"Заметки Делегата" : Организация школьной библиотеки

Eщё совсем недавно мы с гордостью называли себя самым читающим народом в мире. Сегодня большая часть населения страны не читает книг, газет и журналов. Эта проблема характерна для всего мира. Но самое страшное заключается в том, что от чтения отказывается, прежде всего, молодое поколение, предпочитающее сидеть перед телевизором и компьютером или «тусоваться» в различных компаниях. В лучшем случае у них остается деловое чтение по «программе». Да и то не у всех. Но ведь получается, что растим невежественных людей, функционально неграмотных.
Многие учителя и родители по своему опыту знают о том, что заставить ребенка читать книги невозможно. Мы, библиотекари, вынуждены сделать печальный вывод: единицы детей читают с удовольствием, «запоем», так, как когда-то читали мы. Особенно удручающая картина, когда дети плавно входят в пубертат. Интерес к чтению резко падает в 7-8 классе и в 9 классе заменяется вынужденным чтением по программе. Почему же увлеченность подростка чтением – такое редкое явление в наши дни? Главным в отношении к литературе становится не сама литература, а усвоение информации о литературе, причем все более и более не прочувствованной, не продуманной и даже не прочитанной. Исследования показали: российские школьники, утратившие в последнее десятилетие интерес к чтению, разучились воспринимать текст.
Речь их косноязычна, они не могут правильно и красиво сформулировать свою мысль. Наконец, очень много безграмотных, пишущих с ошибками. Они оказались на самых последних местах по сравнению с 1990 годом, когда были первыми. Этот процесс отторжения от полноценной литературы может стать необратимым.
Необходимо принимать самые срочные кардинальные меры. Постановлением правительства Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010)
В целях укрепления государственности, национальной безопасности и престижа Российской Федерации, ее полноправного вхождения в мировое политическое, экономическое и культурное пространство, развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств.
На встрече с творческой интеллигенцией В.В.Путин сказал: «Важнейшая задача – сохранение и развитие русского языка, являющегося концентрированным  выражением духовного национального богатства». Подводя итог встрече, В.В.Путин подчеркнул, что 2007 год объявлен годом русского языка, который является основой всего русского мира. Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская ,культура, где бы они не жили, в России или за ее пределами, и к какой бы этнической группе они не принадлежали.
В рамках Года чтения и прошел  9-11 октября в Москве Международный фестиваль  «Библиобраз 2007», на котором мне посчастливилось побывать.
Международный фестиваль Библиобраз 2007 – это демонстрация возможностей современной школьной библиотеки, это место встречи лучших школьных библиотекарей России, презентация библиотечных и книгоиздательских проектов, обмен опытом, дискуссии и круглые столы, это и открытие новых путей приобщения к чтению, и поиск новых перспектив международного сотрудничества в общем деле воспитания читающих наций.
Л.А.Путина на открытии фестиваля сравнила «Библиобраз 2007» с растущим ребенком. Во многих регионах России это действительно был поступательно развивающийся процесс. У нас в республике Бурятия проект начинался в 2003 году. Министерством образования и науки был объявлен конкурс на лучшую школьную библиотеку «Библиобраз 2003», разработано Положение, была проведена огромная подготовительная работа. Конкурс вызвал большой резонанс, многие библиотекари с удовольствием приняли участие, подготовили свои материалы, показали работу с читателями на местах, провели открытые семинары, открытые библиотечные уроки, специально созданная комиссия, проверила работу с фондами, ведение документации.
В 2005 году  у нас в Республике состоялся первый республиканский конкурс «Школьная библиотека 2005».В конкурсе на первом этапе приняли участие 452 школьные библиотеки, в финал вышли 17 школьных библиотекарей. Это был настоящий праздник, состоявшийся в канун Дня школьного библиотекаря. В этом же году фестиваль «Библиобраз 2005» объявил новые конкурсы  на лучшего читателя книг «Лучик», начинающих поэтов и прозаиков «Ступени».
Наша школьная библиотека принимала участие во всех конкурсах и фестивалях и становилась победителем в 2003 и в 2005 году в Республике Бурятия.
2007 год собрал на праздник книги и чтения в Москву представителей 22 зарубежных стран.
Фестиваль был организован Центром развития русского языка и приурочен к Году русского языка и литературы в России.
Центр развития русского языка в рамках подготовки к Международному фестивалю «БиблиОбраз-2007» объявил о проведении ряда конкурсов и акций. Конкурс на лучшего читателя книг «ЛУЧИК». Литературный конкурс «Ступени». Всероссийская фотоакция «Читать всегда, читать везде!» Акция «Инициатива».
 Главными целями мегапроекта «БиблиОбраз» являлись поддержка школьных библиотек и формирование интереса к ЧТЕНИЮ И КНИГЕ у читателей подросткового возраста.  
Всего на трех этажах Центрального выставочного зала «Манеж», где проводились основные мероприятия фестиваля было представлено 23 условно назовем «площадки» для работы, выставок, экспозиций, проведения мастер-классов, демонстрации опыта работы, встреч с писателями и поэтами ит.д.
Каждой площадке было дано очень поэтичное название: «Роза ветров», «Соловьиный сад», «Точка опоры», «Театр книги», «Калейдоскоп» Трудно перечислить, а уж побывать и поприсутствовать на всех открытых дискуссиях, уроках творчества, мастер классах просто физически было невозможно. Каждая страна - участница представляла свою страну, свое отношение к обсуждаемой проблеме с большим искусством, красочно, своеобразно. Мне особенно запомнились павильоны Азербайджана, Армении, Белоруссии, Индии, Швеции. На открытие приехали первая леди Азербайджана Михребан Алиева, супруга Президента Армении Бэлла Качарян, и Болгарии Клавдия Кашева, госпожа Шредер и много других почетных гостей.
Все три фестивальных дня были «плотно» заполнены интереснейшими мероприятиями.
Всего на фестиваль были приглашены 26 школьных библиотекарей со всей России. Самыми «дальними» гостями были представители Бурятии, города Уссурийска, республики Саха-Якутия. От Сибирского Федерального округа было приглашено три библиотекаря: из города Новокузнецка, Новосибирска и  я из Улан-Удэ.
Все мы были победителями региональных конкурсов среди школьных библиотек. Непередаваемое чувство гордости за свою республику, город, школу и родной коллектив я испытала, когда увидела свою фотографию  на стенде «Лучшие библиотеки России».
Все мы работали на площадке «Клуб профессионалов» За три фестивальных дня мы выслушали друг друга, обсудили самые острые проблемы, подружились.
Бурятия была солидно представлена на Фестивале. Делегатом форума ,кроме меня, была ученица 7 класса города Северобайкальска, победительница конкурса «Лучик» Бекбудзаде Эльмина, которая была приглашена вместе с отцом, специального диплома был удостоен фильм, снятый Мироновой Е.В., дипломанткой первого республиканского конкурса «Школьная библиотека 2005» из  с. Новая Брянь, фотография «Моя любимая  школьная библиотека» ученицы г. Улан-Удэ Гармашевой Ю. была помещена на стенде «Читать всегда, читать везде!» Наверное это все же результат целенаправленной политики нашей республики, направленной на возрождение культурных традиций, чтения, возвращения книги в каждую семью, в каждый дом.
В рамках фестиваля состоялась презентация международного проекта «Открывая друг друга». Вдохновителями этого проекта были первые леди всех государств-участниц. Результат – двухтомное издание стихов и прозы писателей и поэтов разных стран, адресованных детям. Двухтомник издан на всех языках стран-участниц. Красочная презентация, которую открывала Л.А.Путина и почетные гости фестиваля – первые дамы, оставила незабываемые воспоминания и впечатления.
Л.А.Путина и министр связи  Рейман Л.Д. провели также торжественное памятное гашение художественного почтового конверта.
Конференция «Подросток и современное общество: права и ответственность» состоялась в Большом Кремлевском дворце, в Александровском зале. С приветственным словом к аудитории обратилась Л.А.Путина. Конференция собрала под сводами Александровского зала более двухсот гостей. Состоялся очень содержательный, живой обмен мнениями о перспективах возрождения  чтения, проблемах подросткового чтения, социально-психологических аспектах приобщения подростка к чтению и др. Среди докладчиков было много известных всем литераторам и учащимся имен. Такие как Поляков Ю.М.-главный редактор «Литературной газеты», писатель, член совета при Президенте РФ по культуре и искусству, автор художественных и публицистических произведений, широко известных как в России, так и за ее пределами.
Кутузов А.Г.– ректор Московского гуманитарного педагогического института, профессор, доктор педагогических наук, автор учебников литературы, по которым учатся многие дети в нашей стране.
11 октября в конференц-зале ЦВЗ «Манеж» состоялся «Круглый стол», посвященный проблеме преобразования школьных библиотек в информационно-досуговые центры. Разговор  был очень содержательным, затронул буквально всех присутствующих. Школьная библиотека – важнейший информационный ресурс, первая библиотека в жизни ребенка, а правовой статус школьного библиотекаря на протяжении всей истории школьных библиотек нигде не прописан. Количество ставок библиотекарей до сих пор зависит от  количества классов-комплектов, невозможно повысить свою квалификацию и «поднять» разряд по сетке ЕТС, мизерная зарплата, массовые сокращения ставок библиотекарей в школах России в целях экономии фонда заработной платы в школах. Особенно эта проблема тревожит в связи с переходом на новую систему оплаты труда в образовании.
В ходе этого «Круглого стола» был принят ряд рекомендаций, направленных как в адрес Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, так и в адрес Библиотечных ассоциаций России, профессиональных изданий для школьных библиотек. Подводя итоги «Круглого стола» Л.А.Путина заверила присутствующих, что все поднятые вопросы, наболевшие проблемы, будут внимательно изучены и не оставлены без внимания. Меня поймут все школьные библиотекари, если я скажу, что мы вышли с заседания «с крыльями за спиной». Мы очень благодарны, что  впервые на таком высоком уровне были намечены конкретные мероприятия, направленные на изменение правового статуса школьного библиотекаря.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений" :: Урок биологии "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика" :: Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя" :: Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе :: Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы" :: Наурыз, 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Стулья, табуретки/Стулья/Для кухни и гостиной/Деревянные стулья / Аванти / Стул Аванти ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD