Роль библиотеки в школьном краеведении : Организация школьной библиотеки

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Основное назначение школьного краеведения - использование в преподавании краеведческих сведений. Школьное краеведение развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой и содействует осуществлению общего образования. Кроме того, школьное краеведение является важным средством осуществления межпредметных связей.

В нашей школе краеведение проходит красной нитью через преподавание различных предметов, а также ведутся различные спецкурсы на основе краеведческого материала:

Наша школа участвует в апробации нового учебника по курсу "Новосибирсковедение". Кроме того, краеведческий материал используется на уроках истории и во внеклассной работе по предмету. Работа по изучению родного края способствует формированию общих исторических понятий, дает возможность учителю преподавать историю на богатом конкретном материале.

Учитель русского языка и литературы А.В.Андреева использует в своей работе авторскую рабочую тетрадь. В ней широко представлены тексты новосибирских поэтов и прозаиков: А.Иванова, Н.Самохина, Ю.Гусева, Ю.Магалифа, И.Фонякова, Л.Чикина, В.Ярцева. Даны упражнения, содержащие богатый исторический материал о Новосибирске, знакомящие с культурным наследием столицы Сибири. Тетрадь создавалась на основе библиотечного фонда, материал подбирался из тех книг, которые есть в школьной библиотеке. Ведь, для того чтобы выполнить некоторые задания в упражнениях, ребятам необходимо предварительно найти и почитать материал об истории города.

В школе долгие годы существует музей "Первогвардеец", в котором работает лекторская группа учеников 5-7 классов.

Таким образом, у ребят, обучающихся по всем этим программам, постоянно возникает потребность в поисках того или иного краеведческого материала. И основную помощь в этом оказывает школьная библиотека.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Существуют разные пути сбора исторических сведений.

Первый - изучение материалов, опубликованных в печати.

1. С этой целью в библиотеке организована постоянно действующая выставка "Наш край", в которой представлены научные статьи, сборники документов, мемуары, периодика, а также издания научно-популярного характера.

Предварительно была проведена акция по сбору литературы "Подари библиотеке книгу о Новосибирске". Материалы периодической печати собираются в папки.

2. Создание тематических папок.

Наиболее интересные ученические рефераты хранятся в библиотеке для их дальнейшего использования другими учениками при подготовке к урокам.

Для учащихся начальной школы создаются тематические папки с подборкой материала по различным темам: "Экология Новосибирской области", "Птицы и насекомые нашего края", "Стихи о родном городе", "История Великой Отечественной войны в названиях улиц родного города". Младшим школьникам не очень удобно пользоваться энциклопедическим материалом, а в папки подбирается материал, написанный более простым, ненаучным языком.

3. В план работы библиотеки обязательно включены библиоуроки по истории Новосибирской области, по сказкам новосибирского сказочника Ю.Магалифа, творчеству сибирских поэтов.

4. Во время предметных недель в библиотеке проводятся викторины, игры-путешествия по краеведческой тематике.

Второй путь - экскурсии по памятным и интересным местам города: ботанический сад, зоопарк, Север Героев революции, геологический и краеведческий музеи, планетарий и т.д.

Предварительно проводятся библиотечные часы, заочные путешествия, чтобы ребята имели представление, куда они едут, могли подготовить вопросы экскурсоводу.

Организуя краеведческую работу, мы стремимся каждому ученику дать поручение с учетом его интересов и склонностей. У каждого - свое направление в работе. Одни собирают материал по печатным источникам, другие - обрабатывают и систематизируют собранный материал, третьи - оформляют стенды и выставки. Есть группа ребят, которая готовит и проводит лекторские занятия, экскурсии по школьному музею.

Третий путь сбора материала - исследовательская работа.

Участие школьников в научно-исследовательских конференциях - давняя традиция школы. Но особо успешно наши ребята выступают на секции краеведения. Но если в старших классах учитель-предметник обычно готовит для участия в конференции 3-4 ученика, то в начальной школе участвовать хотят почти все. Конечно, одному учителю руководить таким количеством работ не под силу, и к этой работе подключается библиотекарь.

Представляем презентацию одной из работ по краеведению "Путешествие в далекое и близкое", ставшую призером городского фестиваля младших школьников "Мое первое исследование". Вся теоретическая часть исследования была подготовлена только на базе фонда школьной библиотеки. Приложение 1.

Читать еще:


Новые материалы:

Любимый город :: Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития детей дошкольного возраста :: Режиссерская игра по русской народной сказке "Теремок" во второй младшей группе :: Управление формированием профессиональной компетентности воспитателей :: Занятие по экологии в подготовительной (логопедической) группе "Юные спасатели" :: Уедем к чёртовой бабушке ( Andiamo a quel paese ), 2014 :: Шкафы / MOON TRADE / Открытый стеллаж София ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD