"Прости — оставляю тебя для Пугачева…" А.С. Пушкин в Казанском крае. Заочное путешествие : Организация школьной библиотеки

Вступительное слово библиотекаря: 7 февраля 1833 года поэт запросил военного министра Чернышева о бумагах, касающихся Пугачевского восстания. А за неделю до того сделал первые наброски к сюжету «Капитанской дочки». Пушкин нашел материал, на котором можно было решить самую болезненную проблему последних ста лет русской истории - проблему крестьянской революции. Очень скоро архивные материалы столицы его уже не могли удовлетворить, и он решил посетить те места Поволжья и Приуралья, которые были охвачены этими событиями. На исходе лета поэт выехал из Петербурга в Москву, чтобы оттуда отправиться к Оренбургу.
Он ехал в места пугачевские.

Часть I. «Если ехать вам случится…»

Звучит «Тройка» Г.Свиридова из цикла «Метель: Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина»
Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Дорожные жалобы» (1830).

Ведущий: Начало сентября 1833 года. Вдоль Волги четверка лошадей тащит экипаж. Рядом с ямщиком сидит задумчивый поэт, вырвавшийся, наконец, из надоевшего Петербурга. Он любил путешествовать. Порой его путешествия были вынужденными, как у некоторых его героев. А иногда им просто овладевало беспокойство: «охота к перемене мест». Его отпустили лишь на четыре месяца. Времени мало: ведь предстояло проделать около пяти тысяч верст пути…
(музыка смолкает)

Ожидая в Тюрлеме перемены лошадей, Пушкин прошелся по улице. Тюрлема показалась ему опрятной черемисской деревней. Чуваши были приветливы и услужливы. Они охотно и без боязни отвечали проезжему барину, когда он с ними заговаривал. От старого чуваша Пушкин узнал, что город, из которого он едет, - Нижний Новгород - называется Чол-Хола, что значит Каменный город. А он, Пушкин, вырос. Очевидно, это было искаженное «урыс», что по-татарски означает «русский».
Звучит музыка. Г.Свиридов. «Весна и осень»

Отсюда начинался новый, неведомый поэту край, населенный разными народами - чувашами, черемисами, мордвой, татарами. В летописях он именовался Низовскими землями.
В 1833 году стояла необычайная для сентября жара. С крестьянских полей возили снопы, а кое-где еще жали яровые. Впереди, на склоне большой с меловыми отрогами горы показались две деревни, разделенные узенькой лентой речушки и нешироким лугом.
Передают, что между поэтом и возницей происходил такой разговор…
( Далее следует сцена «У деревни Ширданы» )

Поэт и ямщик едут в телеге.

Пушкин: Что это там за деревня с колокольней?
Ямщик: Ширданы, барин.
Пушкин: А это что за деревня?
Ямщик: И это Ширданы.
Пушкин: Как? Две деревни с одинаковым названием?
Ямщик: Эти русские Ширданы, а те татарские Ширданы… А ежели желаете испить, барин, так лучшего напитка, чем в Ширданах, вам не сыскать.
Пушкин: А что! Пожалуй…

Путешественники слезают с телеги. Ямщик подходит к избе. Стучит кнутовищем в «окошко». Выходит татарин в каляпуше и безрукавке поверх белой рубахи. Ямщик что-то говорит ему вполголоса. Татарин кивает и скрывается в избе. Через минуту выходит снова. За ним идет девочка в длинной рубашке с деревянной бадейкой в руках, покрытой чистым полотенцем, с двумя пиалами и деревянными ложками. Разостлала полотенце, поставила посуду, чинно поклонилась и убежала в дом.

Ямщик: Кушайте, барин.
Пушкин: Что же это за напиток такой?
Ямщик: А вы, барин, сперва отведайте, а уж после сами скажете, какой.
Пушкин (прихлебывает): О-о, действительно замечательный катык… Чудо-катык! Ну, спасибо! Большое спасибо! Уважили.

Хозяин избы молча сидит на скамье. В это время, медленно переставляя ноги и опираясь на костыль, выходит из дома дряхлый старик с перевязанными щеками. Он оперся на костыль и немигающее разглядывает русского барина.

Пушкин (смущен пристальным взглядом старика): У него что, зубы болят?
Ямщик: Да у него зубов-то давным-давно нету, нечему стало быть болеть…
Пушкин: Что же, должно быть, уши?
Ямщик: Так и ушей у него, барин, нет.
Пушкин: Как нет?!
Ямщик: Да, чай, отрезали ему уши-то.
Пушкин: Как отрезали?! За что?
Ямщик: За Пугача отрезали. У Пугача старик был когда-то. Вот и отрезали.

Старик на вопросы не отвечает. Пушкин обращается к татарину.

Пушкин: Поведай, мил человек, что знаешь об этой истории.
Татарин: Двадцать лет было. Пристал к Пугачу, хотел возвертаться на добром коне да в сафьяновых сапожках. Да заместо этого попал в казанский каземат. Шесть месяцев сидел. Потом отпустили. А чтоб неповадно было, уши отрезали.
Ямщик: Вот так, барин, бывает…
Конец сцены.

Звучит музыка. Г.Свиридов. «Пастораль»

Ведущий: От Чебоксар до Свияжска дорога шла по горам да оврагам, колеса то увязали в песке, то с перестуком катились по высохшей глине. Тут были две переправы - через небольшие реки Цивиль и Свиягу. А затем - главная через Волгу, под Свияжском.
Красива была Волга, пленительна! Пушкин предался плавному скольжению по ее поверхности. Воображение уводило его от тяжелого парома к легким стругам, которые проплывали здесь по волжской стремнине.
А ведь ему удалось все это выразить еще семь лет назад, не видя этой могучей реки, не вбирая ее в себя всеми чувствами. В ссылке, в сухопутье.
Ученик читает первое стихотворение А.Пушкина из цикла «Песни о Стеньке Разине».

Ведущий: Пушкин стоял и смотрел, как медленно удаляется правый берег с дрожащими огоньками славного города Свияжска, в котором было больше церквей, чем хороших домов, смотрел, как приближается левый, более низкий берег, по которому предстояло проехать всего около сорока верст до Казани…
Музыка смолкает.

Часть II. «Я в Казани с 5-ого…»

Ведущий: В Казань А.Пушкин приехал 5 сентября уже в полной темноте. Шел двенадцатый час ночи. Въезжал он со стороны Ягодной слободы (теперь - Кировский район города), проехал мимо Зилантова мужского монастыря. Затем выехал на Большую Проломную улицу (ныне - улица Баумана) и, поднявшись в гору, подкатил к почтовой станции.
В зале демонстрируются слайды с открыток старой Казани.
Звучит инструментальная музыка Рустема Яхина. «Песня без слов».

Ведущий: Увы, мало что сохранилось до наших дней от прежней, старой Казани. Время и люди изменили город. Но память осталась. Вызолотит солнце умытую улицу - от университета до здания гостиного двора, где теперь музей, зазвенит на стеклах воссозданных недавно фонарей, озарит белокаменный кремль, - как сто и двести лет назад - и будто повернется колесо истории… Зацокают по мощеной мостовой копыта той самой старенькой лошади, замедлит ход коляска, и знакомый цилиндр приветно приподнимется над головой седока…

Ведущий: На следующий день по приезде в город Пушкин, забыв о бессонной ночи и усталости с дороги, с неудержимой любознательностью пустился осматривать Казань. Чутье исследователя влекло его к простолюдинам, чтобы из уст очевидцев добыть правдивые сведения о Пугачеве. И он не обманулся.
На окраине города в Суконной слободе, в конце улицы, называвшейся «Маленькое поле», находился тогда популярный среди суконщиков «Горлов кабак», в котором они по праздникам пели свои песни - «драли горло». Зная о роли в пугачевском движении суконщиков, Пушкин направился в этот кабак, и здесь его собеседником оказался некто Василий Петрович Бабин - рабочий суконной фабрики. Бабину в 1833 году было не менее 60-ти лет. В год взятия пугачевцами Казани ему был лишь год или около этого. Он, разумеется, не мог быть настоящим свидетелем этого события. Но родители его были как раз такими очевидцами, и потому он передавал Пушкину их рассказ.
Здесь же, в кабаке, поэт записал кратко важнейшие сведения о Пугачеве и его соратниках, сообщенные ему Бабиным. Сделанную на двух страницах запись рассказа Бабина поэт использовал потом в 7-й главе «Истории Пугачевского бунта».
Звучит музыка. Г.Свиридов. «Венчание».

Чтец: «Пугачев в Казани» (Отрывок из «Истории Пугачевского бунта»).
«Суконщики, ободряемые преосвященным Вениамином, вооружились чем ни попало, поставили пушку у Горлова кабака и приготовились к обороне. Башкирцы с Шарной горы пустили в них свои стрелы и бросились в улицы. Суконщики приняли было их в рычаги, в копья и сабли; но их пушку разорвало с первого выстрела и убило канонера. В это время Пугачев на Шарной горе поставил свои пушки и пустил картечью по своим и по чужим. Слобода загорелась. Суконщики бежали. Мятежники сбили караулы и рогатки и устремились по городским улицам. Увидя пламя, жители и городское войско, оставя пушки, бросились к крепости, как к последнему убежищу. Потемкин вошел вместе с ними. Город стал добычей мятежников. Они бросились грабить дома и купеческие лавки; вбегали в церкви и монастыри, обдирали иконостасы; резали всех, которые попадались им в немецком платье».

Ведущий: На следующий день, утром 7 сентября, Пушкин на легких дрожках, запряженных тройкой лошадей, спешит за десять километров от Казани к Троицкой мельнице. Именно у этой мельницы, на обрыве, с которого была видна отлично вся Казань, находилась главная ставка Пугачева, расположившего свое войско в 20 тысяч человек.
Внимательно осмотрев место Пугачевского лагеря у деревни Троицкая Нокса, Пушкин объехал места сражения у селения Царицыно, около которого шли упорные бои пугачевцев с войсками Михельсона. Осмотрел и Сибирский тракт, где Пугачев разбил высланный ему навстречу Казанский конный легион полковника Николая Толстого.
Возвращался Пушкин в город Сибирским трактом. Этой дорогой отправлялись в Сибирь тысячи ссыльных. Тут везли и некоторых декабристов - его друзей. Пушкин знал это.
Снова звучит Г.Свиридов. «Венчание».

Ведущий: В середине дня Пушкин отправился в Казанский кремль. Безмолвные древние стены стояли перед ним подновленными, покрытыми густой побелкой. Но мысленно оживало давно прошедшее время. Здесь еще до восстания долго томился в каземате «безвестный колодник» Пугачев. Пушкин видел перед собой и горящую Казань, и рушащиеся в дыму и пламени постройки, и толпы вооруженных крестьян. Видел, как Пугачев поставил свои батареи в трактире гостиного двора, стрелял по крепости, особенно по Спасскому монастырю…
Музыка смолкает.

В архивах Казани Пушкин не мог заниматься: большая часть их погибла в пламени пожара в 1815 году. «Сгорели все присутственные места с главными архивами, с коими вместе Казань лишилась драгоценнейших манускриптов и памятников для истории», - с горечью писал казанский историк М.С.Рыбушкин в 1834 году.
После тщательного осмотра кремля Пушкин записал в гостинице свои впечатлении о Казани.
Звучит музыка. Г.Свиридов. «Весна и осень».

Чтец: Наталье Николаевне Пушкиной. 8 сентября 1833 года. Из Казани в Петербург
«Мой ангел, здравствуй. Я в Казани с пятого и до сих пор не имел время тебе написать слова… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону. Погода стоит прекрасная, чтоб не сглазить только. Надеюсь до дождей объехать все, что предполагал видеть, и в конце сентября быть в деревне…»
Музыка смолкает.

Часть III. В литературном салоне Александры Андреевны Фукс

Ведущий: Всегда неполными бывают впечатления от посещения какой-либо новой местности, если не удается встретиться и поговорить с ее людьми и старожилами. Казань уже в то время была знаменита своей интеллигенцией, и Пушкин имел здесь великолепное общение.
Звучит «Вальс» Г.Свиридова, пары кружатся в вальсе.

Перенесемся в известный в 30-е годы XIX века казанский литературный салон, хозяйкой которого была Александра Андреевна Фукс. Здесь проводили литературные и критические беседы. Читали и обсуждали новые литературные произведения участников кружка. В салоне соединялись серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла собой другую. Сюда приходило все местное общество, имевшее научные и литературные интересы: литераторы, историки, профессора Казанского университета, писатели, поэты…
Вот и сегодня наездом заглянул сюда известный поэт из Петербурга Евгений Абрамович Боратынский, давнишний друг Пушкина. Он был зятем генерала Энгельгардта, в доме которого Пушкин остановился по приезде в Казань. Александр Сергеевич чрезвычайно высоко ценил его, называл «поэтом мысли», «Гамлетом-Боратынским», подчеркивал в его творчестве наряду с силой мышления и глубину чувства. Он был единственный, пожалуй, из поэтов «пушкинской плеяды», которому удалось найти свою дорогу в поэзии.

Хозяйка салона: Евгений Абрамович, вы почитаете нам что-нибудь?
Чтец:читает стихотворение Боратынского «Мой дар убог и голос мой негромок…».
Снова звучит вальс.

Ведущий: Познакомимся ближе с другими завсегдатаями салона, с которыми Пушкин имел встречи в Казани.
Одним из примечательнейших казанцев той поры был Карл Федорович Фукс, профессор Казанского университета. Круг научных интересов этого человека был обширнейший: медицина, история, этнография, нумизматика, естествознание. Немец по национальности, воспитанник Геттингенского университета, Фукс врос в жизнь Казани. Он изучал ее историю, быт и нравы горожан разных национальностей. Его часто можно было увидеть на улицах города с доброй улыбкой на лице.
Фукс был хорошо известен не в одной только Казани, но и далеко за ее пределами и очень может быть, что Боратынский еще в Петербурге много рассказывал о нем Пушкину. По свидетельству жены Фукса, поэт знал, что ее муж «как старожил, постоянно занимавшийся исследованием здешнего края, всего более мог удовлетворить его (Пушкина) желанию, и поэтому, может быть, и желал очень с ним познакомиться».
Ученица исполняет романс «Певец» («Слыхали ль вы за рощей глас ночной…») на слова А.Пушкина, муз. А.Рубинштейна

Ведущий: Здесь же, в Казани жил давнишний приятель Пушкина, литератор, писатель-сатирик, прогрессивный публицист Эраст Петрович Перцов. Он был одним из двигателей казанской общественной жизни, активным организатором и душой литературных чтений, благотворительных концертов, балов и спектаклей. Об этом человеке нам также известно, что он станет впоследствии тайным корреспондентом издававшейся в Лондоне Герценом и Огаревым газеты «Колокол».
Звучит «Романс» Г.Свиридова

Ведущий: И конечно, отдельного рассказа заслуживает хозяйка дома Александра Андреевна Фукс. С детских лет овладела ею страстная любовь к поэзии. Стихи Пушкина стали для нее откровением. Она внимательно следила за выходом его произведений и многое знала наизусть. Замужество не помешало ее поэтическим увлечениям, наоборот, способствовало еще большему расширению кругозора.
«Нам не нужно с вами рекомендоваться, музы нас познакомили заочно, а Боратынский еще более», - эти слова были произнесены Пушкиным при первой встрече с Александрой Андреевной. Они имели продолжительную беседу. «Он много говорил о духе нынешнего времени, о его влиянии на литературу, наших литераторах, о поэтах, о каждом из них сказал свое мнение и наконец прибавил: «Смотрите, сегодняшний вечер была исповедь моя; чтобы наши разговоры остались между нами».
Александра Андреевна была покорена любезностью и откровенностью Пушкина и поэтому, составляя в 1834 году свой новый сборник стихов, она внесла туда стихотворение «На проезд Пушкина через Казань», которое написала сразу же после визита поэта. А.А.Фукс больше не встречалась с Пушкиным, но переписывалась с ним и посылала ему свои сочинения, которые сохранились в его библиотеке. Пушкин же в ответ дважды посылал ей экземпляры «Истории Пугачева».

Чтец: «Я… думала, что его обязательная приветливость была обыкновенною светскою любезностью, но ошиблась. До самого конца жизни, где только было возможно, он оказывал мне особенное расположение; не писав почти ни к кому, он писал ко мне несколько раз…» (Из «Воспоминаний» А.А.Фукс).
Музыка смолкает.

Ведущий: Казанский литературный салон просуществовал 25 лет, то есть четверть века! Он стал, несомненно, редкостным явлением в истории русской провинциальной культуры и литературного просвещения периода 30-40 годов XIX века.

Часть IV. «Я путешествую, кажется, с пользою…»

Ведущий: В час ночи Пушкин простился с гостеприимной четой Фуксов, заметив: «Я никогда не думал, чтобы минутное знакомство было причиною такого грустного прощанья…»
Звучит музыка. Г.Свиридов. «Пастораль».

Чтец: Александре Андреевне Фукс. 8 сентября 1833 года
«Милостивая государыня, Александра Андреевна! С сердечной благодарностью посылаю вам мой адрес, и надеюсь, что обещание ваше приехать в Петербург не есть одно любезное приветствие. Примите, милостивая государыня, изъявление моей глубокой признательности за ласковый прием путешественнику, которому долго памятно будет минутное пребывание его в Казани. С глубочайшим почтением честь имею быть
А.Пушкин».
Музыка смолкает.

Ведущий: В Казани поэт пробыл двое суток и семь часов.
Снова звучит «Тройка» Свиридова.

На рассвете 8 сентября он выехал из Казани через Лаишевскую почтовую дорогу в Симбирск. Казанско-Оренбургское путешествие Пушкина закончилось 1 октября 1833 года. Оно заняло меньше месяца. Но успел он много. Получил нужные ему сведения от немногочисленных уже современников восстания и от людей, интересующихся прошлым. Это помогло во многом взглянуть на факты событий по-другому, переосмыслить их, помогло внести историческую ясность. Поэт говорил потом: «Я посетил места, где происходили главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой».
1 октября Пушкин приехал в Болдино и сразу принялся за историческое изыскание. «Прости - оставляю тебя для Пугачева», - так он закончил письмо к жене от 2 октября 1833 года. Он привел в порядок собранный материал, начал перерабатывать первоначальный текст…
Начиналась вторая болдинская осень поэта.
Музыка усиливается, некоторое время звучит громко, затем смолкает.

Мы же завершим на этом наше заочное путешествие во времени и в пространстве и будем ратовать за то, чтобы весь пушкинский путь, вся эта тысячеверстная Россия оберегалась как единая национальная святыня. Это завещано нам поэтом. Прошлое в этом смысле помогает настоящему, протягивает ему руку. Помогает не только понять историю, но и по достоинству оценить то, чем владеем сегодня и что можем утратить при дальнейшей нашей нерадивости, утере исторической памяти и пренебрежении к традициям.

Список литературы:

  1. Пушкин А.С. Стихотворения (Любое издание).
  2. Пушкин А.С. История Пугачева (Любое издание).
  3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10-ти т. Т.10. Письма \А.С.Пушкин. - М., 1958.
  4. Гордин Я. Годы борьбы: Документ. Повесть. - Звезда, 1974, №6, с. 20-85.
  5. Славянский Ю.Л. Поездка А.С.Пушкина в Поволжье и на Урал \Ю.Л.Славянский. - Казань, 1980.
  6. Смольников Ю. Путешествие Пушкина в Оренбургский край \Ю.Смольников. - М.: Мысль, 1991.
  7. Федотов В.А. Из воспоминаний о Ширданах. - Зеленодольская правда, 1998, 20 янв.
  8. CD: Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель». - КВАДРО-ДИСК, 2003.
  9. CD: Яхин Рустем. Песни, романсы, фортепьянные миниатюры. - Казань: Студия АКСУ, 2006.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка по теме "Брейн-ринг". 8-й класс :: Образование сложного прошедшего времени. Рasse compose. 4-й класс :: Учет индивидуальных особенностей восприятия при обучении английскому языку :: Конспект открытого урока по английскому языку по теме "Путешествие во времени". 5-й класс :: Лингвострановедческое мероприятие во 2–3-х классах :: Майнкрафт ( Minecraft ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Компасс-мебель / Тумба комбинированная Соня премиум СО-16 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD