Возвращение к истокам языка : Организация школьной библиотеки

Возвращение к истокам языка : Организация школьной библиотеки

Форма мероприятия: библиотечный урок

Название мероприятия: "Возвращение к истокам языка"

Цели мероприятия:

  • расширить кругозор учащихся посредством знакомства со сведениями о русском языке и его развитии в истории за страницами учебника
  • развивать аналитическое мышление, способность анализировать материал
  • воспитывать культуру речи и любовь к родному языку

Адресная направленность: 5-8 класс

Техническое сопровождение: электронная презентация

Дополнительные рекомендации: в завершении мероприятия можно предложить сделать несколько заданий из игры "Русский медвежонок", с последующим разбором. Проходит очень интересно и оживленно.

Ход мероприятия

Добрый день!

Сегодня мы вернемся в прошлое, чтобы узнать о возникновении речи вообще и русского языка в частности, а также об интересных процессах изменения русского языка. Итак, начнем: (слайд 1)

"Она веет, как ветер, охватывая все миры, она выше неба и шире земли. Она - владычица богатств, наделяющая ими всех, кто её чтит. Она делает людей сильными и мудрыми, она порождает споры между ищущими истину. Её называют царицей богов, она - дочь бога Любви и мать Знания:"

Так написано в древнем тексте. Вы, конечно, не догадались, о ком речь? И неудивительно: кто сегодня знает забытую богиню исчезнувшего народа? Настоящее имя этого народа исчезло в потоке тысячелетий. Мы называем его неуклюжим словом "индоевропейцы" и говорим, что этот народ дал начало множеству наций Европы и Азии, в том числе и нам, русским. В богиню Вач, покровительницу Слова и Языка, верили наши очень древние предки. От тех непредставимо далеких времен в древнеиндийском памятнике "Ригведы" осталось только её имя Вач. (слайд 2)

Многие народы верили: язык и речь - чудо, данное богами. Но самое странное - не то, что язык дали нам боги, а то, что его творим мы сами - все время, ежедневно, ежечасно. Причем занимаются этим не какие-то академики и начальники, а все мы, каждый человек. Наш язык не есть что-то застывшее, мертвое. Он, как живой организм, рождается, развивается, совершенствуется, а иногда умирает. Да-да, есть мертвые языки - языки, не существующие в живом употреблении и, как правило, известные лишь по письменным памятникам или в искусственном регламентированном употреблении (напр., латинский язык). Никто из нас уже не заговорит на языке скифов или лютичей, например.

Давайте вместе пройдем по некоторым страничкам жизни нашего родного русского языка, посмотрим, как из бессвязных звуков, произнесенных животным, родился один из величайших языков мира. И начнем мы с самого начала:

Существует много теорий происхождения языка. (слайд 3) Все исследователи сходятся на том, что древние люди в одиночку не могли обороняться от хищников, и добывать пищу, поэтому жили стаями. Живя в обществе, пусть даже примитивном, они должны были общаться. Сначала это были бессвязные звуки, которые постепенно превратились в слова. Какие же слова были первыми? Одни ученые утверждают, что первыми были слова звукоподражательные, например, птичку обозначали "чик-чирик". Эта теория называется " " гав-гав" теория". Другие выдвинули "теорию "ой-ой"", то есть предполагается, что первыми словами были непроизвольные выкрики. Зашел человек в холодную воду, сказал "брр - р!" - и остальные решили обозначать холод словом "брр - р!". Третья теория - "ням-ням" - предполагает, что язык начался с тех первых звуков, которые произносит младенец, еще не умеющий говорить: "уа - уа", "ба - ба - ба", "ма - ма - ма". Но и на Чукотке, и на Мадагаскаре одинаково лают собаки, плачут младенцы и вскрикивают люди, входящие в холодную воду. А языки все разные! Есть еще теория, что первым было слово - орудие, помогающее в охоте и труде: "дай", "брось", "ударь", "зажги": Это было полезно, позволяло договориться, чтобы лучше охотиться, трудиться, обороняться. Но как именно это получилось? Вот загадка!

А, как и когда возникла письменность? (слайд 4)

Письменность - это знаковая система фиксации языка. Она помогает закрепить речь во времени и передавать её на расстояние. Существует теория, что подтолкнули людей к идее создания письменных надписей:медведи! Когда наши древние предки выселили из пещер обитавших там медведей, то увидели на стенах какие-то таинственные знаки - полосы, черточки.: Это были царапины, которые оставили медведи, точившие когти о стены. Царапины навели людей на мысль, что на гладкой стене можно что-нибудь начертить. А от этого уже два шага до первых наскальных рисунков и до первых знаков - слов:

Со времени возникновения речи и начала становления русского языка изменилось очень многое. Язык постоянно находится в движении и изменении, нормы русского языка меняются и по сей день. Язык - сложная "живая" система, живущая по своим законам. Мы привыкли к тому языку, на котором мы говорим, который нам привычен и понятен - современный русский язык. А с чего же все начиналось? (слайд 5)

Общеславянский (или древнеславянский) язык

Это язык славян до II- VII веков, до того, как они разделились на западных (польский, чешский, словацкий и другие языки), восточных (русский, украинский, белорусский) и южных (болгарский, сербский, македонский и другие языки).

Древнерусский язык

Это язык восточных славян VIII - XV веков, когда русский, украинский и белорусский были единым языком (на нем написано, например, "Слово о полку Игореве").

Старославянский (или церковнославянский) язык

Это язык переводов греческих книг на славянские языки, он пришел на Русь с возникновением кириллицы с IX века.

Старорусский язык

Старинный русский язык XVI - XVIII веков.

Современный русский язык

Этот термин может употребляться в значении "язык от Пушкина до наших дней", или "язык от 60-х годов XIX века до наших дней".

Я думаю, что вам всем известно, что именно Александр Сергеевич Пушкин является создателем современного русского литературного языка. (слайд 6) Александр Сергеевич в своем творчестве - прозе и стихах - вырабатывал основные нормы и правила русского литературного языка. Создавая русский литературный язык, Пушкин основал его на всей широте "европейского мышления" (мы знаем в русском языке были и есть до сих пор заимствования из иностранных языков) и на всем богатстве социальных диалектов русского общества (диалект (от греч. dialektos - говор, наречие) - разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью). Поэт творил язык для наиболее полного удовлетворения культурных потребностей русского общества и, несомненно, учитывал и дальнейшее расширение общественной культурности. Вот почему созданный им литературный язык сохранил полноту жизни до сих пор.

А сейчас давайте заглянем в прошлое нашего языка в далекие VI - VIII века.:(слайд 7) В любом языке сохраняются слова и фразы из очень далекого прошлого. Не стал исключением и русский язык. (слайд 8)

"После дождичка в четверг", "как с гуся вода", "сирота казанская" - всем нам знакомы эти фразы, и многие из них мы используем в своей речи. А сейчас давайте узнаем, откуда они произошли, и совпадает ли их истинное значение с тем контекстом, в котором мы привыкли их употреблять?

Поговорка "после дождичка в четверг" возникла, когда славяне еще верили в языческих богов. Перуна - бога громовержца - молили о дожде (четверг считался священным днем Перуна)

Выражение "очертя голову" связано с верой в то, что нечистая сила не может переступить круг. Поэтому при встрече с нечистью надо "очертить голову", обвести себя круговой линией.

Выражение "как пить дать" тоже старое. По обычаям древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде - даже лютому врагу.

"Как с гуся вода" - это часть заклинания. Заболевшего человека обливали "наговорной водой", чтобы все болезни стекли с него "как с гуся вода" (ведь с гуся вода стекает, не смачивая перьев, потому что его перья покрыты специальным жиром, не дающим им намокнуть).

В конце 15 века возникло много устойчивых выражений, связанных с судами. "Стать как вкопанный" - это о страшном наказании за убийство, когда виновного зарывали живьем в землю по плечи.

"В ногах правды нет" - это о методах дознания: подозреваемого били палками по ногам, но добиться признания (правды) не всегда удавалось.

Конечно, не все было так печально, как кажется при перечислении этих фраз. Например, выражение "казанская сирота", то есть человек, который прикидывается несчастным, чтобы разжалобить, напоминает о радостном для Руси событии. В 1552 году была взята Казань - столица татарского царства. Тогда многие татарские князья приняли христианство, переехали в Москву и получили от царя подарки. Их шутливо называли "казанскими сиротами".

Сейчас мы можем сделать выводы о том, что некоторые фразы и выражения мы понимаем и употребляем верно и в нужный момент, а значение некоторых из них узнали только сегодня.

Но кроме выражений, пришедших к нам из прошлого, в русском языке существует множество заимствованных слов и выражений, которые, конечно, многим знакомы. К некоторым мы настолько привыкли, что даже не верится в их иностранное происхождение. Давайте посмотрим на них (слайд 9)

Заимствование было в истории всегда - при Петре I, при Екатерине II, происходит оно и сейчас. Русский язык оставит только то, что ему нужно и отвергнет все остальное. Сейчас вернулись в нашу жизнь такие старые слова, как "гувернер", "гимназия", "губернатор":.Это все естественная и непростая жизнь языка.

Опаснее другое. В последнее время нормами русского языка стали пренебрегать. Нарушение норм мы с вами можем встретить не только в повседневной жизни, но и на радио и телевидении, в различных печатных источниках.

Но хочется надеяться, что ничего не потеряно. Русский язык ежечасно развивается, и осуществляем это развитие мы с вами. От нас зависит, чтобы наш язык - язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого - на века остался великим и могучим! (слайд 10)

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный на крыше.
К. Бальмонт

И вот наше мероприятие подошло к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали что-то новое и интересное для себя, еще больше полюбили родной язык и поняли его ценность.

  • Что было открытием?
  • Чем бы хотелось поделиться со своими друзьями?
Читать еще:


Новые материалы:

Задачи для умственного развития в школе С.А.Рачинского :: Урок математики по теме «Круг и окружность». 5-й класс :: Урок математики и истории в 5-м классе по теме «Восстание Спартака и математические задачи» :: Система рейтинговой оценки знаний учащихся :: Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий :: Слендермен (Slender Man), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Полки/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Полки / Неман / Полка Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD