День библиографии "Любящий детство – хороший человек Г.П. Михасенко" : Организация школьной библиотеки

Цель Дня библиографии: обобщить знания учащихся в области библиографии, развить поисковые умения и навыки в качестве базиса для формирования информационно независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному поиску, научить их ориентироваться в “книжном море”.

Задачи:

  • обучить новым возможностям поиска информации;
  • обучить методике нахождения информации.

План проведения Дня библиографии составляется за 1 месяц до его проведения, о чём оповещаются пользователи библиотеки.

В день проведения мероприятия выставляем табличку “Сегодня День библиографии”.

При проведении Дня библиографии используем различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний: беседу-консультацию о СБА библиотеки “Ваши помощники в выборе книг”, беседу-обзор книжной выставки “Любящий детство – хороший человек Г.Михасенко”, представление библиографических указателей: “Иркутские писатели – детям”, “Приглашаем в путешествие”, “Писатель с берегов Ангары Геннадий Павлович Михасенко”, оформляем буклет “Я родом из детства”, .

День библиографии проводим по расписанию уроков литературы в 7–8-х классах.

Класс разбиваем на 4 команды.

План проведения библиотечного урока:

- Прослушав беседу-консультацию “Ваши помощники в выборе книг” (приложение 1), команды получают задание ответить на 2 вопроса.

- После беседы-обзора книжной выставки (приложение 2), каждый ученик индивидуально отвечает на вопросы, выбрав правильный вариант ответа.

- Практическая работа “Библиографические раскопки”. Каждая команда разыскивает произведения Г.П. Михасенко по библиографическим пособиям, АК, СК, краеведческой картотеке, на стеллажах.

- Анкетирование (лист рефлексии).

На поиск индивидуальных ответов отводится по 5 минут, на поиск и ответы команд и комментарии по 5–10 минут. Очерёдность командных ответов произвольная. Желательно, чтобы помимо ведущего находился консультант, который давал бы командам советы в случаях каких-либо затруднений, помогал сориентироваться. Оценивать ответы участников можно по любой системе, учитывая правильность и полноту ответов.

Ваши помощники в выборе книг

Искать книги любят не все. Это хлопотливая работа и долгая. Да и зачем? Какая, в сущности, разница: нужна книга, вы пришли в библиотеку и сказали: “Пожалуйста, дайте …”, – и книгу вам дали или: нужна книга, вы пришли в библиотеку, и нашли её сами. Ту же самую книгу. Какая разница? Но кроме результата, есть ещё путь, которым вы к этому результату пришли. Съесть варёную картошку и съесть картошку, которую вы сварили, – большая разница. Подняться на гору в автобусе и подняться на гору пешком. Взять в руки книгу, которую вам дали, и взять в руки книгу, которую вы сами нашли, очень большая разница. Мы будем искать нужную книгу сами.

“Современный читатель находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”, – говорил академик С.И. Вавилов. [1]

И отыскивать эти крупинки золота помогает нам библиография. Слово “библиография” впервые стало употребляться в Древней Греции. Оно происходит о двух слов “biblion” (книга) и “grapho” (пишу), в буквальном переводе “книгоописание”. До изобретения книгопечатания этим словом обозначалась работа по переписке книг. С течением времени термин “библиография” изменяет своё первоначальное значение и понимается как:

  • Библиография – отрасль научной и практической деятельности, задачей которой является учёт печатной и рукописной продукции и информации о ней.
  • Библиография – это полный или выборочный список литературы по теме; специальные издания (указатели, каталоги, обзоры), содержащие такие списки.
  • Библиография – отдел в периодических изданиях (журналах, газетах), посвящённый краткому обзору вновь выходящих книг.

Появилась профессия – библиограф. Существуют самостоятельные библиографические учреждения и библиографические отделы библиотек.

Библиотечные фонды – книги, журналы, газеты и другие произведения печати, хранящиеся в библиотеке – это моря, а порой даже океаны литературы. Компасом в путешествии за нужной книгой служит библиография. Цель библиографии – ориентировать нас в книжном океане.

В старину на библиографических изданиях ставилась эмблема – золотые ключи. Сейчас она не печатается, но сохранила своё значение ключа к книжным фондам. Этот ключ доступен всем, только нужно научиться пользоваться им.

Библиографические знания необходимы в любом деле. Научную, исследовательскую работу невозможно представить себе без библиографической работы. Как написать реферат, сделать сообщение по теме, подготовиться к докладу? Всё начинается с изучения литературы по данному вопросу, и без помощи библиографии тут не обойтись.

О выходе в свет новейших отечественных книг оповещает еженедельная газета “Книжное обозрение”, на которую можно подписаться по каталогу “Роспечать” в любом отделении связи. Газета отражает все книги, вышедшие в России за неделю.

Если читателю не требуется просматривать всю литературу по теме, а надо получить данные только по тем работам, которые рекомендованы, то можно воспользоваться рекомендательными библиографическими пособиями, т.е. книгами о книгах:

  1. Указатели.
  2. Списки.
  3. Планы чтения.

Указатели в нашей библиотеке находятся в специальном ящике “Библиографические пособия”. Их издают крупнейшие библиотеки страны в форме списков, обзоров, аннотированных списков. Указатели представлены тематические – “Школьникам о компьютерной технике”, “Приближая XXI век”, “Лучшие книги зарубежных писателей”, “Классики художественной литературы”; жанровые – “Зарубежный детектив”; персональные – “Александр Вампилов”, “Иркутские писатели – детям”. Каждый указатель рассчитан на определённый круг читателей, на определённый школьный возраст. Библиотеки сами издают библиографические пособия, например “Писатель с берегов Ангары Г.П. Михасенко” составлен в нашей библиотеке.

Библиографические списки можно найти в ваших учебниках, например в литературе помещены списки литературы для внеклассного чтения – это тоже труд библиографа.

Имеют библиографические списки дополнительной литературы энциклопедии издательства “Аванта+”: “Литература”, “Биология”, “Человек”, “Техника”, “Личная безопасность” “Советуем прочитать”. В “Школьной энциклопедии по истории” издательства “Руссика” в 8 томах – в томе “История России IX–XVII века”.

В конце Энциклопедических словарей: юного историка, химика, физика, зрителя и т.д. можно найти обширные библиографические списки по темам “Что читать”. Такие списки есть во многих справочных и научно-популярных изданиях.

Школьная библиотека составляет малые формы библиографии – “Планы чтения”, куда включает небольшое количество книг (5–7) по определённоё теме, которые вы можете использовать в выборе книг для чтения.

Итак, вы определились со списком литературы, составив его с помощью указателей, списков и планов чтения.

Теперь эти книги надо найти. Для этого нужно обратиться к каталогам и картотекам.

Обязательными в любой библиотеке являются АК и СК.

Алфавитный каталог (АК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов.

Систематический каталог (СК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определённой системой ББК (библиотечно-библиографическая классификация), ключом к которому служит АПУ (алфавитно-предметный указатель).

Библиографические пособия отражаются в СК в 91 отделе.

Основой каталогов является каталожная карточка, которая содержит библиографическую информацию об изданиях.

В дополнение к каталогам библиотеки ведут разнообразные картотеки, в которых содержание литературы получает более детальное раскрытие.

Так, содержание периодических изданий отражается в картотеке журнальных и газетных статей (СКС). Она организованна также как и СК по ББК.

Тематические картотеки ( назвать их) содержат литературу по актуальным вопросам. Обязательной для всех библиотек является ведение краеведческой картотеки.

В картотеки, в отличие от каталогов, включают как книги, так и статьи из периодических изданий.

Комплекс каталогов, картотек и справочных фондов позволяет быстро подобрать литературу по интересующей теме.

В выборе книг могут помочь книжные выставки, организуемые в библиотеке, обзоры литературы, беседы, рассказы о книгах.

Вопросы “Ваши помощники в выборе книг”

  1. Что такое библиография?
  2. Какие бывают каталоги?
  3. Для чего нужен систематический каталог?
  4. Для чего нужен алфавитный каталог?
  5. Что такое картотека и чем она отличается от каталога?
  6. Для чего составляют планы чтения?
  7. Где можно найти библиографию?
  8. Какую роль выполняют выставки в библиотеке?

Беседа-обзор книжной выставки
“Любящий детство – хороший человек
Г.Михасенко”.

Михасенко Геннадий Павлович (1936 – 1994)

“Я пишу только для детей, и в этом моя особенность, и этим я могу быть интересен людям”. Эти слова принадлежат писателю-сибиряку Геннадию Павловичу Михасенко.

Родился Геннадий Михасенко 16 февраля 1936 г. в городе Славгороде Алтайского края. В начале войны отец ушёл на фронт, а мать с сыном перебрались к родственникам в деревню Кандаурово, что в Новосибирской области. Здесь прошло детство, опалённое войной, здесь произошли события, о которых он расскажет в своей автобиографической повести.

После войны семья переезжает в Новосибирск. С этим городом связаны школьные и институтские годы будущего писателя, его первые корреспонденции в молодёжные газеты, первые стихи и первые книги. Серьёзной заявкой на писательскую судьбу стала повесть “Кандаурские мальчишки”. С этой повести начинается Михасенко писатель.

Окончив институт, Г. Михасенко получает направление на строительство Братской ГЭС. Здесь он написал ещё две повести “Неугомонные бездельники” и “В союзе с Аристотелем”.

В 1963 г. Михасенко принят в Союз писателей. В 1966 г. становится профессиональным литератором, остаётся жить в Братске. Кроме того, что Геннадий Павлович был писателем-фант азёром, киносценаристом, он вёл литературную передачу “Золотой ключик” на Братском телевидении, много путешествовал, работал комиссаром в военно-морском лагере “Варяг” и строил чудесный домик на “курьих ножках” у себя на даче-огороде.

Ещё он очень любил поэзию, музыку, изучать иностранные языки, рыбалку, кататься на водных лыжах.

Геннадий Павлович стоял у истоков Пушкинского общества, которое до сих пор работает в Братске. Оно выпустило 4 альманаха, которые по традиции открывают стихи Михасенко:

Быть после Пушкина поэтом –
Чушь, скажут мне наверняка
И пальцем шевельнут при этом
У ожиревшего виска
Но вместо робости угрюмой
Огонь пробег по волосам!
Да если б Лермонтов так думал,
То кто бы “Парус” написал?

Он любил слушать музыку Штрауса, Моцарта, Шопена. И очень сожалел, что: “Жаль, что я не умею писать музыку. Я бы хотел быть композитором. Я многое в этой жизни умею, но сочинять музыку Бог не дал. А жаль!”

Зимой Михасенко работал сторожем в военно-морском лагере “Варяг”, где подолгу живал один в сторожке. Лагерь был образцово-показательным и часто посещался иностранными делегациями. Однажды немецкая делегация ошиблась во времени. В этот день экскурсовода в лагере не было, о чём и сообщил единственный обитатель лагеря, бородатый, в валенках и тулупе, выбредший из сторожки богатырь. Немцы сокрушались, что приехали зря. Тогда руководитель делегации, коротко переговорив с жителем сторожки, спросил, не согласятся ли господа, чтобы экскурсию провёл сторож, и получил утвердительный ответ. Очень скоро экскурсанты поняли, что сделали безошибочный выбор. На чистейшем немецком языке сторож толково разъяснил всё, что требовалось, немало добавил и от себя.

- У вас что, все сторожа по-немецки разговаривают? – восхищались гости, Михасенко смеялся со всеми вместе.

На одной из литературных встреч Геннадий Павлович сразил всех великолепным чтением пушкинского стихотворения “Я вас любил…” на английском языке. Не успели затихнуть аплодисменты, как писатель перешёл на французский. В запасе у него ещё был испанский, но он предложил поверить на слово на … итальянском языке. “Достаточно знать пять иностранных языков, и потом освоение новых пойдёт как по маслу” – говорил Михасенко.

Реальный факт служит всегда основой произведений Г. Михасенко. Он изучает жизненный материал, старается вжиться в ситуацию. Наблюдательность писателя, его знание детской жизни и детской психологии позволяют ему создать книги весёлые и грустные, ненавязчиво разрешать в них большие нравственные проблемы, воспитывать коллективизм.

О книгах Г.П. Михасенко, представленных на выставке, поможет рассказать “Писатель с берегов Ангары: Путеводитель по книгам Геннадия Михасенко / Для читателей среднего школьного возраста. – Ангарск, 2002. – 12 с. – (библиотека МОУ “СОШ № 4”).

Все книги писателя, несмотря на разнообразие материала, последовательно выстраиваются в единую цепочку, представляющую биографию послевоенного времени.

С каждой новой книгой герои подрастают, всё ближе они к сегодняшнему дню, к острым проблемам сегодняшнего бытия.

Хотите прочитать книги о жизни ребят, ваших сверстников, побывать в различных приключенческих ситуациях? Обратитесь к книгам Г.П. Михасенко.

В путеводителе приводятся краткие биографические данные, названия произведений располагаются в алфавитном порядке, имеются аннотации, список литературы о жизни и творчестве писателя.

На основе своей повести “Милый Эп” Михасенко создает пьесу, которую играют в Иркутском ТЮЗе. Итогом его дружбы с юными братскими моряками стала книга “Я дружу с Бабой-Ягой”, по мотивам повести “Пятая четверть, или Гость Падунского Геракла” поставлен художественный фильм “Пятая четверть”.

Жил в Братске писатель из страны детства, который остался верен не только своим героям, но и своим читателям навсегда прописался в их широтах. После смерти писателя, к 65-летнему юбилею издано 4-х томное собрание произведений, в которое впервые вошли нигде не публиковавшиеся ранее повести “Ау, Завьялова”, “Класс дурацких фамилий”. В третьем томе включены “ воспоминания” друзей и коллег о замечательном детском писателе. Впервые публикуется полная “библиография” произведений автора (1. Библиография / Г.П. Михасенко // Собр. соч. в 4 т. Братск, 2001. – Т.3. – С. 431– 45).

В “Библиографии” произведения Г.П. Михасенко отражаются в следующих разделах: “Проза”, “Поэзия”, “Публикации произведений в периодических изданиях и сборниках”, “Очерки”, “Михасенко – составитель”, “Литература о жизни и творчестве”, “Об отдельных произведениях” (о книге “Кандаурские мальчишки”, о книге “в Союзе с Аристотелем”, о книге “Неугомонные бездельники”, о повести “Милый Эп”, о книге “Я дружу с Бабой-Ягой”, о пьесе “Остров Тэнга”, о книге “Азбука Братска”), “Стихи, посвящённые Г. Михасенко”, “Библиографические издания”.

Библиографию Г.П.Михасенко можно найти еще в следующих библиографических изданиях:

  1. Геннадий Михасенко // Иркутские писатели – детям: Рек. библиогр. указатель./ Иркут. обл. дет. б-ка; Сост. В.А. Копылова. – М., 1995. – С. 41–49.
  2. Михасенко Геннадий Павлович // Писатели Восточной Сибири: Биобиблиогр. указ. Вып. 2. Ч.1 – Иркутск,1983. – С.119–121.
  3. Михасенко Геннадий Павлович // Приглашаем в путешествие: Путеводитель по книгам иркутских писателей для читателей среднего и старшего школ. Возраста. / Сост. В.А. Копылова. – Иркутск, 2001. – С.69–76.

Книги Г. Михасенко в указателях расположены в хронологии их написания, имеются аннотации на произведения, которые помогают читателю определить, о чём эта книга, а также даётся биографическая справка и список литературы о жизни и творчестве писателя.

Когда Геннадий Павлович умер, то Братск воздал ему должное. На могиле установили памятник с надписью Жени Ковалёвой “Он не умер – он ушёл в зарю!”. Две библиотеки – в Падуне и Вихоревке – получили имя писателя. Братский кукольный театр стал называться “Тирлямы” – это сказочный герой книги Геннадия Павловича.

“Уходят люди – остаётся память. Уходит писатель – остаются книги”. – Т.Баева. [3]

Каждый ученик индивидуально отвечает на вопросы, выбрав правильный вариант ответа:

1. В каком городе учился Г.П.Михасенко:

а. Москва

б. Братск

в. Новосибирск

2. По окончанию института Г.П.Михасенко получил диплом:

а. педагога

б. драматурга

в. инженера

г. писателя

3. Сколько иностранных языков он знал:

а. 2

б. 3

в. больше 4

4. Писал ли он музыку:

а. да

б. нет

5. Сочинял ли он стихи:

а. да

б. нет

6. Какое общество он возглавлял:

а. лермонтовское

б. пушкинское

7. Какие из нижеперечисленных произведений написал Г.П.Михасенко:

а. “Милый Эп”

б. “Секрет лабиринта Гаусса”

в. “Пятая четверть, или гость Падунского Геракла”

г. “Ау, Завьялова!”

д. “Синее море, белый пароход”

В основе любого библиографического пособия – библиографическое описание книги. Это набор основных сведений о книге в определённом порядке. Необходимо уметь читать библиографическую запись.

Сейчас вы станете библиографами. Найдите произведения Г.П. Михасенко в библиографических указателях. А затем каждая команда составит библиографию Г. Михасенко, найдя книги в АК, СК, краеведческой картотеке, на стеллажах нашей библиотеки.

По окончании работы проводим рефлексию:

1. Что вы узнали для себя нового на сегодняшнем мероприятии?

2. Нужны ли библиографические уроки для вас?

3. Ваши пожелания и предложения.

Литература

1. Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с науч. и науч.-попул. кн./ 2-е изд., изм. и доп. - М.: Просвещение, 1982.

2. Михасенко Г.П. Собрание сочинений в 4-х т./Ред. – Сост. Г.К.Сапронов, А.И.Кобенков. – Братск: Вектор, 2001.

3. Воспоминания / Михасенко Г.П. // Собр. соч. в 4 т. – Братск, 2001. – Т.3. – С.421.

Читать еще:


Новые материалы:

Экскурсия в мини-музей "…Не забыть нам этой даты, Что покончила с войной…" :: Развитие предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста :: Воспитание детей раннего возраста посредством фольклора :: Образовательная деятельность по развитию тактильных ощущений у детей с нарушением зрения в средней группе по теме "Весна" :: Открытое занятие по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Посуда. Составление описания чайника" :: Человек-муравей и Оса ( Ant-Man and the Wasp ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Ванная/Тумбы/Тумбы с зеркалом / Villeroy&Boch / Тумба навесная Villeroy&Boch 2Day2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD