Публичный доклад "Читать или не читать?" : Организация школьной библиотеки

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, и многие страны, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные противодействия ей, поскольку чтение играет важную роль для развития любой страны.

Деградация общества, снижение культурного уровня населения, неспособность понять и принять не только другие культуры, но и незнакомые области собственной культуры - проблема современной России.

Для решения этой проблемы разработана Национальная программа поддержки и развития чтения, целью которой является повышение культурной и читательской компетентности членов общества, поддержка и развитие чтения. В программе определены важнейшие целевые индикаторы и результаты. Рост читательской активности населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамическом обществе переходного типа.

Сегодня в российском обществе снижается статус чтения:

  • Доля читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% 2005 году.
  • Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы 1 книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила всего 63%.
  • Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям 80% семей, то сегодня только в 7%.
  • Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах - лидерах этот показатель не превышает 1%. Абитуриент факультета журналистики сделал во вступительном сочинении 129 ошибок.
  • В Санкт-Петербурге и Ленинградской области во время весеннего набора 2006 года выявлено 186 юношей, абсолютно не умеющих читать, из числа которых 36 петербуржцев.
  • Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения - выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.
  • Ухудшается владение родным языком, родная речь становится все более примитивной, идет засилье англоязычных слов.
  • Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы.
  • Функциональная неграмотность, с которой Запад столкнулся раньше, чем Россия, причислена к одному из факторов риска современной цивилизации.
  • Физиологами установлено, что у нечитающих людей снижена скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется, “заболевает”. Заболевание мозга перекидывается прежде всего в нравственную сферу.
  • Многие дети, как и будущие солдаты, дожив до 18 лет, не познали исходящей от книги радости сопереживания за других людей, радости открытия в другом самого себя, а в себе - другого. Ведь нечитающих, ущербных душой солдат, как и школьников, в ком не выработаны навыки самостоятельной мысли, формируемые в процессе чтения, легче вовлечь в дедовщину, в те или иные преступные группировки, легче натравить на людей иного цвета кожи, спровоцировать их на деструктивное поведение
  • Как говорил Ф. Тютчев “Всякое послабление умственной жизни общества неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов”.
  • Именно чтение, более чем другое, дает максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с этим - от душевной черствости, ксенофобии, от интеллектуального оскудения. Неслучайно говорят, что борьба с террором и коррупцией должна начаться с чтения ребенка. Ведь беда не в том, что ребенок доживший до семи лет, не знает строк А. Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишьями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, он не прожил жизни героев книг.
  • Приходится только сожалеть, что “богатого содержания” не узнали наши дети в свое время, когда душа ребенка особенно восприимчива. В силу особого свойства мозга малышей, называемого в психологии импринтингом - впечатыванием в мозг ранних, положительными впечатлений, идущих не только от печатных строк, но и от родного голоса матери, остающихся в памяти до конца жизни, влияние чтения на маленького ребенка сильнее, чем на подростка или взрослого.

Мнение большинства учащихся можно выразить словами старшеклассника: “Я не читаю книг, во-первых, потому что они навязывают свое мнение. Во-вторых, авторы искажают действительность, придумывая то, чего не существует. А в-третьих, мне интересней получать информацию из других источников. Я активный человек, сидеть и читать не для меня. Я жалею тех, кто читает. Они вредят своему здоровью. Вот почему я не читаю книг”. Можно было бы и оправдать рассуждение мальчика юношеским максимализмом, неопытностью, и не воспринимать его всерьез, если бы не подтверждали его некоторые деятели от науки. “Запомните: ребенок тоже человек, и у него есть права, в том числе и право на выбор. Вокруг идет жизнь. Не нужно превращать книгу в фетиш. Книга перестала быть единственным источником знаний. Таких источников теперь много: кино, телевидение, компьютер, музыка, учитель, друг, - и все они равноправны”.

Известный французский писатель Даниэль Пеннак в своем романе “Как роман” прямо сказал “Ребенок имеет право не читать”.

Да, ребенок имеет право не читать, как и читать. Но тогда он стоит перед выбором, более важным - выбором собственной жизненной судьбы. Кем и каким ему быть. Быть ли уважаемым членом общества, двигающим прогресс, или довольствоваться “гнусно-эгоистическими” наклонностями. Подниматься до высот культуры или погрязнуть в потребительстве. Быть созидателем человеческих ценностей или разрушителем их. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не предвидит его последствий. Если мы не сумеем негативные идеалы молодежи превратить в позитивные, Россию ждет печальное будущее. И здесь мы опять выходим на чтение как на спасательный круг для отдельного человека и страны в целом. Применительно для России о последствиях права не читать хорошо сказал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов: “С населением, которое вообще не читает, наша страна окажется неспособной к динамическому развитию и самоосмыслению, и мы не сможем ответить на глобальные вызовы современного мира”.

Читать еще:


Новые материалы:

Мастер-класс с родителями и детьми старшей группы: "Птица счастья" :: Игра в жизни дошкольника :: Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по картине "Собака со щенятами"» :: Мы – друзья природы. Комплексное занятие по экологии и развитию речи в подготовительной группе ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list6.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника :: Лед, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 25-02-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачать мышечный корсет

Как укрепить мышечный корсетскачать PDF Эффективные упражнения и советы, которые сделают мышцы кора сильнее. Часто можно услышать о том, что все проблемы с...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как убрать растянутую кожу на животе

Растянутая кожа живота, что делать? - подтянуть растянутую кожу на животе Смотрите также Растянутый живот!!! Девочки поделитесь может можно обойтись без операции...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD