профиля неуклонно растет. Труды по истории детской литературы свидетельствуют, что уже в ХVI веке в первых рукописных и печатных книгах для детей обращается внимание на необходимость формирования у них умений понимать прочитанное. Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 году в связи с появлением самостоятельной научно обоснованной программы “Библиотечно-библиографические знания школьникам”, определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9-х классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, происшедшие в организации работы средней школы, в частности переход к обучению детей с шестилетнего возраста. В настоящее время эта программа носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер.

Анализ современных публикаций по вопросам формирования информационной культуры учащихся свидетельствует, что в качестве учебной дисциплины, призванной обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем информационном обществе, многие видят информатику. В рамках этой дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие понятия, как компьютер, база данных, телекоммуникации, мультимедиа. Соответственно в состав умений, формируемой этой учебной дисциплиной, входят умения профессионально использовать компьютер. Однако подход к формированию информационной культуры преимущественно через изучение информатики не может быть признан приемлемым, ибо он ведет к неоправданному сужению понятия “Информационная культура”. Как бы не совершенствовались по мере развития научно-технического прогресса технические и программные средства информатизации, уровень информационной культуры человека определяли и будут определять, прежде всего, основополагающие знания и умения в области поиска и обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность.

Учитывая новые требования к качеству информационного обеспечения предметов, школьная библиотека формирует политику информационной поддержки образования, учит самостоятельности в поиске знаний, может добиться большего и в школе и во взрослой жизни. Ученик будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь школьная библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник – школьник – студент). Информационные услуги складываются из традиционных, ориентированных на работу с печатными документами, и нетрадиционных, связанных с внедрением средств новых информационных технологий.

Признаком информационного общества является утверждение культа знаний. Библиотекарь обладает поисковыми знаниями, значит должен уметь их привить пользователям информации.

“…Современный человек, по словам академика С. Вавилова, находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”. Здесь возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве них выступает школьная библиотека.

Пришло понимание, что школьная библиотека – не только место выдачи книг. Подготовка тематической выставки, выполнение библиографических справок, обеспечение учебниками – это является индикатором образования. И формирование информационной культуры личности неразрывно связано с деятельностью образовательного учреждения.

Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, познавательной и иных видов деятельности. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.

Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

Существует тесная связь между школьной и публичной библиотекой с тем, чтобы каждый мог понять и использовать наилучшим образом любую библиотеку, которую он посещает сейчас, и будет посещать в дальнейшем. Роль школьной библиотеки определена в процессах образования: содействовать реализации программ основного и дополнительного образования и обеспечивать приобретение знаний вне рамок учебного заведения систематическими, целенаправленными и соответствующими потребностями пользователей способами. Приоритетными являются по содержанию информационная культура личности, краеведение, экологическое просвещение, экономический и правовой всеобуч.

Примером является День информации для учащихся по теме: “Его Величество Закон”, проведенный в читальном зале городской библиотеки

В подростковом возрасте появляется новое осознание себя – чувство взрослости, стремление к подражанию внешним признакам взрослости. Необходимо до минимума сводить свободное время – в совместной деятельности советоваться с подростками, перекладывать часть забот на их плечи, привлекать к участию. Важно в этот период организовать их общение, где подростки могли бы усваивать нормы поведения и морали, развивать самосознание. Ведь вопросы: Какой Я? Кто Я? очень их волнуют. Они ищут опору, идеалы, авторитеты… и оттого, чем будет наполнен их внутренний мир, во многом зависит судьба человека. Ответы на эти жизненные вопросы, чаще всего возникающие в подростковой среде, и даст совместная работа детей при подготовке мероприятий, их непосредственное участие.

Мы живем в сложный период – время политического, экономического, экологического и духовного кризисов. Одни получили все материальные возможности, другие – ощущение внутренней пустоты, пессимизма, неуверенности в завтрашнем дне. Идет утрата нравственных ценностей, нарастает растлевающее влияние худших образцов массовой культуры, навязываются модели поведения, чуждые российскому складу ума и души. Многие пытаются уйти от не устраивающей их реальности и успокоиться, употребляя наркотики, алкоголь.

Школьная библиотека постоянно занимается пропагандой здорового образа жизни, поскольку считает эту задачу главным приоритетом работы с подрастающим поколением. Одним из таких мероприятий для учащихся стала сюжетно-ролевая игра “Не отнимай у себя завтра!”, проведенная в Год профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в Центральной детской библиотеке.

На встрече присутствовали юрист, историк, социолог и искусствовед. Каждый из них осветил эту проблему со своей точки зрения. Перед учащимися выступила старшая медсестра врачебно-физкультурного диспансера, рассказавшая о последствиях пагубных пристрастий.

Ребята, затаив дыхание, выслушали исповедь “маски откровения”. Это история задела их за живое и вызвала бурную дискуссию. Также сильное впечатление произвел показ фрагмента художественного фильма о наркотиках “Трасса 60”, основная идея которого: наркомания – это рабство. И дети не только созерцали, они активно участвовали: зачитывали мини-сочинения “Я против наркотиков”, разыгрывали сценку “Стоп, наркотик!”, рисовали плакаты, были участниками игры “Интервью”. Итогом мероприятия стало осознание детьми того, что каждый человек на земле – единственный и неповторимый, что нельзя лишать других возможности общаться с тобой, любить тебя, нельзя отбирать у себя завтра.

“Не отнимай у себя завтра”

Сюжетно-ролевая игра

Предварительная работа

    1. Конкурс плакатов “Школа без наркотиков”.
    2. Конкурс на лучшее стихотворение “Скажи наркотикам – нет!”
    3. Мини-сочинение “Я против наркотиков”.
    4. Анкетирование.
    5. Просмотр художественных фильмов “Трасса 60” и др.
    6. Поиск участников-специалистов, раздача материала.

Участники: Ведущий, историк, врач-нарколог, юрист, искусствовед, социолог

Ход проведения:

Звучит музыка из альбома “Опиум” группы “Агата Кристи”.

Ведущий: Наркомания – в переводе с греческого – оцепенение, мания, восторг. Но не только восторга – даже слабого отблеска радости жизни не видим мы в глазах тех, кто находится во власти наркотиков. Там меркнет прошлое и теряет очертание будущее. Путь туда легок и прост. Вернуться оттуда порой невозможно.

Ведущий: Наверное, многие из присутствующих читали и слышали о нашумевшем романе Ч. Айтматова “Плаха”. Сильное впечатление в романе производит начало: сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчаться рядом леопард, антилопа, тигр – все вместе, потому что общая беда гонит. Так и люди должны сплотиться в борьбе с общей бедой – наркоманией.

Сегодня мы говорим спасибо Айтматову за то, что он одним из первых поднял эту тему в художественной литературе.

Наркомания есть, она набирает силу. И мы с вами должны знать природу этого явления, пути распространения, возможности борьбы. Давайте обратимся к данным социологического исследования.

Выступление социолога: Посмотрите на наркоманов – они производят впечатление людей, недавно перенесших тяжелую операцию и еще не оправившихся от нее: бледные, худые. У других вид усталый, лицо отекшее, взгляд отрешенный. Проведенные социологические исследования учащихся школы выявили установку молодежи на употребление наркотических веществ.

Ведущий: Порой трудно убедить человека в том, что наркомания – один из древнейших пороков человечества. Когда появились наркотики? Мы предоставляем слово историку.

Выступление историка: Существует гипотеза, что еще в раннем палеолите (40 тысяч лет до н.э.) состоялось первое знакомство человека с наркотиками. Любопытному по природе человеку не составляло труда открыть, что окружающая среда в изобилии предлагает ему растения, которые повышают настроение и прибавляют сил, делая жизнь, хотя и ненадолго, более легкой. Люди, жившие в разные исторические эпохи и в разных частях света, узнали растения, корни которых содержат соки, обладающие таинственной силой. Первым упоминаемым растением с психоактивными свойствами был снотворный мак. Еще 5 тысяч лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии. Выделенный из млечного сока этого растения опиум они называли “гиль”, что означает “радость”. Гомер в “Одиссее” говорит о том, как прекрасная Елена подала Телемаку, сыну Одиссея, кубок с напитком “непентес”, позволяющем забывать боль и горе. О гашише как лекарстве от кашля говорилось в лечебнике китайского императора Шен-Нуна (2737 год до н.э.). в индийском эпосе “Ригведа” (1500 лет до н.э.) гашиш назывался “небесным проводником”. Священный напиток, изготавливаемый из индийской конопли, восхвалялся как средство, способное излечить то, что изранено, научить слепца, как прозреть, хромого – как ходить, бедняка – как стать богатым. Испанцы времен освоения Нового Света оставили письменные свидетельства о массовом употреблении “божественного гриба” во время коронации Монтесумы. Каменные грибы, найденные в Гватемале, свидетельствуют о том, что индейцы майя исповедовали культ грибов, некоторые сибирские племена с целью достижения видений во время во время ритуальных обрядов использовали широко известный мухомор. Немецкий ученый-энциклопедист Александр Гумбольд (1769-1859гг.) путешествовал по Латинской Америке в сопровождении местных проводников. Он заметил, что индейцы периодически проявляют колоссальную выносливость. Но вскоре Гумбольд обнаружил причину такой выносливости своих проводников: они жевали листья кустарника, именуемого кока. Набив щеку этими листьями, индейцы примерно в течение 40 минут жевали их, а затем сплевывали. Казалось, они не испытывали никакой усталости, хотя вид у них был совсем никудышный.

Ведущий: Предлагаем вам игру “Интервью”. Я буду в слух зачитывать суждения, а вы, если считаете утверждение правильным, будете отвечать “верно”, если нет – “неверно”.

ИНТЕРВЬЮ

  1. Вопрос: Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны.
  2. Ответ: Неверно. Выписываемые врачами наркотические вещества – это наркотики, которые назначают конкретному лицу при конкретной болезни в конкретное время. Такие лекарства, употребляемые другим человеком в другое время или в сочетании с другими наркотиками, например, алкоголем, могут стать опасными.

  3. Вопрос: Табак в сигаретах не является наркотиком.
  4. Ответ: Неверно. Табак содержит никотин и является наркотиком, который вызывает зависимость. Табак увеличивает сердечный импульс, сужает кровеносные сосуды, уменьшает аппетит, изменяет нормальные функции организма.

  5. Вопрос: Однажды употребивший наркотик – наркоман.
  6. Ответ: Неверно. Люди, которые пристрастились к наркотикам или не контролируют употребление алкоголя, могут изменить свое поведение при проведении специального лечения и воспитания.

  7. Вопрос: Люди, злоупотребляющие наркотиками, вредят лишь себе.
  8. Ответ: Неверно. Кроме себя, они причиняют боль и вред своим семьям и друзьям, сотрудникам по работе и многим другим людям.

  9. Вопрос: Пока человек не “колется”, он не наркоман.
  10. Ответ: Неверно. Люди поглощают или принимают наркотики разными способами. Их нюхают, съедают, глотают, вводят внутривенно. От любого из этих методов может развиться опасная и смертельная зависимость.

  11. Вопрос: Наркотики разрешают личные проблемы.
  12. Ответ: Неверно. У людей всегда есть проблемы и обращение к наркотикам их не разрешает, а порождает новые. Разрешают проблемы не наркотики, а люди.

  13. Вопрос: На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково.

Ответ: Неверно. Реакция на наркотик индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья человека, вес тела, переносимость, способ приема наркотика и даже мировоззрение. Большинство наркотических доз рассчитано, как правило, на мужчин 20-30-летнего возраста, поэтому взрослая доза будет слишком сильной (а потому и опасной для жизни) для маленьких детей или старшеклассников.

Ведущий: Послушайте несколько мини-сочинений наших учащихся “Я против наркотиков” (чтение отрывков из сочинений).

Ведущий: Чем же страшна наркомания и излечима ли она? Чтобы выяснить природу воздействия наркотиков на организм человека я предоставляю слово врачу-наркологу.

Выступление врача-нарколога: Наркомания – это состояние эпизодического или хронического отравления вызванного повторяющимся введением наркотиков. Наркотики – вещества различной природы, изменяющие состояние организма в целом, в том числе и сознание. Одной из удивительных и трагических особенностей применения наркотиков является быстро возникающее привыкание – толерантность. Наркотик – яд, который с колоссальной скоростью разрушает организм, и многие изменения могут быть необратимыми. Наркотики могут вызвать предраковые процессы в легких, атрофию мозга, эпилепсию, психозы, деградацию личности, способствует разрушению крови. От разных наркотиков зависит по-разному. Воздействие предсказуемо и зависит от психических особенностей каждого конкретного человека. Поэтому тяга к наркотикам в основном излечима. Обратите внимание на детективы, романы. Советую вам прочитать детектив Н.Марша “Мнимая беспечность” и роман А. Нортон “Хрустальный грифон”.

Ведущий: Для подтверждения этого выступления мы предлагаем вам посмотреть видеофильм “Наркотики – от реальности не уйдешь”.

Просмотр видеофильма.

Ведущий: Предлагаю разыграть проблемную ситуацию “Шприц” (выбор участников игры: 4 человека). Вы должны сесть в круг рядом друг с другом. Один из вас берет шприц, содержащий воображаемое наркотическое вещество. И настойчиво предлагает своему соседу “уколоться”. Задача соседа – найти убедительную причину для отказа от приема наркотика (возможные варианты отказа: “Нет, я берегу свое здоровье”, “Нет, я не хочу портить отношения с родителями”, “Нет, мне надо идти на тренировку” т. д.).

Ведущий: Что же такое наркомания – болезнь или преступление? На все эти вопросы вам ответит юрист.

Выступление юриста: Статья 228 Уголовного Кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконный оборот наркотиков, куда входит и приобретение, хранение, перевозка, изготовление наркотиков без цели сбыта. Статья 228 Ч. 4. Уголовного Кодекса РФ предусматривает 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта героина около 4,5 грамма. Тебя могут остановить на улице, обыскать, найти в кармане грамм гашиша и суд немедленно приговорит тебя к 6 месяцам лишения свободы за хранение наркотиков. Путь наркомана неизбежно приводит к преступлению. Как правило, чтобы добыть деньги, рано или поздно он начинает воровать, мошенничать, торговать наркотиками. Он просыпается с единственной мыслью: есть ли деньги? И начинается марафон, финал которого предрешен. Надо, чтобы каждый молодой человек хорошо представлял себе те последствия, которые может иметь лишь одна выкуренная из любопытства, стремления к сильным ощущениям сигарета с наркотиком, укол шприца. Знайте: незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств карается лишением свободы на срок 10 лет, а в некоторых случаях – до 15.

Ведущий: Сейчас свою историю вам поведает “Маска откровения”. (Исповедь наркомана, или история жизни одного из учащихся, на лице маска. Можно использовать статьи из газет, Интернета). Я предлагаю обсудить проблему, может быть, кто-то желает дать совет, нашей “маске”.

Беседа с учащимися, советы комментируются взрослыми.

Ведущий: Нет ничего удивительного в том, что вкусы взрослых и молодежи зачастую расходятся. Особенно в тех вопросах, где речь идет о музыке и моде. Недаром говорят: новые времена – новые песни. Правда, иной, так сказать, мотив не так уж и безобиден. Предлагаю послушать искусствоведа.

Выступление искусствоведа: При избытке свободного времени большинство из вас не знает, что с ним делать, как им распорядиться. Скучающих, в наше время столько, сколько потребляющих наркотики. Первые наркотики – табак и алкоголь. Со временем мы сюда добавили еще и современные наркотики шума. И, прежде всего, так называемую музыку, которую мы импортировали из глубокой Африки, и от которой не осталось ничего, кроме варварского ритма. Год от года наркотики становятся причиной гибели многих известных музыкантов. Конечно, это их личное дело – что курить, пить или колоть в себя. Но ужасно то, что, стремясь подражать кумирам, юные поклонники перенимают их привычки. Наркомания становится модой. В последнее время появилась мода среди деятелей эстрады публично говорить о своем прошлом. Причем подается это как некая легкая прогулка за острыми ощущениями: “посидел на игле немного да соскочил”, “покурил пару лет для кайфа да бросил”. То есть захотел – попробовал, захотел – бросил. Глупые поклонники следуют за своими кумирами и попадают в ловушку. Звезды пытаются выдать себя за крутых парней, которые все прошли и все попробовали. Большинство из них наркоманами никогда и не были.

Ведущий: Посмотрите фрагменты из художественных фильмов “Пляж”, “Трасса 60”, “Реквием по мечте”.

Ведущий: Обратите внимание на выставку: “Не отнимай у себя завтра”, плакаты на тему “Школа без наркотиков”

Ведущий: Если у вас еще остались нерешенные вопросы, проблемы, то у нас есть “Почтовый ящик”. Анонимно на ваши вопросы ответят специалисты: врач-нарколог, психолог и другие. Как определить что у тебя серьезные проблемы с наркотиками? Если ты хочешь избавиться от наркотического кошмара, обрати внимание на стенд с номерами телефонов доверия и адресами анонимных наркологических кабинетов.

Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для работы школьной библиотеки.

Приложение1

Приложение2

Читать еще:


Новые материалы:

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории :: Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство" :: "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве" :: Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов :: В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе) :: Квадрат ( The Square ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Мягкая мебель/Кресла/Для отдыха / DG-Home / Кресло Collins Wingback Chair DG-F-ACH493 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD