Библиотечный урок во 2-м классе "Справочная литература" : Организация школьной библиотеки

ЦЕЛЬ: познакомить ребят со справочной литературой.

ЗАДАЧИ: познакомить ребят с понятием: справочная литература. самостоятельному поиску нужного материала, заинтересовать справочной литературой, воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.

К уроку оформляется выставка: “Книги, которые помогут всем”, справочных изданий, красочными буквами написано название урока, красочная карта с обозначенными на ней остановками.

Ход занятия:

БИБЛИОТЕКАРЬ: ребята, вы растете, ваши знания расширяются. У вас возникают вопросы, на которые вы хотите найти ответ. Вы спрашиваете у взрослых, но бывает так, что родители, учителя не могут ответить на все вопросы. Что же делать? Да взять и обратиться к книгам, которые знают все. Всего на свете не знает никто – так много знаний накопилось у человечества. Они (знания) хранятся в книгах. Но не такое уж легкое дело быстро найти нужную книгу среди миллионов других. Поэтому и создали люди книги, куда сложили в алфавитном порядке все свои знания о мире. Находи нужное слово и.. отправляйся в путешествие по знаниям. Но эти энциклопедии для взрослых, для старших ребят, а вам так хочется попутешествовать в мире книг, получить новые знания.

Энциклопедии всегда занимают почетное место в библиотеке. (Обратить внимание на книжную выставку). А есть такие умные книги для ребят вашего возраста?

Да. Есть. Начнем знакомство. Тема нашего библиотечного урока “справочная литература” (обратить внимание на название урока). Ваши первые энциклопедии могут рассказать о многом, ответить на многие ваши вопросы. А, чтобы вы хорошо все запомнили, нам будет помогать Кузя – наш неизменный помощник.

Что такое энциклопедия? “Энциклопедия” - это французское слово, означающее “свод знаний”. И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам энциклопедий.

Энциклопедий много и чтобы не заблудится, мы поедим на станции, которые расположены на нашей карте. И так, в путь.

СТАНЦИЯ ШКОЛЬНАЯ.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Я вам сейчас скажу такую поговорку: “Что написано пером, не вырубишь и топором” он же вырубает и карандашный штрих и ошибку, сделанную по неосторожности в слове, да так аккуратно, что никто не увидит! Что же это за предмет?. Да, конечно, это ластик, или стирательная резинка. А вы знаете, что скоро ластику исполнится 300 лет? А из чего сделали ластик? Очень давно жил великий мореплаватель Магеллан. Он первый рассказал всему миру, что каучук стирает написанное. Индейцы Южной Америки собирали тягучий сок тропического дерева гевеи и варили из него каучук. Сейчас каучук делают из картошки и опилок, нефти и спирта. Так, что ластик наш или картофельный, или опилочный, или нефтяной. Чтобы он лучше стирал написанное к каучуку примешивают мел и стеклянную пудру.

КУЗЯ: А все это мы можем узнать из книги Г. Юрмина “Про тетрадь и карту, карандаш и парту” (показать книгу на выставке). Я уже эту энциклопедию прочитал читать эту книгу очень интересно, потому что узнаешь из чего сделана тетрадь, откуда пришла классная доска. Все рассказы в книге небольшие, но очень интересные. Расположены они по названию вещей в порядке алфавита. Правильно?

ДОРОЖНАЯ

БИБЛИОТЕКАРЬ: Скажите, пожалуйста, вы все соблюдаете правила дорожного движения? Ответы детей. Молодцы. А сейчас представьте себе, что происходило бы на дорогах, если бы вдруг исчезли светофоры, дорожные знаки, линии на проезжей части дороги, а все, и водители и пешеходы не соблюдали бы правила дорожного движения. Сколько бы было несчастных случаев! Вы согласны? Вот почему каждый человек обязан строго соблюдать правила уличного движения. В книге А. Дорохова “Зеленый.. Желтый.. Красный!” вы узнаете о правилах дорожного движения, об устройстве улиц и дорог, познакомитесь со знаками, которые знают и понимают, и конечно соблюдают все шоферы мира, пешеходы, хотя на дорожных знаках ничего не написано. А сейчас нам Витя расскажет стихотворение, которое поможет нам запомнить, как работает светофор.

Красный свет – прохода нет,
Не иди на красный свет!
Желтый – это надо знать! –
Тоже прост подождать,
Чтоб машинам не мешать!
Загорелся свет зеленый –
Можно вам теперь шагать!

КУЗЯ: Мы с вами будем неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. И все прочитаем эту книгу, которая для нас с вами является энциклопедией по правилам дорожного движения.

БИБЛИОТЕКАРЬ: В школьной библиотеке есть газета. Она называется “Добрая дорога детства”. Это всероссийская газета. Она рассказывает о правилах дорожного движения. Для вас она будет также первой энциклопедией в изучении правил дорожного движения.

ПУСТЫНЯ

Разными бывают пустыни: и каменистыми и глинистыми, но мы хорошо с вами знаем, что пустыни бывают и песчаными. И они занимают самую большую территорию на земле. Вы мне скажите: “Ну что пустыня? Пески и все”.

А я вам сейчас расскажу одно библейское сказание. Когда-то в далекие времена шли по пустыне люди. Шли они в поисках земли, где, как им казалось, найдут все, что нужно для жизни: тучные поля, воду, плоды. Долго шли по пустыне люди, и вот наступил час, когда припасы оказались съедены, вода выпита, а земли не было видно. Смятение охватило людей. Но вдруг откуда-то повеяло прохладой, и с неба, как снег, посыпались мелкие белые комочки. “Манна, манна небесная!” - закричали люди и стали подбирать манну и есть ее. А поев пошли дальше. Белые комочки совсем не были манкой, которую мы с вами едим на завтрак. Что же такое было? Манна – особое растение. Оно буквально питается воздухом. Манна не имеет корней и перекатывается, подгоняемая ветром. Вот какие чудеса бывают в пустыне. А еще в пустыне бывают удивительные многоцветные восходы и закаты. Небосвод переливается множеством ярких, необычных красок, и такое впечатление, будто человек попал в сказку.

Нигде не бывает так жарко, как в пустыне. Например, в Калифорнийской пустыне температура воздуха достигает 58 градусов. А температура на почве достигает 78 градусов. На таком песке можно испечь яйца.

У пустыни - великая притягательная сила. Человек, хоть раз, побывавший в песках, всю жизнь будет мечтать попасть сюда снова. Отправимся и мы в пустыню, в этот чудесный край. Не спеша, пройдем по тропам шелкового великого пути. Узнаем о верблюде, который в годы Великой Отечественной войны проделал путь от Астрахани до Берлина, и его даже сфотографировали у стен рейхстага. И много другое. А все это мы узнаем из подписного издания детской энциклопедии “Пустыня”.

КУЗЯ: Я очень люблю эти маленькие книжечки, потому, что каждая книжечка является энциклопедией, да и имеет свое название, и посвящена определенной теме. Вон их сколько много в библиотеке! Я рад, что ребята тоже могут их читать и набираться знаний.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Кузя, только это не книжечки, а журналы. Это подписное издание детской энциклопедии. Мы еще с вами встретим сегодня с этими изданиями.

ПРО ТЕБЯ САМОГО

БИБЛИОТЕКАРЬ: Кузя, ты живешь на свете, не задумываясь особенно над тем, как ты устроен. Так? Ты человек. Мальчик или девочка. У тебя есть голова, живот, спина, грудь, ноги, и руки, глаза и уши. Ты дышишь. Твое тело тебя слушается. Захочешь – сядешь, (Кузя садится), захочешь - встанешь, захочешь – побежишь. Сейчас ты посмотришь на выставку, твои глаза видят книги, буквы, ты понимаешь, какие слова они составляют и что значит каждое слово. Но стоит мне сказать: “Кузя, сейчас мы будем делать физминутку. Твои уши услышат звук голоса и ты сразу встанешь. Ты понимаешь, о чем идет речь”. Как будто все очень просто, но ты, наверное, не знаешь, какая сложная работа происходит в это время в твоем организме. Почему ты все время вдыхаешь и выдыхаешь воздух и почему ты не можешь пробыть даже несколько минут не дыша? Как работает твое сердце, твои легкие, твои мышцы, твой мозг? Как ты должен поступать, чтобы все части твоего организма работали хорошо, и ты с каждым днем становился все сильнее и крепче? Вот почему эта книга Алексея Дорохова “Про тебя самого” написана для тебя. Журнал “АБВГД” также расскажет тебе для чего нужны человеку печень, сердце, легкие. Книга и журнал расскажут о самом главном, что ты должен знать о своем организме. В книге тридцать коротких рассказа о том, как устроен твой организм. Все рассказы расположены в алфавитном порядке.

ВОЛШЕБНАЯ

БИБЛИОТЕКАРЬ: Есть большие энциклопедии для старших ребят. Вы их всегда видите, когда приходите в библиотеку. Они стоят на отдельной полке такие красивые, величавые. Да? А сегодня я вам покажу вот такую энциклопедию, для вас, любознательных детей. Такая книга вышла впервые в России в 1969 году. Её название придумал детский писатель Лев Кассиль Называется она “Что такое? Кто такой?”. Материал в книге расположен очень удобно. Я вам уже говорила. По алфавиту от “А” до “Я”. Обо всем рассказано очень просто, понятно и интересно. На каждой странице – цветные иллюстрации, фотографии, портреты ученых. Всего три тома. В – них сотни ответов на сотни ваших вопросов. Обычно, когда взрослые дают книгу и при этом говорят: “Читай все по порядку, не забегай вперед” Так? В этих книгах не обязательно читать все подряд. Энциклопедию читают, когда что-то нужно узнать интересное, новое, не до конца понятное. Вот и получается, что эти три книга - ваша первая энциклопедия. Все рассказы в книгах расположены так, как идут буквы азбуки. Например, нас интересует дерево баобаб. Посмотрите содержание. Буква “Б” страница 116, баобаб - страница 128. Это дерево, хотя и живет 4-5 тыс. лет, не очень высокое –18-25 м. Зато толщина ствола просто удивительная – достигает 25, а то 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь наш класс должен был бы взяться за руки. “Баобаб большой, - говорят африканцы, - но из него не разожжешь даже маленького костра”

Как же так? Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Да дрова - то эти окажутся бесполезными: древесина баобаба не горит. Есть у него и другие особенности. Но об этом вы уже сами прочитаете.

КУЗЯ: А я вот еще одну книжку вижу на выставке, называется детская энциклопедия “Деревья от “А” до “Я” Выписывает её наша школьная библиотека. О разнообразных свойствах некоторых из деревьев и их значении в жизни людей рассказывается в этой книжке. Здесь есть и про баобаб. Какая интересная книжка!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Кузя, только это не книжка. Это подписное издание детской энциклопедии “Деревья от “А” до “Я”. Я вам уже говорила про эту детскую энциклопедию.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, оно вам понравилось. А сейчас поиграем в игру.

Мы сейчас класс поделим на три команды. Каждой команде задаем вопросы, а вы постарайтесь как можно быстрее ответить на них. Чья команда быстрее найдет ответы в энциклопедии на заданные вопросы и наберет наибольшее количество очков, та команда и победила. И так приступаем к работе. (Вопросы можно задавать любые, исходя из тех детских энциклопедий, с которыми познакомились или уже читали) А Кузя внимательно считает ответы каждой команды (на доске отмечает ответы около каждой команды).

Литература:

  1. Юрмин Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту. – М.: Дет. лит., 1983.
  2. Дорохов А. Зеленый… Желтый…Красный! – М.: Дет.
  3. Детская энциклопедия. – Прил. к газете “Аргументы и факты”.- Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 1998. - № 5
  4. Дорохов А.А. Про тебя самого: Научно-худ. литература. / Художники Н.Мищенко, В. Освер.- М.: Дет. лит., 1989. – 56с.:ил.
  5. АБВГ. – Детский ежемесячный журнал. – 2007. - № 9.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка по теме "Texting" :: Личностно ориентированное обучение на уроках немецкого языка :: Сценарий заключительного урока в 4-х классах :: Технология работы с песенным материалом в условиях школы :: Чтение текста в формате ЕГЭ на общее понимание прочитанного и развитие коммуникативных умений по теме «Молодежные организации» :: 24 часа на жизнь ( 24 Hours to Live ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Столлайн / Стенка для прихожей Лофт-2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD