"Выбор книг в библиотеке. Использование каталогов при поиске литературы" – тема для изучения в кружке информационной грамотности : Организация школьной библиотеки

Цель:

  1. Познакомить учащихся с каталогами библиотеки.
  2. Использование каталогов при выборе литературы.

Задачи:

  1. Обучить учащихся самостоятельному поиску литературы по каталогам.

Оформление и оборудование:

  1. Плакат с названием “Как пользоваться систематическим каталогом” (заполняется впоследствии изучения самими учащимися).
  2. Увеличенная каталожная карточка.
  3. Мультимедийный проектор.

Библиотекарь:

Ребята, вы уже не первый год являетесь читателями нашей библиотеки. До сих пор я помогала вам найти нужную книгу или подобрать книги по заданной теме. Но читателей библиотеки много, книг живущих в ней еще больше. В нашей библиотеке их 13 тысяч экземпляров и я библиотекарь одна не в силах быстро удовлетворить запросы всех читателей. Вы уже перешли в среднее звено школы, запросы ваши увеличились. И вот настало время научить вас самим находить необходимую информацию в этом большом книжном мире. Сейчас мы с вами проведем небольшую поисковую работу.

Происходит деление на 4 группы по 5 человек.

Каждая группа получает:

Задание № 1 (Приложение № 1. Карточки-задания).

Заведомо в каждой карточке указана 1 книга, которой нет в библиотеке.

В процессе работы задаются вопросы:

  1. По какому принципу вы искали книги?
  2. Все ли книги нашли?
  3. На одной ли полке находились книги авторов однофамильцев?
  4. Как вы искали книги, где не были известны фамилии авторов?
  5. Где вы нашли книги для 4 задания, что вам в этом помогало?

Библиотекарь:

Ребята, всех книг человек не в состоянии прочесть, если даже очень хочется. Читать нужно интересные и нужные книги. С каждым годом у вас появляются новые предметы в школьной программе. Но вы можете узнать еще очень многое, чего нет в учебниках. Как же быстро найти нужную вам информацию?

Посмотрите, что за ящик стоит у нас в библиотеке на видном месте?

(Дети подходят к каталожному ящику).

Как вы думаете, что там находится (дети читают названия “Алфавитный каталог”, “Систематический каталог”… и т.д.).

Задание № 2

Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними и сделайте вывод:

  1. Что же такое каталог?
  2. Чем отличается алфавитный каталог от систематического?
  3. Какую закономерность вы увидели в алфавитном каталоге?
  4. Что общего между этими каталогами?
  5. Как еще можно сгруппировать произведения печати?
  6. Что кроме описания книги вы увидели на каталожных карточках?
  7. Что обозначают цифры в верхнем левом углу карточки?
  8. Что означает знак ниже (буква и цифры)?
  9. Для чего нужен этот шифр?
  10. Найдите определение слова “каталог” в словаре и сравните со своим выводом.
  11. Обратите внимание на увеличенную форму каталожной карточки, заполните, что обозначают значения, указанные стрелочками.

Задание № 3

По тем же карточкам-заданиям, по которым вы уже работали, найдите данные книги в каталогах и перенесите шифр книги и авторский знак на свою карточку-задание.

  1. В каком каталоге вы искали каталожную карточку на каждую книгу?
  2. На все ли книги вы нашли карточки в каталогах?
  3. Что означает отсутствие карточки в каталоге?

Задание № 4

(Приложение 2. Карточка-задание № 2)

  1. С чего вы начали поиск литературы?
  2. Как помогли вам в поиске каталоги?
  3. К какому каталогу вы обращались?
  4. Что нужно сделать, чтобы быстрее вести поиск по систематическому каталогу?

Заполнение плаката: “Как пользоваться систематическим каталогом” (заносят данные основных разделов систематического каталога)

Для закрепления знаний полученных по данной теме, записываем в словарик библиотечных терминов те, что узнали сегодня.

Дети называют новые термины, услышанные при изучении темы, они параллельно проецируются на экран и дети записывают их в свой индивидуальный словарик:

  1. Библиотечный каталог – это перечень книг, составленный по определенной схеме.
  2. Шифр книг – условное обозначение места книг на полке (адрес книги).

Шифр книги состоит из индекса и авторского знака.

Выводы:

Каталоги ускоряют поиск литературы:

Алфавитный каталог?

Помогает вести адресный поиск. Если мы знаем автора и название книги алфавитный каталог поможет нам её найти. Поэтому важно запоминать автора и название книги.

Систематический каталог?

Помогает вести тематический поиск т.е. если необходима литература по определенной теме, нужно обращаться к систематическому каталогу.

На каждую книгу в библиотеке ведется столько каталожных карточек, сколько имеется каталогов в данной библиотеке. Т.е. если их два, как в нашей библиотеке, то и карточек заводится две.

Творческое задание: Что нужно знать, собираясь поехать в Испанию?

1. Изготовьте буклет-памятку (Приложение 4)

2. Составьте схему-кластер для уточнения запроса (Приложение 5)

3. Отберите источники, где будете искать информацию. Определитесь, какая информация вам нужна. Отсортируйте найденные источники. Выберите информацию нужную для выполнения вашего задания.

(Т.к. мы готовим буклет, нам не нужна подробная информация об Испании. Информацию нужно очень сильно сжать. Для того чтобы буклет был привлекательным важно украсить его картинками, фотографиями с видами Испании. Обязательно укажите адреса где можно узнать подробную информацию).

4. Переработайте информацию и оформите буклет.

5. Проведите презентацию (Приложение 6) своей работы при этом не забудьте ответить на вопросы:

  1. Достигли ли вы своей цели?
  2. Что нового узнали, работая над заданием?
  3. Какими критериями пользовались при отборе информации?
  4. Какие источники вы не использовали и почему?
  5. Какие трудности вызвала работа?
  6. Что было самым сложным при выполнении работы?
  7. Хотелось бы поработать над аналогичным проектом?

 Список использованных информационных источников.

  1. Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог //Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практ. Пособие для руководителей детского чтения.- 3-еизд. –М., 1989. –С.60-63.
  2. Громова О.К. Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке. Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.
  3. Как найти нужную книгу //Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М., 1982. – С.40-55.
  4. Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: Библиотечный урок для 6 класса /Н.Рудакова // Школьная библиотека.- 2000.- № 4. – С.31-33.
  5. Справочно-библиографический аппарат //Библиотека и юный читатель: Практ. Пособие.- М., 1987. – С.175-180.
  6. www.1september.ru Фестиваль педагогических идей. Организация школьной библиотеки.// Восточно-Казахстанская областная детско-юношеская библиотека. Отдел формирования фондов. Библиотечный урок “Выбор книг в библиотеке. Использование каталогов и картотек при поиске литературы”. – Усть-Каменогорск, 2003.

Приложение 3

Читать еще:


Новые материалы:

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра "Амурский пейзаж. Зима" :: Конспект урока по русскому языку на тему "Виды односоставных предложений" :: Знаки препинания в сложносочиненном предложении :: Лексика :: Урок русского языка в 5-м классе. Фонетика. Фонетический разбор слова. Обобщение и систематизация знаний :: Безумные соседи ( À bras ouverts ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Комоды и тумбы / Ангстрем / Тумба Анри 112.01 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачать хороший пресс

Пресс кубиками: инструкция Накачанный пресс строится на трех элементах: генетических особенностях строения мышц (от расположения кубиков пресса до специфики...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как после похудения вернуть грудь

Красота груди после родов: как вернуть форму и упругость без пластики75% мамочек, которые родили и выкормили деток грудью, говорят, что их бюст изменился после...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD