"А.П. Чехов - несравненный художник жизни". 9-й класс : Организация школьной библиотеки

Оборудование: кабинет информатики.

Ход урока

1. Слово учителя. Краткая биография писателя.

(Слайд 1), (Слайд 2) Антон Павлович Чехов (1860-1904), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-02) – один из самых взыскательных художников слова, каких знала литература. (Слайд 3) Свой путь начинает, еще учась г.Таганроге где формируется его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру, где начинаются его первые литературные и сценические опыты, где он получил свой первый литературный псевдоним «Антоша Чехонте». Начинает с рассказов и юморесок, в которых царствует стихия смеха – это то шутка, иногда добрая, а порой беспощадная, то мягкий юмор, то очень сильнейший сатирический заряд.

Смеясь, Чехов низводит до ничтожества власть, которая «пыжится» стать великой. И может быть, именно эта стихия смеха превращает юмор писателя в грозное оружие борьбы с косностью, лицемерием, рабством.

(Слайд 4) В рассказах «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Маска», «Хамелеон» Чехов высмеивает закоренелость общественного неравенства, добровольное холопство, ханжество, пошлость, самодурство, цинизм.

(Слайд 5) А. П. Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что «...писать для детей вообще не умею... надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений». Исключение составляют рассказы «Каштанка» и «Белолобый», написанные специально для детей. Более двадцати рассказов о детях были изданы отдельным сборником «Детвора». Уже при жизни писателя в круг детского чтения вошли такие рассказы, как «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Ванька», «Детвора», «Событие», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется» и др.

Чехов любил своих героев: чиновников и врачей, учителей и архиереев, портных и подмастерьев, лавочников и художников. Любил всей силой своей великой души, страдал их болями, радовался их радостям. И только одного не прощал людям – раболепия, покорности, смирения. Не прощал их готовности быть «маленькими людьми». Ему было больно и стыдно за эту добровольную приниженность. Ведь не для того рождается Человек.

По окончании Таганрогской гимназии Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. После окончания университета он начинает практику уездного врача. Занятия медициной имели прямое отношение к его литературному творчеству и наложили свою печать на его талант. Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия», «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».

(Слайд 6) В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово, близ Лопасни, Серпуховского уезда, в 80 верстах от Москвы. В усадьбе Чеховым написано более 40 произведений, среди них (Слайд 7) «Дом с мезонином», «Палата №6», (Слайд 8) «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «По делам службы», повесть «Три года», – (Слайд 9) пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», принесшие писателю мировую славу. Его герои проводят жизнь в бессмысленных разговорах, пустых мечтаниях и превращаются в «недотеп». Их постоянно преследуют ошибки, недоразумения, крушения иллюзий.

Большая Чеховская драматургия начинается с «Чайки». Сюжет в «Чайке» - лабиринт увлечений, роковых привязанностей, и нет из него выхода. Чайка – символ, переливающийся разными значениями, по-разному живет в душе молодых героев. «Чайка» говорит о том, что «груба жизнь», но нельзя отчаиваться («умей нести свой крест и веруй», - скажет Нина в финале), о том, что современное искусство погрязло в рутине; «нужны новые формы», - заявляет Треплев. Идеи пьесы – противостояние грубой жизни, поиск нового в искусстве. Сквозь всю пьесу проходит образ подстреленной птицы.

Чехов – один из самых читаемых прозаиков и самых репертуарных драматургов в мире. Облик Чехова-писателя и человека остается самым дорогим для людей всех стран и континентов.

(Слайд 10) Основные темы его творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других. («Скучная история», «Дуэль», «Дом с мезонином», (Слайд 11) «Анна на шее», «Дама с собачкой».

Много испытаний и преград стояло на пути Чехова. В преодолении их писатель проявил редкую выдержку, твердость и независимость духа. Самый большой подвиг воли Чехова – его литературный труд. Неизлечимая болезнь отнимает у него последние силы, но он завершает гениальную драму, свою последнюю пьесу «Вишневый сад». (Слайд 12) С самого начала действия пьесы перед нами люди, тревожно прислушивающиеся к чему-то неотвратимому, с грустью оглядывающиеся назад и с робкими надеждами всматривающиеся вперед. Они живут как в полусне, призрачно, на границе реального и мистического. Хоронят жизнь. У всех героев пьесы есть ощущение временности свого пребывания в мире. Все в ожидании неотвратимо надвигающегося рокового конца. В финале пьесы есть ощущение, что жизнь кончается для всех, и это не случайно. Люди «Вишневого сада» не поднялись на высоту, которой требует от них предстоящее испытание. «Вишневый сад» был написан в преддверии революции 1905 года.

II. Викторина.

Какой псевдоним был у Чехова? Кто знает определение термина «псевдоним»?

(Слайд13) Псевдоним – (от греч. pseudos – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

(Слайд 14) Назовите рассказы, которые вошли в круг детского чтения уже при жизни писателя?

Какие рассказы А.П.Чехова вы читали?

Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой?

Вспомните эпизоды, диалоги, поступки героев, которые показались вам смешными, какие грустными.

Назовите рассказы Чехова, в которых писатель высмеивает закоренелость общественного неравенства, добровольное холопство, ханжество, пошлость, самодурство, цинизм.

Какой из прочитанных рассказов произвел на вас наибольшее впечатление?

Какие художественные детали, подчеркивают характер персонажей?

О каких новых произведениях вы услышали на уроке?

Весной 1904 года здоровье писателя сильно ухудшилось. Он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. лайд 15) 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался на сорок пятом году жизни.

Он прожил в двадцатом веке всего только четыре года. Но вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества.

Приложение 1.

Литература:

  1. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Очерк. – М.: «Детская литература», 1985.
  2. Сочинения в четырех томах под редакцией Бердникова Г.П. . – т.1 - М.: «Правда», 1984.
  3. Сочинения в четырех томах под редакцией Бердникова Г.П., – т. 2, - М.: «Правда», 1984.
  4. Сочинения в четырех томах под редакцией Бердникова Г.П., – т. 3, - М.: «Правда», 1984.
  5. Избранные сочинения Беленький Г.И., Николаев П.А., Овчаренко А.И., Пузиков А.И., Щербина В.Р.
  6. Иллюстрации: Алимов С.А
  7. Рисунки: Бальжак Н.
Читать еще:


Новые материалы:

ИК-технологии на уроках русского языка в начальной школе. Урок по теме "Приставки" :: Культура русского речевого общения "Язык рекламных текстов – язык литературы?" :: Практические задания для подготовки к написанию сочинения-рассуждения ( часть С1 ЕГЭ) :: Интегрированный урок по развитию речи, музыке и живописи в 9-м классе. Подготовка к сочинению — описанию картины. "В.М. Васнецов — «истинный богатырь русской живописи»" :: Урок русского языка в 3-м классе по программе УМК "Начальная школа XXI век" по теме "Главные члены предложения" :: Приключения Шерлока Холмса ( Holmes and Watson ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Детские столы/Растущие парты / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD