"Выбор книг в библиотеке. Использование каталогов при поиске литературы" – тема для изучения в кружке информационной грамотности : Организация школьной библиотеки

Цель:

  1. Познакомить учащихся с каталогами библиотеки.
  2. Использование каталогов при выборе литературы.

Задачи:

  1. Обучить учащихся самостоятельному поиску литературы по каталогам.

Оформление и оборудование:

  1. Плакат с названием “Как пользоваться систематическим каталогом” (заполняется впоследствии изучения самими учащимися).
  2. Увеличенная каталожная карточка.
  3. Мультимедийный проектор.

Библиотекарь:

Ребята, вы уже не первый год являетесь читателями нашей библиотеки. До сих пор я помогала вам найти нужную книгу или подобрать книги по заданной теме. Но читателей библиотеки много, книг живущих в ней еще больше. В нашей библиотеке их 13 тысяч экземпляров и я библиотекарь одна не в силах быстро удовлетворить запросы всех читателей. Вы уже перешли в среднее звено школы, запросы ваши увеличились. И вот настало время научить вас самим находить необходимую информацию в этом большом книжном мире. Сейчас мы с вами проведем небольшую поисковую работу.

Происходит деление на 4 группы по 5 человек.

Каждая группа получает:

Задание № 1 (Приложение № 1. Карточки-задания).

Заведомо в каждой карточке указана 1 книга, которой нет в библиотеке.

В процессе работы задаются вопросы:

  1. По какому принципу вы искали книги?
  2. Все ли книги нашли?
  3. На одной ли полке находились книги авторов однофамильцев?
  4. Как вы искали книги, где не были известны фамилии авторов?
  5. Где вы нашли книги для 4 задания, что вам в этом помогало?

Библиотекарь:

Ребята, всех книг человек не в состоянии прочесть, если даже очень хочется. Читать нужно интересные и нужные книги. С каждым годом у вас появляются новые предметы в школьной программе. Но вы можете узнать еще очень многое, чего нет в учебниках. Как же быстро найти нужную вам информацию?

Посмотрите, что за ящик стоит у нас в библиотеке на видном месте?

(Дети подходят к каталожному ящику).

Как вы думаете, что там находится (дети читают названия “Алфавитный каталог”, “Систематический каталог”… и т.д.).

Задание № 2

Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними и сделайте вывод:

  1. Что же такое каталог?
  2. Чем отличается алфавитный каталог от систематического?
  3. Какую закономерность вы увидели в алфавитном каталоге?
  4. Что общего между этими каталогами?
  5. Как еще можно сгруппировать произведения печати?
  6. Что кроме описания книги вы увидели на каталожных карточках?
  7. Что обозначают цифры в верхнем левом углу карточки?
  8. Что означает знак ниже (буква и цифры)?
  9. Для чего нужен этот шифр?
  10. Найдите определение слова “каталог” в словаре и сравните со своим выводом.
  11. Обратите внимание на увеличенную форму каталожной карточки, заполните, что обозначают значения, указанные стрелочками.

Задание № 3

По тем же карточкам-заданиям, по которым вы уже работали, найдите данные книги в каталогах и перенесите шифр книги и авторский знак на свою карточку-задание.

  1. В каком каталоге вы искали каталожную карточку на каждую книгу?
  2. На все ли книги вы нашли карточки в каталогах?
  3. Что означает отсутствие карточки в каталоге?

Задание № 4

(Приложение 2. Карточка-задание № 2)

  1. С чего вы начали поиск литературы?
  2. Как помогли вам в поиске каталоги?
  3. К какому каталогу вы обращались?
  4. Что нужно сделать, чтобы быстрее вести поиск по систематическому каталогу?

Заполнение плаката: “Как пользоваться систематическим каталогом” (заносят данные основных разделов систематического каталога)

Для закрепления знаний полученных по данной теме, записываем в словарик библиотечных терминов те, что узнали сегодня.

Дети называют новые термины, услышанные при изучении темы, они параллельно проецируются на экран и дети записывают их в свой индивидуальный словарик:

  1. Библиотечный каталог – это перечень книг, составленный по определенной схеме.
  2. Шифр книг – условное обозначение места книг на полке (адрес книги).

Шифр книги состоит из индекса и авторского знака.

Выводы:

Каталоги ускоряют поиск литературы:

Алфавитный каталог?

Помогает вести адресный поиск. Если мы знаем автора и название книги алфавитный каталог поможет нам её найти. Поэтому важно запоминать автора и название книги.

Систематический каталог?

Помогает вести тематический поиск т.е. если необходима литература по определенной теме, нужно обращаться к систематическому каталогу.

На каждую книгу в библиотеке ведется столько каталожных карточек, сколько имеется каталогов в данной библиотеке. Т.е. если их два, как в нашей библиотеке, то и карточек заводится две.

Творческое задание: Что нужно знать, собираясь поехать в Испанию?

1. Изготовьте буклет-памятку (Приложение 4)

2. Составьте схему-кластер для уточнения запроса (Приложение 5)

3. Отберите источники, где будете искать информацию. Определитесь, какая информация вам нужна. Отсортируйте найденные источники. Выберите информацию нужную для выполнения вашего задания.

(Т.к. мы готовим буклет, нам не нужна подробная информация об Испании. Информацию нужно очень сильно сжать. Для того чтобы буклет был привлекательным важно украсить его картинками, фотографиями с видами Испании. Обязательно укажите адреса где можно узнать подробную информацию).

4. Переработайте информацию и оформите буклет.

5. Проведите презентацию (Приложение 6) своей работы при этом не забудьте ответить на вопросы:

  1. Достигли ли вы своей цели?
  2. Что нового узнали, работая над заданием?
  3. Какими критериями пользовались при отборе информации?
  4. Какие источники вы не использовали и почему?
  5. Какие трудности вызвала работа?
  6. Что было самым сложным при выполнении работы?
  7. Хотелось бы поработать над аналогичным проектом?

 Список использованных информационных источников.

  1. Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог //Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практ. Пособие для руководителей детского чтения.- 3-еизд. –М., 1989. –С.60-63.
  2. Громова О.К. Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке. Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.
  3. Как найти нужную книгу //Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М., 1982. – С.40-55.
  4. Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: Библиотечный урок для 6 класса /Н.Рудакова // Школьная библиотека.- 2000.- № 4. – С.31-33.
  5. Справочно-библиографический аппарат //Библиотека и юный читатель: Практ. Пособие.- М., 1987. – С.175-180.
  6. www.1september.ru Фестиваль педагогических идей. Организация школьной библиотеки.// Восточно-Казахстанская областная детско-юношеская библиотека. Отдел формирования фондов. Библиотечный урок “Выбор книг в библиотеке. Использование каталогов и картотек при поиске литературы”. – Усть-Каменогорск, 2003.

Приложение 3

Читать еще:


Новые материалы:

Факультативное занятие во 2-м классе "Литература Урала" по теме "Сказочное путешествие по страницам уральских сказок" :: Урок русского языка в 4-м классе по теме "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора" :: Урок математики во 2-м классе (1–4) по теме "Сложение и вычитание трехзначных чисел" :: Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Петушок и бобовое зёрнышко" :: Урок математики в 4-м классе "Путешествие по выставочным залам" :: Слендермен (Slender Man), 2018 :: Мебель/Мебель для дома/Системы хранения/Полки / Life in Trend / Полка Kristal ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD