Литературный салон "Поклонник юности и красоты" : Организация школьной библиотеки

Литературный салон "Поклонник юности и красоты" : Организация школьной библиотеки

Оформление: Книжная выставка, посвященная жизни и творчеству поэта, портреты М.Ю. Лермонтова и его семьи (Приложение 1). Графические изображения, зарисовки к произведениям Лермонтова (Приложение 2). На импровизированной сцене фрагмент кабинета поэта, за столом юноша в роли Лермонтова. Участники и зрители, пришедшие на вечер, занимают места за столиками с зажженными свечами. На сцене двое ведущих.

Звучит вальс А. Хачатуряна к драме «Маскарад». Музыка постепенно стихает.

Ведущий: История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

Ведущий:

И толковала чернь тупая:
"Зачем так звучно он поет".

Ведущий:

На буйном пиршестве задумчив он сидел
Один, покинутый безумными друзьями,
И в даль грядущую, закрытую пред нами,
Духовный взор его смотрел.

Ведущий:

И помню я, исполнены печали,
Средь звона чаш, и криков, и речей,
И песен праздничных, и хохота гостей,
Его слова пророчески звучали.

Ведущий:

Он говорил: «Ликуйте, о друзья!
Что вам судьбы дряхлеющего мира?..
Над вашей головой колеблется секира,
Но, что ж!.. из вас один ее увижу я».

Ведущий: 15 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 28 лет…

Ведущий:

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор

Ведущий:

И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок,

Ведущий:

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет.
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?... издалека.
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

Ведущий:

И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый.
Добыча ревности глухой.
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Ведущий:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным.
Он, с юных лет постигнувший людей?..

Ведущий:

И прежний сняв венок, – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Пронзили тайное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд.
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.

Ведущий:

Замолкли звуки чудных песен.
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Ведущий:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов.
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!

Ведущий:

Вы, жадною толпой стоящие у трона.
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..

Ведущий:

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет? Он не доступен звону злата.
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Ведущий: Стихотворение» явившееся «криком возмущения и совести», принесло его автору горькую, непростую славу. Испытание славой, да еще и столь ранней (поэту не было и двадцати трех лет), – тяжелое испытание. Однако Лермонтов «гордо, стыдливо и благородно» принял как восторг перед его талантом, так и гонения, выпавшие на его долю.

Ведущий: Так кто же он такой – Михаил Лермонтов?

Ведущий: Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Отец поэта, Юрий Петрович, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать Лермонтова, Мария Михайловна – была богатой и знатной дворянкой.

Звучит Бетховен «К Элизе».

Лермонтов: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал? ее я не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

Чтец:

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-Баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою

Чтец:

Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Ведущий: Детство Лермонтова было счастливо и несчастливо одновременно. Он рано потерял мать, а бабушка ненавидела отца и не позволяла ему видеть сына.

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть..
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я.
Так напишет о себе поэт.

Ведущий: Ранняя смерть матери, ссоры между близкими, толки о наследстве – все эти тревожные впечатления детства рано заставили Лермонтова задуматься над мучительными противоречиями в отношениях между людьми.

Ведущий: В автобиографических набросках Лермонтов рассказывает, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать». Шести лет уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство уж волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку.

Чтец:

Моя душа, я помню с детских лет
Чудесного искала
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.

Ведущий: Детство Лермонтова проходило в Тарханах, в усадьбе бабушки Елизаветы Алексеевны, которая души не чаяла в мальчике, окружала его всевозможной заботой. Бабушка неусыпно следила за воспитанием и здоровьем внука, приглашая ему лучших учителей и врачей.

Ведущий: Лермонтов тяжело переносил напряженную обстановку в семье и это не могло не сказаться на состоянии его души. В 1827 году Михаил Лермонтов вместе с бабушкой переезжает в Москву и поступает в Благородный пансион при университете. За годы учебы им было написано более 60 стихотворений и несколько поэм. В 1831 году умер отец Михаила Юрьевича.

Чтец: Стихотворение «В минуту жизни трудную».

Ведущий: Характер будущего поэта слагался трудно, сложно, преодолевая противоречия. Болезненная резкость, замкнутость соседствовали в нем с мягкой мечтательностью; чудесный мир фантазий вмещал удивительные образы.

Чтец: Стихотворение «Нет, я не Байрон»

Лермонтов: Кто мне поверит, что я знал любовь, имея десять лет от роду? Я не знаю, кто была она, откуда, но эта загадка, этот потерянный рай до могилы будет терзать мой ум!..

Чтец:

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Чтец: Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю»

Ведущий: Весной 1832 г. в судьбе Лермонтова наступил решительный перелом: при переходе на следующий курс университета он не сдал экзамен. Произошла история, обычная для творческих натур: студент много знал сверх программы, но не мог ответить на элементарные вопросы. Его не отчислили прямо, но, посоветовали уйти, как было записано в протоколе. По настоянию родни Лермонтов поступил в военную школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Училище, находившееся в Петербурге. В 1834 г. он окончил ее и стал офицером привилегированного лейб-гвардии Гусарского полка.

Ведущий: Именно в эти годы Лермонтов сделал попытку приобрести известность в писательском мире. Осенью 1835 г, он представил, драму «Маскарад» цензуре, но та сочла пьесу безнравственной. Лермонтов пытался переделать, но все было напрасно.

Ведущий: В те же годы Лермонтов пережил еще одно большое разочарование. Вышла замуж Варвара Лопухина, которую он считал своей невестой.

Чтец: Стихотворение «И скучно, и грустно».

Ведущий: Романтический герой поэзии Лермонтова одинок, как «пленный рыцарь в своей темнице», но это могучий дух, гордый и неприклонный. Чем дальше, тем яснее осознавал Лермонтов, что его юношеский романтизм давал слишком простые, ясные ответы на мучающие человека вопросы.

Чтец: Отрывок из поэмы «Мцыри».

Ведущий: В природе Лермонтову стала открываться не только ее красота? тревожили ум, таинственные смыслы, соблазны познания, волнующая близость разгадок.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?,.
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури.
Как будто в бурях есть покой!

Звучит романс.

Ведущий: И не кроется ли в этом мятежном парусе еще одна разгадка его тайны – разгадка его мятущейся души.

Ведущий: Любовью к Родине пронизано все творчество Михаила Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна. Он не может все принять в своем отечестве. Любовь к Родине у Лермонтова – искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство.

Чтец: Стихотворение «Люблю отчизну я, но странною любовью»

Ведущий: Эту свою отчизну и повидал Лермонтов, когда в 1855 и 1836 гг. пересек страну от приневских равнин до южных степей. Побывал он и в родных ему Тарханах, вгляделся в народную правду... Не здесь ли, «в полях земли родной», искал он убеждения и веры.

Чтец:

Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна с ней с первой зимой,
Как с первыми людьми ее народы!
Туман здесь одевает неба своды.
И степь раскинулась лиловой пеленой.
И как она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы.

Ведущий: 1840 год. Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Верный дорогой привычке, он приехал провести последний вечер к Карамзиным, сказать грустное прости собравшимся друзьям. Софья Карамзина очень просила Лермонтова прочесть ее любимое стихотворение. Лермонтов оглянул всех беглым взглядом, потом точно задумался и медленно начал:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей – клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Ведущий: Когда он кончил, слезы потекли по его щекам, а друзья, очарованные этим, едва ли не самым поэтическим его произведением и редкой музыкальностью созвучий, стали горячо его хвалить.

Ведущий: «Это по-пушкински», – сказал кто-то из присутствующих.

«Нет, брат, далеко мне до Александра Сергеевича, – сказал он, грустно улыбнувшись, – да и времени работать мало остается: убьют меня, Владимир!»

Ведущий: В апреле 1840 года Лермонтов был сослан в действующую армию на Кавказ, где его ждала роковая встреча с майором Мартыновым, За три года до этого он был сослан сюда за стихи на смерть Пушкина. Он писал о судьбе любимого им поэта – строки стихов вырисовывали и его судьбу. Он грозил возмездием палачам – палачи слали его под пули. Странными, неведомыми путями сплетались судьбы поэтов и их убийц.

Звучит прелюдия Шопена. На фоне приглушенной музыки чтецы читают стихи.

Чтец:

Не смейся над моей пророческой тоской;
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет?
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
И я паду…

Чтец:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Ведущий: Он лежал не в долине Дагестана, а у подножия Машука. Полдневный жар отпылал. Над Кавказом грохотала гроза.

Ведущий: Предчувствие Лермонтова сбылось: в Петербург он больше не вернулся.

Чтец:

И ты высокого призванья
Свершить для света не успел –
И, вызвав жадное вниманье,
Нам сладких песен не допел.

Чтец:

Недавний гость в пустыне мира,
Не долго ты средь нас гостил;
Ты чаши жизненного пира
До половины не допил.

Чтец:

И там, где жизнь полна созвучий
Для вдохновений молодых,
Ты вдруг угас звездой падучей
На рубеже небес родных небес…

Вальс А. Хачатуряна звучит в полную силу.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературы в русле новых технологий "Правда о жизни" по повести В.И. Белова "Привычное дело" :: Литературная гостиная "Поэты Пинежья" :: Проблема социализации личности слабовидящих школьников в средних и старших классах посредствам преподавания литературы :: Преподавание литературы. Внеклассная работа :: Классный час по теме: "Что означают наши имена" :: Сказ о Петре и Февронии, 2017 :: Садовая и дачная мебель/Надувная мебель / MnogoMeb / Игровой центр-батут 48264 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD