"Что за прелесть эти сказки!" Бинарный урок (музыка+МХК+литература+библиотека) : Организация школьной библиотеки

Звучит фонограмма «Метель» Свиридова. Дети входят в зал.

Ведущий. Пушкин. Это имя бесконечно дорого каждому из нас, близко и знакомо с детства. А.С.Пушкин – основоположник русской литературы. Сегодня он у нас в гостях.

Входит ученик в образе А.С.Пушкина.

Приветствую я вас о, юные потомки!
На праздник сказки вы сегодня собрались.
В них вся душа моя и русского народа…
И слава их пережила века.

Ведущий. А.С.Пушкин родился …(6 июня 1799 года). Этот день подарил миру гения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича.
А.С.П. родился в …(Москве) в дворянской семье.
Лучшими друзьями Пушкина в детстве были:… (няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита). Им впоследствии поэт посвятил стихи.
В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки, которая знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа.
Большую часть свободного времени он проводил в играх с крепостными ребятишками.
Давайте и мы с вами поиграем в игру тех лет. (Играем в игру)
В раннем возрасте Саша читал много книг. Причём, надо отметить, что в библиотеке отца были в основном книги на французском языке, и Саша читал их в оригинале. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.
Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян.
С раннего детства будущий поэт был окружён заботой и вниманием своей няни, которую звали (Арина Родионовна). Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, говорила она «окая». Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково мамушкой.
Ей поэт посвятил стихотворение «Няне»:

Ученик:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

Ведущий. И строчки в романе «Евгений Онегин»:

Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей…

Сколько нежности, теплоты в этих строчках, и тревоги, и заботы. Саша записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Удивительные это сказки: добрые, весёлые, полны красоты и вдохновения. Давайте вместе вспомним их:

  • «Сказке о царе Салтане»,
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова к «Сказке о царе Салтане» (отрывок 3-го чуда, I тема). На её фоне звучит начало сказки:

Жил-был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт сам не зная куда.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Звучит музыка из того же произведения. Сцена 3-го чуда, 2-я тема. На её фоне начало сказки:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

А сейчас мы проверим, кто из вас лучше знает эту сказку:

  • Сколько раз старуха отправляла старика к синему морю;
  • С какими просьбами? (5 раз: чтоб было новое корыто,

новая изба;
чтоб стать столбовой дворянкой,
царицей,
морской владычицей).

Инсценировка отрывка из сказки

Звучит музыка Г.Свиридова «Марш», на её фоне начало сказки:

Чтоб конец своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
---------------------------------
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку:
Царствуй, лёжа на боку!».
«Сказка о золотом петушке»

Вновь звучит музыка Г.Свиридова «Весна – осень», на её фоне звучат строки следующей сказки:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То сама на весь бы мир
Приготовила я пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»,
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

«Сказка о царе Салтане…»

А вы знаете, ребята, у этой сказки интересная история. Тетрадь с записями сказок Арины Родионовны Пушкин показал Жуковскому, своему другу. Между поэтами произошло своеобразное соревнование. Каждый взял из няниных сказок по одному сюжету и написал сказку: Пушкин – «Сказку о царе Салтане», Жуковский – «Сказку о царе Берендее». Сказка Пушкина имела больший успех.

… под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт,
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе
Во саду ли, в огороде.

(«Сказка о царе Салтане»)

Дети на русских народных инструментах исполняют «Во саду ли, в огороде». На экране силуэт белочки. Исполняется «Белка» (фрагмент) из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова, аранжировка д/детского оркестра Г.Струве.
Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». На её фоне звучит начало сказки:

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи,
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Ребята, вспомните к кому обращается королевич Елисей в поисках царевны ( к солнцу, месяцу, ветру – природа ему помогает).

Инсценировка отрывка из сказки

Звучит музыка С.Рахманинова «Полька». На её фоне текст:

– Сказки были одним из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с признанными «высокими» литературными жанрами, ведь именно в сказках раскрываются богатейшие сказки русского языка.
– А.М.Горький писал: «Пушкин был первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество, он украсил народные сказки блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».
– Ребята, а вы помните с помощью чего злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну (Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне»). А что был запредмет, говорящий человеческим голосом (Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне»).

(В награду за правильные ответы – сюрприз).

Тихо звучит музыка – отрывок из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»/

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царица тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою – ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

(Исполняется «Марш Черномора» (фрагмент) из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», аранжировка д/детского оркестра Г.Струве.) Звучит отгадка.

Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода…

Инсценировка отрывка из сказки «В гостях у сказочной птицы»

Ребята, в каких сказках Пушкина встречаются волшебные необыкновенные птицы? Почему мы называем их волшебными? Чем отличается «золотой петушок» от обычного? «Царевна-лебедь» от обычной птицы лебедя?

Петушок. Вроде бы совсем обыкновенная птица, но в замечательной сказке Пушкина она предстаёт перед нами птицей волшебной.

… Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся».

…петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы,
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся,
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»

Давайте подумаем, какого характера должна быть песенка петушка? (Горделивая, смелая, очень звонкая…) (Сами сочинить)
Кто композитор музыки к сказке «Золотой петушок»? (Прослушивание)
А теперь поговорим о другой птице – лебеде, которая встречается в сказке Пушкина. Какой? (Сказка о царе Салтане)
Вспомним, как Пушкин описывает волшебство этой птицы.

…Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт…
…Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…

– Посмотрите, как художники-иллюстраторы изобразили плывущего лебедя – гордую величественную птицу…
А художник М.А.Врубель сумел передать момент превращения птицы в царевну.
Художники в красках передают своё видение образа сказочной птицы, а композитор с помощью звуков и своей фантазии рисует музыкальный образ. Кто назовёт композитора, который написал оперу «Сказка о царе Салтане»?

Дети отвечают. Звучит фрагмент из оперы Н.Римского-Корсакова «Царевна-лебедь».
Детям предлагается высказаться о характере музыки, выделить её особенности (величественная, гордая, мелодичная, плавно плывущая…). Затем они движениями пробуют передать под музыку образ сказочной птицы.

В сказках Пушкина отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.

Награждение победителей конкурсов: чтецов, рисунков и кроссвордов.

Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха.
Надеемся, ребята, вам ещё не раз захочется перечитать сказки А.С.Пушкина. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение.

Хор исполняет песню.

Читать еще:


Новые материалы:

Планирование - одно из направлений управления качеством образования :: Социальное партнерство как важное направление образовательной деятельности :: Опыт инновационной деятельности муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский» :: Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости социально дезадаптированных подростков в рамках проекта "Оздоровление" :: Внеклассное мероприятие по физической культуре на тему: "Вместе мы победим это зло" :: Джимми – покоритель Америки ( Jimmy Vestvood: Amerikan Hero ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Кресла, Стулья, Пуфы/Пуфы / Бител / Пуф-сундук Призма ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Валики на спине как убрать

Валик из полотенца под спину: убираем живот по японской методике Многие люди хотят избавиться от лишних отложений в районе живота, а параллельно выровнять осанку...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Отруби как есть для похудения

Как употреблять отруби для похудения В большинстве случаев для устранения проблем с кишечником люди предпочитают принимать различные послабляющие лекарства, но...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD