Внеклассное мероприятие в 7–9-х классах по теме "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Литературное знакомство с творчеством В.А. Каверина : Организация школьной библиотеки

Оформление: географическая карта русского Севера, портрет В.А. Каверина, модель (изображение) шхуны, выставка книг по истории открытия Севера, книга “Два капитана”, другие произведения Каверина, литература о нем.

Для викторины понадобятся жетоны.

План-конспект

Библиотекарь: Вениамин Александрович Каверин родился в 1902 году в Пскове, в семье музыканта. 16-летним юношей Каверин приехал в Москву, где в 1919 году окончил среднюю школу. В те годы он писал стихи. Первый его рассказ назывался “Одиннадцатая аксиома”, а первая книга, написанная в 1923 году – “Мастера и подмастерья”. Это был сборник фантастических рассказов. Затем были написаны повести: “Конец хазы”, “Девять десятых”, романы: “Скандалист, или Вечера на Васильевском острове”, “Исполнение желаний”, “Открытая книга”, “Два капитана”. О чем книги Каверина? Давайте послушаем.

Первый рассказчик: В повести “Конец хазы” изображены бандиты и налетчики нэповских лет, “блатной мир” Ленинграда. Собирая материал, автор читал уголовную хронику, ходил на заседания суда, случалось, проводил вечера в притонах, которых в ту пору было еще не мало.

Второй рассказчик: В.А. Каверин считается сюжетным писателем. Очень ярко это проявилось в “Исполнении желаний”. Роман этот писался очень долго, более 3-х лет. Действие романа происходит в конце 20-х годов, а писался он в середине 30-х.

Третий рассказчик: Как это не покажется странным, Вениамин Александрович очень любил писать сказки. Вот история одной из них. Она называется “Много хороших людей и один завистник”. Идею этой сказки подсказал Каверину М. Горький. Один из её героев носил железный пояс, чтобы не “лопнуть” от зависти, а другой так легко попал соседу “не в бровь, а в глаз”, что приходилось немедленно вызывать скорую помощь.

Четвёртый рассказчик: Вениамин Александрович очень хорошо знал Крайний Север, работал военкором на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны. Его знаменитый роман “Два капитана” рассказывает о первооткрывателях Севера, об их мужестве, о мечте маленького мальчика Сани найти забытую экспедицию. Много лет спустя, благодаря упорству Сани Григорьева, удалось найти следы отважных полярников.

Библиотекарь: Вот как рассказывает о работе над романом сам автор (Аудиозапись мужского голоса):

“Когда были написаны первые главы, в которых рассказывается о детстве Сани Григорьева в Энске, мне стало ясно, что в этом маленьком городке должно произойти нечто необычайное – случай, событие, встреча. Роман писался в конце 30–х гг., принёсших Советской стране огромные, захватывающие воображение победы в Арктике, и я понял, что “необычайное”, которое я искал -это свет арктических звёзд, случайно упавший в заброшенный город”.

Библиотекарь: А теперь давайте немного отвлечёмся от романа и вспомним, что же происходило в начале 20 века в истории освоения Арктики. (Проводится викторина “Безвременно ушедшие”, за каждый правильный ответ– жетон. Такой жетон выдавался тем, кто жертвовал деньги на снаряжение экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу).

Вернёмся к истории создания романа. Из воспоминаний автора (включаем аудиозапись):

“Вернувшись к первой странице, я рассказал историю утонувшего почтальона и привёл письмо штурмана Климова, открывшее вторую линию романа. Казалось бы, что общего между трагической историей девятилетнего мальчика, оставшегося сиротой, и историей капитана, пытавшегося пройти в одну навигацию Великий Северный морской путь? Но общее было. Так впервые мелькнула мысль о двух капитанах”.

Библиотекарь: Я предлагаю вам викторину по роману “Два капитана”.

Ребята, читая этот роман, вы сталкивались с морскими терминами. Давайте посмотрим, как вы их понимаете (За правильный ответ– жетон).

У нас есть ещё один конкурс. Посмотрите на карту и назовите острова, которые проплывал Иван Татаринов (За правильный ответ– жетон).

Подводятся итоги. Победителю вручается приз.

Библиотекарь: Вот и подошло к концу наше знакомство с творчеством Вениамина Александровича Каверина, который помог нам узнать о жизненном подвиге русских первооткрывателей Севера. Я надеюсь, что вы прочитаете и другие его замечательные книги.

Викторина “Безвременно ушедшие”

  1. Назовите выдающихся русских полярников начала 20 века (Эдуард Васильевич Толь, Владимир Александрович Русанов, Георгий Львович Брусилов, Георгий Яковлевич Седов)
  2. В 1900 году экспедиция Академии наук на небольшой шхуне вышла в море. Как она называлась? (“Заря”).
  3. Где был похоронен Г. Я. Седов? (о. Рудольфа)
  4. Как называлось судно, на котором путешествовал офицер Г. Я. Седов? (“Святой Фока”)
  5. Судно экспедиции лейтенанта Брусилова “Святая Анна” стало жертвой Карского моря. В каком году это произошло?(1914)
  6. В 1912 году учёный Русанов на парусно-моторном боте отправился на Шпицберген для обследования там месторождений каменного угля. Как назывался бот? (“Геркулес”)
  7. Для поиска исчезнувших экспедиций был направлен самолёт. Назовите фамилию лётчика, осуществившего первые полёты над арктическими льдами. (Нагурский).

 Викторина по роману В. А. Каверина “Два капитана”

  1. Назовите имя главного героя романа. (Саня Григорьев)
  2. Почему книга называется “Два капитана”? (капитаны Татаринов и Григорьев)
  3. Как называлась шхуна, на которой И. Татаринов совершил своё путешествие? (“Святая Мария”)
  4. Какова была цель путешествия И. Татаринова? (пройти Великий Северный морской путь за одну навигацию)
  5. Кто был прототипом И. Татаринова? (лейтенант Георгий Седов – его характер, лейтенант Г. Л. Брусилов-история путешествия)
  6. Кто был виновником неудачной экспедиции И. Татаринова? (Николай Антонович Татаринов)
  7. Назовите время – начало и конец северной экспедиции И. Татаринова (май 1912 года – июнь 1915 года)
  8. Как называла И. Татаринова его жена Мария? ( Монготимо Ястребиный Коготь)
  9. Вспомните книги, которые написал И. Татаринов? (“Причины гибели экспедиции Грили”, “Женщина на море”)
  10. Какое открытие сделал И. Татаринов? (Открыл Северную Землю, доказал, что Земли Петермана не существует)
  11. Татаринов был капитаном шхуны, а кем был по профессии С. Григорьев? (полярным лётчиком)
  12. Как звали учителя С. Григорьева (Иван Павлович Кораблёв)
  13. Назовите имя человека, который был одноклассником С. Григорьева и его врагом? (Ромашов)
  14. Как звали друзей С. Григорьева (Петя и Валя)
  15. Какая мечта была у Сани Григорьева? (Найти экспедицию капитана Татаринова)
  16. Какими словами заканчивается роман? (Бороться и искать, найти и не сдаваться)
  17. Когда был написан роман? (с 1936 по 1944 гг.)

Морские термины

Навигация:

1) наука о вождении судов и летательных аппаратов,
2) время, в течение которого возможно судоходство.

Цинга – тяжёлое заболевание кожи и дёсен, вызванное нехваткой витамина С.
Нарты – длинные узкие сани для езды на собаках или оленях.
Каяк – лёгкие лодки из тюленьих шкур.
Шхуна – быстроходное двухмачтовое судно.
Бот – небольшое парусное, гребное или моторное судно.
Вахтенный журнал – журнал с ежедневными заметками о всех подробностях путешествия.

Список литературы

  1. Зубов Н. Н., Черненко М. Б. Русские люди в Арктике и Антарктике. – М.: Воениздат, 1951. -143 с.
  2. Обручев С. В. Русские поморы на Шпицбергене в 15 веке.– М.: Наука, 1964. – 141 с.
  3. Под небом всех широт. – М.: Детгиз, 1961. – 602 с.
  4. Фрадкин Н. Г. Путешествия И. И. Лепихина, Н. Я. Озерецковского, В. Ф. Зуева. – М.: ОГИЗ Географгиз, 1948. – 93 с.

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Использование межпредметных связей в работе с одарёнными детьми :: Метод проектов в системе интегрированных технологий :: Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся школы 1-й ступени :: Как оценить развитие. Новые подходы к оцениванию :: Практика применения исследовательских методов и метода решения жизненных задач в обучении школьников :: Безымянный анимационный проект про Человека-паука ( Untitled Animated Spider-Man Project ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Advesta / Стол компьютерный Molly ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD