Е.И. Носов - великий писатель и художник : Организация школьной библиотеки

Современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего общества. Культуру ребенка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и, конечно же, книги. "Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека..!". Школьная библиотека - аптека для души, сердце учебного заведения. Она координирует работу учителя и ученика, выполняет все главные функции образовательного процесса. Одна из составляющих образовательной функции - воспитательная. Она предлагает прививать нашим ученикам любовь и уважение к культурно-историческому наследию России, заботиться о духовно-нравственному развитии подрастающего поколения. В условиях нашего ОГОУ добиться положительных результатов можно только сообща: ученик - учитель - библиотекарь - воспитатель. Человек не может считать себя культурным, не зная культурно-исторического наследия своего края. Участники мероприятия получат радость общения с природой, с ее красками, с ее неброской, но милой красотой во все времена года:

Цель: знакомство с биографическими данными и творчеством писателя Е.Н. Носова, обогащение словарного запаса и развития связной речи, воспитания эстетической культуры и художественных способностей, любви к природе, закрепление читательского интереса.

Оформление библиотеки: портрет писателя, карта Курской области, плакаты с высказываниями известных людей.

"Песнь моего друга, как цветок чабреца,
некорыстна с виду, но чист и высок ее тон"
В. Астафьев.

"Друзья! Давайте утверждать заранее:
В любое время и в любом году -
У всей планеты славные куряне
Всегда и всюду будут на виду".
М. Светлов.

Участники:

  • Зав. библиотекой
  • Зав. музеем
  • Воспитатель
  • Учитель
  • Ученики

Ход мероприятия

Звучит музыка "Мой край"

Зав. музеем: На весь мир прославили Курскую землю книги замечательного писателя Е. Носова (1925-2002 г.). Может быть, лучше всех сказал о Носове другой русский писатель В. Астафьев: "Песнь моего друга, как цветок чабреца, не корыстна с виду, но чист и высок ее тон". Е.И. Носов был Мастером воистину во всем - он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи: Он рисовал полные тончащей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам. Не умел он только одного - жалеть себя: Поэтому и ушел от нас так рано: Но оставил Мастер свое наследие - в каждой строке живет его душа, в каждой живописной работе и фотографии - его любимые просторы, холмы, дерева, речки: Они были его настоящими друзьями, помогали ему жить, дарить радость. Также, как теперь всем, кто возьмет в руки вот этот альбом (показ альбома "Краски родной земли"), откроется удивительная радость общения с природой, с ее красками, с ее неброской, но милой красотой во все времена года:

Зав. библиотекой: (Обращение к карте Курской области). Е.И. Носов родился 15 января 1925 года в д. Толмачево под Курском. Война прервала его учебу в школе, с 1943 г. он - на фронте, противотанковый артиллерист. В 1945 г. тяжело ранен под Кенигсбергом, лежал в госпитале - об этом рассказ "Красное вино победы". О войне - повесть "Усвятские шлемоносцы", по которой поставлен кинофильм "Родник", рассказы - "Шопен, соната номер два", "Хутор Белоглин", "Яблочный спас", "Синее перо Ватолина", "Памятная медаль", "Фагот". По его рассказам сняты фильмы "Объездчик" и "Цыганское счастье". За книгу повестей и рассказов "Шумит луговая овсяница.." писатель удостоен Государственной премии РСФСР им. Горького, за рассказы последних лет - международной премии М. Шолохова, премии "Москва-пение", "Умное сердце" /им. Платонова/, премии "Отечество", премии А. Солженицына.

Е.И. Носов был Героем Социалистического Труда, Почетным гражданином г. Курска, действительным членом Академии Российской Словесности; награжден двумя орденами Ленина, двумя - Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени. Очень большая теплота, сердечность в словах о Е.И. Носове его друзей, собратьев по перу. "Евгений Носов - художник в каждое мгновение, художник на всю жизнь, поэтому его колодец неисчерпаем", так сказал М. Обухов. В. Черкасов в одном из своих очерков приводит мысли Е.И. Носова о русских классиках - Толстом, Тургеневе, Гоголе, Чехове, Бунине - ": их творчество - пристанище для наших душ, как дубрава - приют для усталых путников: А дуб не гниет, железная у него сердцевина:"

Воспитатель: А как говорит Мастер о поэзии!... Хорошая поэзия мне всегда представлялась: хорошо прожаренным ржаным сухарем. И пусть вас не пугает это сравнение. В отличие от сырой буханки хлеба из него выпарено все лишнее, оставлено лишь сухое концентрированное вещество. Да, о сухарь иногда ломают зубы и дерут рот. Но какая же это поэзия, которую, как размазню, заглатывают не жуя!? Зато не забыть аромата, когда разжуешь кусочек! И дымом, и домом, и полем, и Русью, и вольной волей повеет от каждой его крошки. И ты изумлен: из чего?... Один из моих друзей заметил, что если бы все небо было сплошь усыпано звездами, то мы не увидели бы самих звезд. Истинный талант редок и будет редкостью вовеки, и потому он имеет значимость всенародной ценности. Лес велик, а вот женьшеня может оказаться всего один корешок. Или вовсе не оказаться. Видимо, и здесь, в лесу, природа позаботилась о том, чтобы избежать пресыщения, не дать каждому лопуху мнить себя корнем жизни.

Ученик: Стихи из архивов Мастера.

Год коня!..
Эх, дайте мне поводья!
Грива - вьюга, снег из-под копыт:
Пронесусь я звездным половодьем
По Руси, которая не спит.
Млеют огоньки среди сугробов,
Колокольный слышен благовест.
Месяц - ковш, налей вина на пробу,
Угости всех путников окрест.
Окропи коней моих на счастье,
Чтоб впотьмах не потеряли путь.
Эх, вы годы!.. Кони белой масти!
Унесите прочь куда-нибудь:
Иль туда, где за чертой далекой
В окно морозное дыша,
Свеча мерцает одиноко,
Как без причастия душа:

Ученик:

В ожидании праздника.
Голубо и весело:
Солнце - целый день!
Над оградой свесилась
Майская сирень.
Струи тонкой пряности
В воздухе текут,
Будто где-то пряники
К празднику пекут:

Ученик: Е.Носов о малой родине.

: Нам, курянам, досталось по наследию Курская земля: Бунин назвал эту местность сдержанным, но все-таки удивительным словом: подстепье:

: Закрываю глаза, и - трепетно обмирает сердце - вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх - вниз, вниз - вверх: Будто дышит, словно это ее глубокие, натруженные вздохи: Тут мы и живем, между этими вздохами. Здесь, в заветрии, промеж холмов, приютились наши тихие ракитовые деревушки, с мычащими телятами на приколе:

Ученик: Е. Носов о малой родине.

Вот пишут: малая родина: Но что это такое? Где ее границы, откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать? По-моему, малая Родина - это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно обнять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле. И где впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

Ученик:

"На тысячу верст кругом Россия - родной край:" - эти тургеневские слова не могут не прийти на память, когда читаешь книги Е. Носова, талантливо наследующего в своем творчестве художественные принципы Тургенева, его глубокую, действенную любовь к природе и человеку. Мастер воспринимал природу не просто зрением и слухом, а и своим щедрым, мудрым сердцем. "Какое празднество красок!.."

: Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем: Всем этим можно только любоваться. Тронул - и все испортил:

Ученик: музыкальная пауза. Песня. Сл. В. Дюкова, муз. В. Добрынина. "Живи родник".

Ученик: Стихи о Мастере.

В. Корнеев. "Не многим, знаю я, дано..!"
Нас в напряженной тишине слова, казалось, били током.
Вы говорили о войне - явленьи страшном и жестоком.
И он вставал так зримо - миг, миг жизни перед амбразурой:
И это были стопки книг, в упор расстрелянных цензурой.
Вы говорили о "вожде", о тех, кричавших: "Малой кровью:"
Вы говорили о нужде -  крестьянской, многодетной, вдовьей.
Вы говорили обо всем, покой собравшихся нарушив, -
О том, что рухнул чернозем, что рушатся, крушатся души.
И откровения глоток тогда взрывался в нас, тревожа,
И правды колкий холодок мурашками бежал по коже.
Не многим, знаю я, дано так говорить, так жить - всем сердцем!
И протрезвляет сладкопевцев  "Победы красное вино"

Ученик:

                        Е.Носову
Чтоб о России рассказать с любовью,
Ее, родную, мало обожать.
А нужно жить ее бездонной болью
И светлой ее радостью дышать
Печаль и гордость русского солдата,
И зоркий взгляд, и ум глубокий зрились
В алмазе первородного таланта
И в сердце, словно в фокусе, светились.

Библиотекарь: Велика скорбь Курской земли по ее славному сыну - писателю Е.И. Носову, ушедшему из жизни 12 июня 2002 г.: Е. Носов был сыном не только Курской земли, но и России. Его знают в Германии, Италии, Канаде и многих других странах. Прочтите "Книгу о Мастере", посвященную писателю, и вы убедитесь, что время не властно над настоящим талантом, что оно только приумножает его достижения:

Умер Е.И. Носов: Потеря невосполнимая: ушел из жизни последний Патриарх русской словесности, без которого немыслима национальная культура. А для нас, курян, потеря эта - из горьких самая горькая. Однажды Евгений Иванович сказал о Л.Н. Толстом, что тот голой пяткой чувствовал всю Россию. В полной мере сказанное относится и к самому Носову. "Протрава", "Домой за матерью", "Храм Афродиты", "Не имей десять рублей", "Красное вино победы", "Шопен, соната номер два", "Усвятские шлемоносцы", "Алюминиевое солнце" - да и все остальное его творчество - сокровенные горести и беды народа, самый оголенный нерв России.

Е. Носов писал не повести и рассказы, он создавая поэмы, был современным Бояном, чья грустная, омытая слезами, но возвышающая песня была слышна во всех пределах, где только обитала славянская душа, ибо все написанное им было Сказанием о Земле Русской.

Учитель: В день прощания с писателем буйствовала природа. Она словно не соглашалась с уходом своего особо доверенного выразителя. Не согласимся и мы, от нас он не ушел, он будет с нами, пока мы сами живы. И пусть навсегда останутся вещие творения Мастера.

"Усилим энергию наших добрых намерений"

А мысли - это семена,
Желания - уже побеги,
Поступки - ветви, где судьба
Нам плод готовит свой отведать:

<:>

Благословляю вас - летите,
За вас молился и молюсь.
Благословляю - берегите
Любовь, детей, Святую Русь!

Читать еще:


Новые материалы:

Путешествие за здоровым питанием в кулинарию России :: Театрализованное мероприятие "Берегите руки, ноги – хулиганы на дороге" :: Воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через профильную организацию летнего отдыха :: Фронтовой друг – товарищ плакат :: Выступления школьной агитбригады, посвященные Дню Победы и экологическим проблемам :: Капитан Марвел ( Captain Marvel ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Skyland / Стеллаж комбинированный Torr Z THC 85.5 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD