"Выбор книг в библиотеке. Использование каталогов при поиске литературы" – тема для изучения в кружке информационной грамотности : Организация школьной библиотеки

"Выбор книг в библиотеке. Использование каталогов при поиске литературы" – тема для изучения в кружке информационной грамотности : Организация школьной библиотеки

Цель:

  1. Познакомить учащихся с каталогами библиотеки.
  2. Использование каталогов при выборе литературы.

Задачи:

  1. Обучить учащихся самостоятельному поиску литературы по каталогам.

Оформление и оборудование:

  1. Плакат с названием “Как пользоваться систематическим каталогом” (заполняется впоследствии изучения самими учащимися).
  2. Увеличенная каталожная карточка.
  3. Мультимедийный проектор.

Библиотекарь:

Ребята, вы уже не первый год являетесь читателями нашей библиотеки. До сих пор я помогала вам найти нужную книгу или подобрать книги по заданной теме. Но читателей библиотеки много, книг живущих в ней еще больше. В нашей библиотеке их 13 тысяч экземпляров и я библиотекарь одна не в силах быстро удовлетворить запросы всех читателей. Вы уже перешли в среднее звено школы, запросы ваши увеличились. И вот настало время научить вас самим находить необходимую информацию в этом большом книжном мире. Сейчас мы с вами проведем небольшую поисковую работу.

Происходит деление на 4 группы по 5 человек.

Каждая группа получает:

Задание № 1 (Приложение № 1. Карточки-задания).

Заведомо в каждой карточке указана 1 книга, которой нет в библиотеке.

В процессе работы задаются вопросы:

  1. По какому принципу вы искали книги?
  2. Все ли книги нашли?
  3. На одной ли полке находились книги авторов однофамильцев?
  4. Как вы искали книги, где не были известны фамилии авторов?
  5. Где вы нашли книги для 4 задания, что вам в этом помогало?

Библиотекарь:

Ребята, всех книг человек не в состоянии прочесть, если даже очень хочется. Читать нужно интересные и нужные книги. С каждым годом у вас появляются новые предметы в школьной программе. Но вы можете узнать еще очень многое, чего нет в учебниках. Как же быстро найти нужную вам информацию?

Посмотрите, что за ящик стоит у нас в библиотеке на видном месте?

(Дети подходят к каталожному ящику).

Как вы думаете, что там находится (дети читают названия “Алфавитный каталог”, “Систематический каталог”… и т.д.).

Задание № 2

Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними и сделайте вывод:

  1. Что же такое каталог?
  2. Чем отличается алфавитный каталог от систематического?
  3. Какую закономерность вы увидели в алфавитном каталоге?
  4. Что общего между этими каталогами?
  5. Как еще можно сгруппировать произведения печати?
  6. Что кроме описания книги вы увидели на каталожных карточках?
  7. Что обозначают цифры в верхнем левом углу карточки?
  8. Что означает знак ниже (буква и цифры)?
  9. Для чего нужен этот шифр?
  10. Найдите определение слова “каталог” в словаре и сравните со своим выводом.
  11. Обратите внимание на увеличенную форму каталожной карточки, заполните, что обозначают значения, указанные стрелочками.

Задание № 3

По тем же карточкам-заданиям, по которым вы уже работали, найдите данные книги в каталогах и перенесите шифр книги и авторский знак на свою карточку-задание.

  1. В каком каталоге вы искали каталожную карточку на каждую книгу?
  2. На все ли книги вы нашли карточки в каталогах?
  3. Что означает отсутствие карточки в каталоге?

Задание № 4

(Приложение 2. Карточка-задание № 2)

  1. С чего вы начали поиск литературы?
  2. Как помогли вам в поиске каталоги?
  3. К какому каталогу вы обращались?
  4. Что нужно сделать, чтобы быстрее вести поиск по систематическому каталогу?

Заполнение плаката: “Как пользоваться систематическим каталогом” (заносят данные основных разделов систематического каталога)

Для закрепления знаний полученных по данной теме, записываем в словарик библиотечных терминов те, что узнали сегодня.

Дети называют новые термины, услышанные при изучении темы, они параллельно проецируются на экран и дети записывают их в свой индивидуальный словарик:

  1. Библиотечный каталог – это перечень книг, составленный по определенной схеме.
  2. Шифр книг – условное обозначение места книг на полке (адрес книги).

Шифр книги состоит из индекса и авторского знака.

Выводы:

Каталоги ускоряют поиск литературы:

Алфавитный каталог?

Помогает вести адресный поиск. Если мы знаем автора и название книги алфавитный каталог поможет нам её найти. Поэтому важно запоминать автора и название книги.

Систематический каталог?

Помогает вести тематический поиск т.е. если необходима литература по определенной теме, нужно обращаться к систематическому каталогу.

На каждую книгу в библиотеке ведется столько каталожных карточек, сколько имеется каталогов в данной библиотеке. Т.е. если их два, как в нашей библиотеке, то и карточек заводится две.

Творческое задание: Что нужно знать, собираясь поехать в Испанию?

1. Изготовьте буклет-памятку (Приложение 4)

2. Составьте схему-кластер для уточнения запроса (Приложение 5)

3. Отберите источники, где будете искать информацию. Определитесь, какая информация вам нужна. Отсортируйте найденные источники. Выберите информацию нужную для выполнения вашего задания.

(Т.к. мы готовим буклет, нам не нужна подробная информация об Испании. Информацию нужно очень сильно сжать. Для того чтобы буклет был привлекательным важно украсить его картинками, фотографиями с видами Испании. Обязательно укажите адреса где можно узнать подробную информацию).

4. Переработайте информацию и оформите буклет.

5. Проведите презентацию (Приложение 6) своей работы при этом не забудьте ответить на вопросы:

  1. Достигли ли вы своей цели?
  2. Что нового узнали, работая над заданием?
  3. Какими критериями пользовались при отборе информации?
  4. Какие источники вы не использовали и почему?
  5. Какие трудности вызвала работа?
  6. Что было самым сложным при выполнении работы?
  7. Хотелось бы поработать над аналогичным проектом?

 Список использованных информационных источников.

  1. Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог //Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практ. Пособие для руководителей детского чтения.- 3-еизд. –М., 1989. –С.60-63.
  2. Громова О.К. Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке. Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.
  3. Как найти нужную книгу //Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М., 1982. – С.40-55.
  4. Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: Библиотечный урок для 6 класса /Н.Рудакова // Школьная библиотека.- 2000.- № 4. – С.31-33.
  5. Справочно-библиографический аппарат //Библиотека и юный читатель: Практ. Пособие.- М., 1987. – С.175-180.
  6. www.1september.ru Фестиваль педагогических идей. Организация школьной библиотеки.// Восточно-Казахстанская областная детско-юношеская библиотека. Отдел формирования фондов. Библиотечный урок “Выбор книг в библиотеке. Использование каталогов и картотек при поиске литературы”. – Усть-Каменогорск, 2003.

Приложение 3

Читать еще:


Новые материалы:

Премьера журнала "Мурзилка". Библиотечное занятие :: Рабочая тетрадь для учащихся 8-го класса "Человек и природа в лирике кузбасских поэтов" :: Концепт "совесть" в русских пословицах и поговорках :: Урок литературы в 8-м классе по теме: "Уездный город и его обитатели в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Заседание актерской труппы" :: Урок химии в 10-м классе: "Химические свойства алкенов и алкинов" :: Форма воды ( The Shape of Water ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Полки и Стеллажи/Стеллажи/Стеллажи деревянные / Advesta / Стеллаж комбинированный Formula ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD