"Праздник книги" — библиотечно-библиографический урок : Организация школьной библиотеки

Цели: показать учащимся роль, значение книги в развитии  человечества; ознакомить их с историей возникновения книги; вызвать желание ближе познакомиться с книгой и библиотекой.

Оборудование: мультимедийная  презентация слайдов, связанное с историей возникновения книги, плакаты с высказываниями великих людей о книге.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вводное слово библиотекаря: Здравствуйте, дорогие ребята. Каждый год, весной, к юным читателям приходит «книжкин праздник». Это название придумал Лев Кассиль. В 1944 году вместе с другими детскими писателями он участвовал  в самом первом празднике детской книги. Праздник проходил в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. И с той поры каждый год в нашей стране проводится неделя детской книги. Книжкин праздник – это книжкины именины. На именины ходят в гости. Сегодня Вы пришли на праздник книги.  На этом празднике Вы узнаете много нового и интересного о возникновении и создании книги.

1 ученик(ца):

Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки!
Все ребята говорят.

2 ученик(ца): Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». С таким же правом можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты».
Человек любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Эти друзья – книги.
Огромный мир врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Мы работаем с командой Тимура и сражаемся на баррикадах Парижа вместе с Гаврошем, опускаемся на морское дно вместе с капитаном Немо, мы слышим радостный визг Каштанки и видим, как из полена высовывается любопытный нос Буратино.
Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Что нового оно откроет нам опять? С какими странами, людьми мы познакомимся?

3 ученик(ца): Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли  драгоценного содержания книги. Человек «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося с миром из окна поезда.
Заставляйте себя читать медленно, запоминая, представляя себя самого в гуще тех событий, какими наполнена книга.
Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы. Если вы думаете, что станете по – настоящему образованными, если будете много читать, но не будете обращать внимания на школьные науки, вы очень ошибаетесь: человек, обладающий знаниями. Получает от книг намного больше пользы и удовольствия, чем человек с наименьшими познаниями.
Мудрость и красота литературы открывается во всей широт только перед человеком просвещенным.
И сегодня наш праздник посвящен нашим друзьям – книгам!
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Сегодня мы с вами попытаемся заглянуть в далекое прошлое наших книг.  

4 ученик(ца):  Что вы понимаете под словом книга? Задумывались ли вы над этим вопросом?
(Зрители отвечают на заданные вопросы).
А теперь посмотрим, что говорят об этом словари.
«Книга – это сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента» (Из словаря Живого великорусского языка В.И.Даля).
«Книга произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким – нибудь текстом» (Из  Толкового Словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой).
Но книга в таком понимании возникла не сразу. Самый первый прообраз книги – «человек книга». В очень далекие времена, когда люди не имели письменности, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Предания передавались от одного человека к другому. Назывались такие люди сказителями.  На Руси сказители сопровождали рассказ игрой на гуслях. Поэтому они назывались гуслярами.

5 ученик(ца): С изобретением письменности люди стали оставлять свои послания на камнях, плитках. Они назывались «книга – плитка». Такие книги существовали у древних ассирийцев. Писарь чертил свои знаки  на мягкой глиняной плитке заострённой палочкой. После этого плитку обжигали. Каждая «книга» состояла из нескольких десятков или сотен плиток, пронумерованных и названных.

6 ученик(ца): В том самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги появились примерно 2 тысячи лет тому назад. Назывались они кодексами. Слово «Кодекс» в переводе с латинского, означало дерево, позднее – книга из дерева. Представьте себе дощечку с выдолбленным углублением. В него наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску хорошо писала острая металлическая палочка – стило. Отсюда возникло выражение «стиль написания» (письма).
Несколько таких дощечек соединяли шнурком в книжечку. Эти книжечки носили с собой. Дети на них писали и рисовали, поэты писали стихи, счетоводы вели счета. Однако большие книги были слишком тяжелыми, поэтому их стали делать из более легкого материала.

7 ученик(ца): На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Ленты же, укладывали рядом так, что они образовывали широкую полосу.  Поверх первой полосы поперек укладывали вторую и прижимали тяжелыми камнями. Несколько таких кусков соединяли в длинную полосу, выглаживали и сворачивали в свиток. Записи на этой ленте делались столбиками. Текст писали: красной охрой – заголовки, черной сажей – основной текст. Затем папирусная лента сворачивалась в трубку и аккуратно укладывались в ящики.

8 ученик(ца):  Во II веке д н.э. папирусные ленты  и восковые дощечки стали вытесняться книгами из кожи. Возникли такие книги в городе Пергам, их изготавливали из овечьей или козьей шкуры, выделенная для письма, она получила название пергамент, по названии города. Новый материал был значительным шагом вперед в изготовлении книг. Его можно было резать, сгибать, сшивать. На нем стали писать с обеих сторон. Но она была огромна и тяжела, ведь кроме кожаных страниц, у нее еще и переплет был из досок. Писались они от руки. Начальные буквы слов украшались узорами.  Эти  книги, также,  богато украшали бляхами, драгоценными камнями, они были настоящим произведением искусства. И, конечно, были очень дорогими, редкими, доступными не всем.

9 ученик(ца): В XI веке на Руси возникла берестяная книга,  используемая для письма вплоть до XV века.  Первые берестяные грамоты, были найдены в Новгороде в 1951 году. От них берут своё начало берестяные книги. Для изготовления таких книг. Брали бересту, кипятили её, соскабливали внутренний слой коры, обрезали по краям, придавая форму. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем.

10 ученик(ца): Позже появилась потребность в книгопечатании: грамотных людей становилось всё больше и больше, нужны были книги доступные и в больших количествах. Стали открываться бумажные фабрики, или, как их тогда называли, «бумажные мельницы». Появились они в Европе, в XIII веке.  Открыл книгопечатание немец Иоанн Гуттенберг в XV веке. Он придумал. Как изготовлять металлические литеры – буквы для печатания.
На Русь же  бумагу завезли итальянские купцы, приезжавшие в Новгород. А новатором  печатания стал Иван Федоров, который в 1564 году издал «Апостол». Позже стали издаваться и другие книги. Сейчас они издаются миллионами экземпляров.

11 ученик (ца): А теперь послушаем, что говорили наши великие писатели и ученые о книге и чтении. (Дети по очереди читают).

1. «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» К.Г.Паустовский.
2. «Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего». М.Горький.
3. «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание». В.И.Даль.
4. «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством к миру, к человеку». М.Горький.
5. «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное». Ф.М.Достоевский.

Библиотекарь: Вот и завершается наш маленький праздник – праздник книги! И напоследок я хочу прочитать слова ещё одного великого человека Н.А.Морозова: «Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей».
Так что давайте читать, любить и уважать книгу, не забывать дорогу в библиотеку, и Мы с  Вами не превратимся в дикарей.

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (информатика + математика) по теме "Графический способ решения уравнений с помощью ЭВМ. Создание презентаций" :: Урок-практикум по теме "Алгоритмы" :: Интегрированный урок русского языка и информатики в 6-м классе по теме "Глаголы-исключения" :: Урок по теме "Признаки и действия объекта и его составных частей" :: Защита творческих проектов :: Салют-7, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Анри АН-210.01_03 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как убрать жир с живота женщине в тренажерном зале

Тренировки для сжигания жира Хотите как можно быстрее сжечь жир на животе и ищете наилучшие упражнения для этого? Спешим вас расстроить.  Любые тренировки для...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как убрать быстро живот и накачать пресс

Можно ли и нужно ли качать пресс каждый день мужчине, девушке, чтобы убрать живот, будет ли результат? Как часто можно и нужно качать пресс мужчинам и девушкам...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD