Литературная композиция "У времени есть своя память" (о блокаде Ленинграда) : Организация школьной библиотеки

Мультимедиа (приложение 1).

Вед. 1. У времени есть своя память – история. Мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи. Сейчас тоже где-то идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов  и горят дома. Наш разговор сегодня – это попытка передать память. Память обо всем пережитом и взрослыми и детьми. К сожалению, время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат (потерь) и радость надежд в ожидании победы.

Чтец:

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!

И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.

Вед. 2. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая.

Мультимедиа

Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.

Вед. 3 Вражеская армия, которая наступала на Ленинград, имела 700 тысяч солдат, 12 тысяч орудий, 1,5 тысяч танков, 1200 тысяч самолетов.

Враг все ближе и ближе подходил к Ленинграду. Ожесточенные бои развернулись на Лужском рубеже. Сражения продолжались здесь дни и ночи, а прорвать оборону не удалось.

8 сентября фашисты захватили Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), 11 сентября подошли к Пулковским высотам. 14 км. отделяло врага от центра города. Гитлеровцы были уверены, что скоро они будут в Ленинграде. Генералам и высшим офицерам уже были розданы пригласительные билеты на банкет в гостиницу «Астория» по случаю взятия города.

Мультимедиа.

Вед. 1. Город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой. В подвалах домов и в окнах квартир были оборудованы огневые точки. До линии фронта можно было доехать на трамвае.

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Вед. 2. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250г. хлеба, а неработающие по 125г. хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик.

Мультимедиа.

В октябре начался голод. Вскоре его жертвы исчислялись уже тысячами. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

Вед. 3.Рабочие в помещениях завода, ставили кровати, налаживали отопление и быт. Одна из блокадниц вспоминала: “Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли работать”.

Мультимедиа.

Вед. 1. 13 сентября 1941 года распахнулись двери ленинградских школ. Дети сели за парты. По радио все чаще стали раздаваться сигналы воздушной тревоги.

Учителя внушали детям, что надо учиться. Помогали им обрести веру в то, что выстоим, победим, подкармливали учеников. Учителя не ограничивались школьной программой. Воспитание душевной стойкости - такого предмета не было в расписании. Но тогда это была самая важная наука. Учителя вместе со старшими учащимися ходили по сохранившимся адресам, находили своих учеников, просили прийти на занятия, особенно слабых, передавали в руки врачей, устраивали в больницы.

В осаде, под прицелом вражеских орудий в школах создавались кружки, где дети занимались искусством, писали стихи и песни, издавали рукописные литературные журналы, готовились к предметным олимпиадам, выступали с концертами в госпиталях.

Вед. 2. Врач В.И.Полякова рассказывала:

“В 1941 году я училась в 9-м классе - мечтала поступить в медицинский институт. Поэтому очень не хотелось пропускать учебный год. В школу каждый из нас пробирался под обстрелами. Прежде чем выйти из подъезда, прислушиваешься, не гремят ли взрывы. Выскакиваешь наружу и мчишься бегом, заранее зная, где можно укрыться в убежище. Мы знали, если в класс придёт хотя бы один ученик, уроки будут проводиться.. Так наша школа дышала, работала…”

Чтец:

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
Не изменяла радости земной,
Что, как роса, сияла эта радость,
Угрюмо озарённая войной.
И если чем-нибудь могу гордиться,
То, как и все друзья мои вокруг,
Горжусь, что до сих пор могу трудиться,
Не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
Мы знали вдохновение труда…
О. Бергольц

Вед. 3. Голод смертью идёт по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков, умирали на улицах. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде, среди них и дети.

Мультимедиа. Портрет Т. Савичевой

12 летняя школьница Таня Савичева ведёт дневник. Дневник о гибели всех Савичевых обошёл весь мир, был предъявлен фашистским преступникам на Нюрнбергском процессе.

Записная книжка с алфавитом.

Мультимедиа.

Таня открывает страничку с буквой Ж.

Пишет:

Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 г. Женя - это сестра Тани

Открывает страницу с буквой Б:

Бабушка умела 25 января 3 часа дня 1942 г.

Вот страница с буквой М, читаем:

Мама умерла 13 мая 7.30 утра 1942 г.

На букву С пишет:

Савичевы умерли.

Открывает страницу на букву У:

Умерли все. Осталась одна Таня.

Таню успели эвакуировать, но она прожила недолго и умерла от истощения.

15249 юным ленинградцам вручена медаль «За оборону Ленинграда».

Вед. 1. Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало.

Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”.

Мультимедиа.

Чтец:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле.
Страшней и радостней дороги.

Писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц.

Вед. 2. 12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. И вот 18 января в 11 часов утра войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Блокада была прорвана. Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады. В январе 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев.

Мультимедиа.

Чтец:

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память – наша совесть
Она как сила нам нужна!

Вед. 3. Цена Подвига:

Только по неполным данным:

По официальным данным, обнародованным советским обвинением на Нюрнбергском процессе:

По результатам исследований историков и ряда других ученых:

По официальным данным городской службы МПВО:

Вед. 1. На 1 января 1944 года в Ленинграде было зарегистрировано 551908 человек, в том числе 116 032 детей до 16 лет.

Мультимедиа.

Чтец:

Я б о войне вам рассказал,
Но мне не хватит слов.
О ней я в книжках лишь читал.
Но страшно все равно.
В атаку взвод не поднимал,
Не рвал чеку гранаты.
И я друзей не провожал
В последний путь солдата.
В блокадном городе
Не мог я поделиться хлебом,
И амбразуры не закрыл
Своим солдатским телом.
Мне трудно это рассказать-
Я прожил мало лет.
Но память, память тех людей,
Она живет во мне.
Шалай М.

Мультимедиа.Слайд «Спасибо»

Вед. 2 . Спасибо вам!!!

Литература:

  1. Великая Отечественная война: Энциклопедия для школьников.- М, 2005. с 119- 128.
  2. Ленинград в осаде: Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1944.-СПб, 1995
  3. Будни подвига: Блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах.- СПб,2006.
  4. Адрес – почта полевая.- М: Дет. Лит, 1983.-с. 139-161.
  5. Бианки В.Л. Планета «Таня». В кн.: Белые ночи.- Лениздат,1989.- с.99-113.
  6. Воронов Ю.П., Ушин А.А. Метроном: Сб. стихов.- СПб, 1994.
  7. Антонова М., Веселова Д., Шангина Т. Ленинград в блокаде: мультимедийное издание.- СПб, 1998.

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Учебное занятие по русскому языку :: Урок-презентация во 2-м классе по курсу "Окружающий мир". Тема: "Водоемы" :: Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Глагол. Первичное знакомство" :: Интегрированный урок окружающего мира с элементами трудового обучения и изобразительного искусства на тему "Откуда берутся снег и лед?" Работа с бумагой "Снежинка". Рисование снежинки по образцу :: Интегрированный урок по окружающему миру "В гости к зиме" :: Монстр-траки ( Monster Trucks ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 25 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD