Миссия школьной библиотеки : Организация школьной библиотеки

Заниматься обучением
и воспитанием стоит
лишь тогда, когда есть
перспектива на завтрашний,
К. Ушинский

Выработка миссии ШБ

В международной практике на сегодняшний день независимо от типа библиотеки (школьная, вузовская, муниципальная и т.д.) утвердились три направления работы библиотеки:

- Библиотека – это информационный центр. Есть закон об информации , где красной строкой прописано положение о доступности информации для каждого гражданина , а библиотека - как держатель этой информации.

- Второе направление: библиотека рассматривается, как культурно-досуговый центр по-современному или «очаг культуры» , как это говорили в старину.

-  Третье направление (концепция) странное, но имеющее право на жизнь, как и первые два: библиотека – это настолько мобильный социальный институт, что у нее нет строго определенной функции. Библиотека должна подстраиваться под интересы, настроение того контингента пользователей, который у нее есть. Она может быть и культурным центром, и досуговым центром, и информационным центром. Так как нужно пользователям в данный момент.

Можно говорить о специальной миссии школьной библиотеки, если рассмотреть понятие «миссия школьной библиотеки», если само понятие «миссия» достаточно широко. Понятие «миссия» состоит в том, что она ориентирует в едином направлении интересы и ожидания людей, которые во-первых воспринимают библиотеку изнутри, то есть сами библиотекари и которые воспринимают библиотеку из вне, то есть администрация школы, читатели библиотеки.

Существует узкое и широкое понятие миссии библиотеки. В самом широком понимании «миссия библиотеки» – это та философия, то предназначение, тот смысл существования библиотеки. И несмотря на то, что, казалось бы, школьные библиотеки одного типа, для каждой библиотеки будет своя философия, свой смысл существования. Потому что при всей похожести существования школьных библиотек, все-таки, каждая библиотека уникальна.

Философия библиотеки определяет те ценности, те убеждения, те принципы, с которыми библиотека собирается осуществлять свою деятельность.

Философия же библиотеки определяет то, библиотекой какого типа собирается стать ШБ, во что мы собираемся вырасти. Библиотечная философия осмысливает миссию библиотек.

Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки - ответственное задание, поручение.

Миссия библиотеки - это ответственное задание, «поручение» библиотеке как социальному институту, данное обществом. В разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия, осмысливаемая библиотечной философией. Так, миссия советской библиотеки заключалась в содействии коммунистическому воспитанию трудящихся. Сейчас стало формироваться представление о библиотеке, полезной обществу, личности, служащей общечеловеческим ценностям.

В то же время библиотеке ( как учреждению не только социальному, но и социокультурному) присуща миссия, определяемая характером развития цивилизации (цивилизационная миссия). Через эту миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества. Так, в XIX в. – первой половине XX в. миссия библиотеки состояла в просвещении широких слоев народа. Библиотекарь осознавал себя просветителем.

Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX в. привели к изменению миссии библиотеки. Антитоталитарные идеи, идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную миссию библиотеки – обеспечение свободного доступа пользователей к мировым ресурсам информации. Эта миссия сегодня отражена и в Законе о библиотечном деле Российской Федерации. Однако за формулировкой библиотечной миссии стоят глубокие научные и философские размышления, имеющие не узкогрупповое, а общечеловеческое значение. Формулировка миссии библиотеки привнесена в библиотечное дело из внебиблиотечной среды. Сегодня библиотекарь все более осознает себя посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира.

В узком понимании миссия библиотеки – это сформулированное утверждение, относительно того, для чего и по какой причине существует библиотека. То есть – это смысл существования каждой конкретной библиотеки, ее отличие от себе подобных.

Разработка миссии и ее реализация делают каждую библиотеку совершенно уникальной. Правильно определенная миссия библиотеки обязательно привносит в ее деятельность большое количество инноваций. И вот в данный момент это очень связанные вопросы. Почему это важно? Потому что разработка миссии библиотеки должна, в первую очередь, удовлетворить те группы людей, для которых библиотека работает.

Но если рассматривать деятельность работы ШБ широко, то она работает и для родителей, на культуру, на педагогический состав , она связана с очень многими внешними организациями.

Основные группы, интересы которых библиотекой должны быть учтены: это, в первую очередь, читатели - школьники, учителя и администрация школы.

Но для того, чтобы эту миссию создать, нужно прежде всего определить: А для чего нам это надо, какой у нас исходный статус до определения миссии библиотеки ?

Престиж библиотеки может вырасти только из ее деятельности. Когда библиотека начинает говорить на языке «пользы» учителя, администрации, отношение к ней начнет меняться. Когда школьный библиотекарь перестанет рассматривать свою библиотеку как пункт по комплектованию и выдаче учебников и вспомнит, что основной фонд и ядро библиотеки исконно составляла литература отраслевая и художественная, с которой библиотека работала, на что сегодня она, практически, не имеет ни времени, ни средств.

Основными группами людей, интересы которых влияют на деятельность политики библиотеки, и интересы которых должны быть учтены при разработке миссии библиотеки является:

  • учредители библиотеки или руководители школы, то есть от тех, от кого зависит наша деятельность.
  • это сотрудники  библиотеки, которые обеспечивают ее деятельность, которые интегрируют ее ресурсы из вне, которые получают компенсацию за эту деятельность.
  • это пользователи, читатели библиотеки, к этим читателям относим и учеников и учителей и деловых партнеров библиотеки, формальные и неформалы, оказывающие услуги для нашей библиотеки.
  • общество в целом, которое выигрывает.

Почему перечислены эти группы? Потому что для библиотечной профессии вообще характерно смотреть на проблемы библиотеки изнутри библиотеки, с позиции не пользователя, а с позиции самой библиотеки. И для школьной библиотеки это тоже, к сожалению, характерно.

При разработке миссии школьной библиотеки должны быть учтены интересы всех этих категорий от  самых малых до больших.

Какие факторы влияют на выработку миссии школьной библиотеки?

Первый фактор – это история вашей библиотеки: как формировался офис библиотеки, стиль библиотеки , как формировалась взаимоотношение с учителями, учениками и другими организациями, то есть история вашей библиотеки, путь , который вы прошли  к тому моменту, когда  начали говорить о миссии.

Второй фактор – это существующий стиль поведения по отношению к библиотеки со стороны руководителей школы (положительное, пренебрежительное, равнодушное или никакого отношения).

Третье – это среда, в которой существует библиотека, она не изолирована стенами школы от внешней жизни. Существуют другие библиотеки, внешкольные учреждения, какие-то культурные центры, ДО, то есть среди которых ШБ живет.

Четвертое – это ресурсы, которые школьная библиотека  может привести в действие для достижения своих целей.

Пятое – очень важное. Какими отличительными чертами обладает данная конкретная библиотека.

Представьте себе, что миссия библиотеки с одной стороны отражает, фотографирует – какая библиотека сегодня, и с другой стороны показывает какой библиотека хочет стать через определенный промежуток времени. Даются конкретные сроки – 2 года, обычно для того, чтобы разработать, корректировать и реализовать.

Что необходимо для того, чтобы записать и сформулировать миссию библиотеки на бумаге? Что нужно записать словами:

- Это целевые ориентиры библиотеки, то есть то, к чему вы стремитесь в долгосрочной перспективе. Допустим, вырасти из библиотеки в медиатеку или досуговый центр, то есть то, к чему стремились, кем хотели быть, как библиотека, учреждение.

- Кто является реальным читателем и пользователем вашей библиотеки, и кто им может быть, если вы развернетесь во всю ширь..

- Какие у вас существуют возможности для осуществления деятельности, какие вам посильны формы работы, какие методы можете привлечь.

- Каким вы видите имидж  вашей библиотеки.

Положительный имидж библиотеки – это то, над чем вы работаете. Каким вы представляете положительный имидж библиотеки.

Нужно сформулировать для себя какой же собственно имидж мы хотим получить. В результате разработки миссии школьной библиотеки имидж нужно расписать подробно. Еще один момент: нужно написать определение, какую роль библиотека будет играть в жизни школы. Нужно смело фантазировать. И при этом каждая библиотека будет индивидуальна, это зависит от библиотекаря. Еще необходимо знать – миссия способствует облегчению управлением библиотекой, то есть в управлении библиотекой должны быть не противоречивые цели, должны быть стратегия развития библиотеки и очень четко должны быть определены границы деятельности библиотеки, за которыми это уже не является ее функциями.  

Кроме того, когда вы говорите о миссии библиотеки, вы должны подумать, как увеличить ресурсы библиотеки. Если мало денег или нет вообще, то как скооперироваться и координировать с другими организациями бесплатно (с библиотеками, Педакадемией, ДЮЦ, Юношеской библиотекой.)

- Можно получить совершенно бесплатно огромный резервный фонд Академии Наук. Путь первый.

- Связи с издательскими центрами. Заключить договор с ними и они будут поставлять вам по одному экземпляру новых изданий.

- МБА - платный, но есть и другие формы взаимодействия с другими библиотеками (городскими детскими библиотеками, школьными).

При составлении годового плана кооперироваться с другими городскими библиотеками. Списки литературы можно представить на тему педсовета (своя библиотека + ресурсы других библиотек).

Библиотека делает дайджест по теме педсовета(директору, завучу, учителям).

Значит, при разработке миссии библиотеки  библиотека должна хорошо понимать, какими ресурсами кроме своих, она может воспользоваться.

Ресурсы всегда имеются, но нужно провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить, а где имеются ресурсы, как ими воспользоваться.

И все это делается до разработки миссии библиотеки. Чтобы вы знали какой ресурсной базой вы обладаете. И как эта ресурсная база будет расти или сокращаться. Что с ней будет происходить. Нужно будет вести переговоры с большим количеством организаций.

Таблицы по разработке Миссии школьной библиотеки

1. Краткая характеристика вашего ОУ.

2. Краткая характеристика библиотеки (очень краткая).

3. Современное состояние библиотечного обслуживания. На каком вы сегодня находитесь уровне. Какое у вас существует планирование, какая у вас существует организация труда, какая у вас номенклатура услуг.

4. Сама миссия, то есть целевые ориентиры библиотеки, имидж библиотеки (исходный и желательный). И формулировка миссии библиотеки, как вы ее себе представляете.

Смысл в том, что вы должны создать себе базу для развития проектной деятельности, для внедрения инноваций и, как результат, для повышения вашего личного статуса и библиотеки. И все это на благо пользователя.

(Презентацию см. в Приложении1.)

Читать еще:


Новые материалы:

День матери :: Урок музыки "Интонация" :: Урок музыки в 4-м классе по программе Г.П. Сергеевой, Критской :: Леворукий ребенок в классе фортепиано :: Интегрированный урок (музыка + русский язык) по теме "Составление текста" :: Кто наш папа, чувак? ( Father Figures ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Журнальные столы / Анрекс / Стол журнальный Oskar ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD