Основы библиотечно-информационной культуры. Рабочая программа. (10–11-й классы) : Организация школьной библиотеки

Основы библиотечно-информационной культуры. Рабочая программа. (10–11-й классы) : Организация школьной библиотеки

Пояснительная записка

Библиотечно-информационная культура (БИК) – это составная часть общечеловеческой культуры современного общества. В ХХI веке именно от уровня информационной культуры во многом зависит успех во всех сферах деятельности человека. Главным ресурсом общества является человек со своими знаниями, который должен уметь пользоваться всеми информационными ресурсами общества. Будущее Казахстана в наших детях и одним из важных моментов воспитания будущего поколения, является формирование культуры чтения и информационной культуры.

БИК – это воспитываемая с детства потребность в информации; умение находить информацию, необходимую для успешной карьеры и повседневной жизни. Это и способность практически оценивать информацию с позиций ее актуальности, надежности и полноты, умение эффективно использовать информационную способность создавать качественный, востребованный информационный продукт.

Информационная культура в школе – это умение привлечь внимание к книге, умение работать с различными видами текстов, и разнообразными источниками информации. Цель работы школьной библиотеки в новых условиях – научить школьников самостоятельно получать знания, научить их работать с различными источниками информации, развить поисковую, научно-исследовательскую деятельность.

Настоящая программа “Основы библиотечно-информационной культуры” рассчитана на 34 учебных часа (10 класс) и 34 часа (11 класс) и составлена на основе интегративного, деятельностно-ориентированного учебного курса, построенного по блочно-модульному принципу. Начало и завершение курса сопровождается тестированием. Итоговый контроль – проведение зачета.

Программа включает в себя 5 модулей, которые состоят из культурологического и информационного блока.

Основная цель этого курса – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, характеризующих культуру чтения в деятельности общеобразовательных школ, трактуются как общеучебные знания и умения. Они широко используются в учебном процессе и обеспечивают организацию учебной деятельности в целом. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников.

Компонентный состав библиотечно-информационной подготовки личности:

  • умение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы;
  • знание информационных ресурсов;
  • знания возможностей библиотеки и умения их использовать;
  • умение вести информационный поиск;
  • знания и умения по обработке информации;
  • умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.
  • умение пользоваться современными ИКТ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Учащиеся должны знать:

- определения и понятия, относящихся к теме “Информация” (например, такие как дескриптор, тезаурус, поисковый признак, поисковый массив и др.);

- первоначальные сведения о библиотечном деле, системе библиотек, элементы основ библиотековедения, необходимых для поиска нужной информации: библиотечных каталогов, справочных изданий (в том числе и на компакт-дисках);

- технологию подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и творческой работы (рефератов, докладов, эссе, обзоров);

- возможности использования информационных технологий; знание структуры построения информационно-поисковых систем, методы поиска информации по различным источникам;

- особенности, структуру и назначение основных типов изданий на бумажных и электронных носителях;

- историю и систему библиотек в стране и регионе, правила работы в них;

- методы поиска информации по различным источникам

- основные правила библиографического описания документов.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться различными справочными изданиями,

- работать с электронными и карточными каталогами;

- составлять конспект и библиографическое описание источника.

- работать с различными носителями информации (книга, журнал, электронные диски, различные базы данных);

- вести поиск в сетевом режиме (ИНТЕРНЕТ);

- ставить нужные вопросы, создавать массивы вопросов к сообщениям, обмен такими сообщениями и версиями ответов.

Смысловая конструкция модулей курса
“Основы библиотечно-информационной культуры”

Информационная культура

Современные концепции культуры. Подходы к определению понятия “информационная культура”. Информация и информационные ресурсы. Информационная культура личности и информационная культура общества. Библиотека как составная часть культуры, средство трансляции культуры, коммуникации, инструмент в приобретении знаний.

Информатизация культуры

Понятие. Информатизация культуры как средство сохранения, трансляции и воспроизводства культуры. Электронные коммуникации. Автоматизация библиотек и ее назначение (технический и культурологический аспекты). Информационная среда библиотеки. Традиционные и нетрадиционные способы работы в информационной среде библиотеки.

Книжная культура

Книга - феномен культуры. Функции трансляции, сохранения традиции, коммуникации. Книга как линейный текст. Виды книжных изданий. Гипертекст - новая форма письменной коммуникации. Виды и формы нелинейных книжных текстов: энциклопедии, справочники. Библиография как средство организации нелинейного книжного пространства.

Библиографическая культура

Понятие “библиография”. Мировоззренческая роль библиографии. Понятие “библиографический метод”. Государственная библиография. Библиографические компоненты в информационной среде библиотеки.

Учебно-исследовательская культура

Назначение. Виды. Структура. Способы работы с информацией. Цитирование как воспроизводство идей. Элементы библиографии в исследовательских работах. Оформление работ.

Конструкции учебного материала в выделенных модулях

Цели модуля “Информационная культура”

1. Формирование представления об информационной культуре как неотъемлемой части общей культуры человека.

2. Построение тезауруса по понятиям: “культура”, “информация”, “знание”, “информационная культура личности”, “информационная культура общества”, “информационная среда”.

3. Ознакомление с концепцией нового подхода к культуре как информационному процессу.

4. Определение места библиотеки, музея, архива в системе культуры, их функций и связей между этими функциями.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Культурологический блок

1. Лекция. Исходные понятия курса “Основы библиотечно-информационной культуры”. Библиотека как составная часть культуры. Тест-1. “Самооценка уровня читательской культуры”.

Информационный блок

Информационные ресурсы современных библиотек на примере библиотеки ПГПИ. Экскурсия в библиотеку ПГПИ.

Цели модуля “Информатизация культуры”

1. Формирование гуманитарных представлений о понятии “информатизация”.

2. Анализ современных трактовок понятия.

3. Описание информационной среды библиотеки ПГПИ: понятие, компоненты.

4. Передача технических приемов и способов поисковой работы: демонстрация методов работы с традиционными и электронным каталогом.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 2. Информационная культура и новые информационные технологии

Культурологический блок

1. Понятие информатизации культуры. Информатизация общества: сущность, направления, этапы. Перспективы перехода к информационному обществу. Признаки информационного общества. Требования к информационной культуре личности в условиях информационного общества.

ИКТ в образовании.

Информационный блок

1. Лекция. Технические приемы и способы поисковой работы: демонстрация в процессе лекции методов работы с традиционными и электронными каталогами.

2. Лекция. Интернет технологии и глобальные компьютерные сети.

3. Практическая работа. Поиск литературы в электронном каталоге.

4. Практическая работа. Мультимедиа-ресурсы. Электронные энциклопедии.

Цели модуля “Книжная культура”

  1. Формирование представлений о книге как о синониме культуры.
  2. Выработка знаний об основных функциях книги в системе культуры.
  3. Изучение справочно-поисковых компонентов книги.
  4. Сравнение разных видов изданий (научных, научно-популярных, справочных, учебных).
  5. Характеристика гипертекста как новой формы письменной коммуникации.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 3. Книжная культура в системе общей информационной культуры.

Культурологический блок

1. Лекция. Формирование представлений об основных функциях книги в системе культуры. Книга и библиотека в истории человечества и современном мире.

2. Лекция. Основные этапы истории книги. Эволюция формы книги. Современный облик книги на бумажном носителе.

3. Приемы техники чтения.

4. Практическая работа. Техника чтения литературы.

5. Лекция. Изучение справочно-поисковых компонентов книги.

6. Лекция. Структура современной книги: типы и виды печатных изданий (научные, научно-популярные, справочные, учебные).

7. Практическая работа Изучение разновидностей справочных изданий (поиск).

8. Лекция. Электронные источники информации. Электронный каталог. Демонстрация и применение электронных источников информации.

Информационный блок

  1. Лекция. Гипертекст - новая форма письменной коммуникации.
  2. Лекция. Адресный поиск и алгоритм его выполнения.
  3. Практическая работа. Овладение адресным алгоритмом поиска.
  4. Лекция. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.
  5. Практическая работа. Овладение фактографическим алгоритмом поиска.
  6. Лекция. Тематический поиск и алгоритм его выполнения.
  7. Практическая работа. Овладение тематическим алгоритмом поиска.

Цели модуля “Библиографическая культура”

  1. Формирование представлений о библиографической картине мира как одной из форм познания и мировоззрения.
  2. Выяснение этимологического значения понятия “библиография”.
  3. Анализ библиографических компоне?тов книжных изданий. Правила библиографического описания.
  4. Краткий обзор системы библиографических указателей.
  5. Ознакомление с библиографическим методом и его применением в непрофессиональной библиографической деятельности.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 4. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

Культурологический блок

1. Лекция. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки.

2. Лекция. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

3. Лекция. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных документов.

4. Практическая работа. Определение источника издания и вида каталога на основе предложенных списков, включающих разные издания.

5. Лекция. Анализ библиографических компонентов книжных изданий.

6. Лекция. Методика составления библиографического обзора.

7. Практическая работа. Закрепление библиографического метода: поиск, отбор, группировка материала и оформление его в виде списка (по теме реферата).

Информационный блок

1. Лекция. Источники информации об автоматизированных информационных ресурсах

Цели модуля “Учебно-исследовательская культура”

  1. Формирование представлений о роли исследовательских работ в процессе познавательной деятельности.
  2. Изучение способов работы с информацией.
  3. Ознакомление с нормами по оформлению творческих работ.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 5. Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности

Культурологический блок

  1. Лекция. Основные виды творческой работ в процессе познавательной деятельности учебных и научных документов.
  2. Лекция. Технология подготовки реферата.
  3. Практическая работа. Написание реферата.

Итоговое занятие. Защита реферата. Тест-2. “Самооценка уровня читательской культуры”.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА (Приложение)

Смысловая конструкция модулей курса
“Основы библиотечно-информационной культуры”

Информационная культура

Современные концепции культуры. Подходы к определению понятия “информационная культура”. Информация и информационные ресурсы. Информационная культура личности и информационная культура общества. Библиотека как составная часть культуры, средство трансляции культуры, коммуникации, инструмент в приобретении знаний.

Информатизация культуры

Понятие. Информатизация культуры как средство сохранения, трансляции и воспроизводства культуры. Электронные коммуникации. Автоматизация библиотек и ее назначение (технический и культурологический аспекты). Информационная среда библиотеки. Традиционные и нетрадиционные способы работы в информационной среде библиотеки.

Книжная культура

Книга - феномен культуры. Функции трансляции, сохранения традиции, коммуникации. Книга как линейный текст. Виды книжных изданий. Гипертекст - новая форма письменной коммуникации. Виды и формы нелинейных книжных текстов: энциклопедии, справочники. Библиография как средство организации нелинейного книжного пространства.

Библиографическая культура

Понятие “библиография”. Мировоззренческая роль библиографии. Понятие “библиографический метод”. Государственная библиография. Библиографические компоненты в информационной среде библиотеки.

Учебно-исследовательская культура

Назначение. Виды. Структура. Способы работы с информацией. Цитирование как воспроизводство идей. Элементы библиографии в исследовательских работах. Оформление работ.

Конструкции учебного материала в выделенных модулях

Цели модуля “Информационная культура”

1. Формирование представления об информационной культуре как неотъемлемой части общей культуры человека.

2. Построение тезауруса по понятиям: “культура”, “информация”, “знание”, “информационная культура личности”, “информационная культура общества”, “информационная среда”.

3. Ознакомление с концепцией нового подхода к культуре как информационному процессу.

4. Определение места библиотеки, музея, архива в системе культуры, их функций и связей между этими функциями.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Культурологический блок

1. Лекция. Исходные понятия курса “Основы библиотечно-информационной культуры”. Библиотека как составная часть культуры. Тест-1. “Самооценка уровня читательской культуры”.

Информационный блок

Информационные ресурсы современных библиотек на примере библиотеки ПГПИ. Экскурсия в библиотеку ПГПИ.

Цели модуля “Информатизация культуры”

1. Формирование гуманитарных представлений о понятии “информатизация”.

2. Анализ современных трактовок понятия.

3. Описание информационной среды библиотеки ПГПИ: понятие, компоненты.

4. Передача технических приемов и способов поисковой работы: демонстрация методов работы с традиционными и электронным каталогом.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 2. Информационная культура и новые информационные технологии

Культурологический блок

1. Понятие информатизации культуры. Информатизация общества: сущность, направления, этапы. Перспективы перехода к информационному обществу. Признаки информационного общества. Требования к информационной культуре личности в условиях информационного общества.

ИКТ в образовании.

Информационный блок

1. Лекция. Технические приемы и способы поисковой работы: демонстрация в процессе лекции методов работы с традиционными и электронными каталогами.

2. Лекция. Интернет технологии и глобальные компьютерные сети.

3. Практическая работа. Поиск литературы в электронном каталоге.

4. Практическая работа. Мультимедиа-ресурсы. Электронные энциклопедии.

Цели модуля “Книжная культура”

  1. Формирование представлений о книге как о синониме культуры.
  2. Выработка знаний об основных функциях книги в системе культуры.
  3. Изучение справочно-поисковых компонентов книги.
  4. Сравнение разных видов изданий (научных, научно-популярных, справочных, учебных).
  5. Характеристика гипертекста как новой формы письменной коммуникации.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 3. Книжная культура в системе общей информационной культуры.

Культурологический блок

1. Лекция. Формирование представлений об основных функциях книги в системе культуры. Книга и библиотека в истории человечества и современном мире.

2. Лекция. Основные этапы истории книги. Эволюция формы книги. Современный облик книги на бумажном носителе.

3. Приемы техники чтения.

4. Практическая работа. Техника чтения литературы.

5. Лекция. Изучение справочно-поисковых компонентов книги.

6. Лекция. Структура современной книги: типы и виды печатных изданий (научные, научно-популярные, справочные, учебные).

7. Практическая работа Изучение разновидностей справочных изданий (поиск).

8. Лекция. Электронные источники информации. Электронный каталог. Демонстрация и применение электронных источников информации.

Информационный блок

  1. Лекция. Гипертекст - новая форма письменной коммуникации.
  2. Лекция. Адресный поиск и алгоритм его выполнения.
  3. Практическая работа. Овладение адресным алгоритмом поиска.
  4. Лекция. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.
  5. Практическая работа. Овладение фактографическим алгоритмом поиска.
  6. Лекция. Тематический поиск и алгоритм его выполнения.
  7. Практическая работа. Овладение тематическим алгоритмом поиска.

Цели модуля “Библиографическая культура”

  1. Формирование представлений о библиографической картине мира как одной из форм познания и мировоззрения.
  2. Выяснение этимологического значения понятия “библиография”.
  3. Анализ библиографических компоне?тов книжных изданий. Правила библиографического описания.
  4. Краткий обзор системы библиографических указателей.
  5. Ознакомление с библиографическим методом и его применением в непрофессиональной библиографической деятельности.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 4. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

Культурологический блок

1. Лекция. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки.

2. Лекция. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

3. Лекция. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных документов.

4. Практическая работа. Определение источника издания и вида каталога на основе предложенных списков, включающих разные издания.

5. Лекция. Анализ библиографических компонентов книжных изданий.

6. Лекция. Методика составления библиографического обзора.

7. Практическая работа. Закрепление библиографического метода: поиск, отбор, группировка материала и оформление его в виде списка (по теме реферата).

Информационный блок

Лекция. Источники информации об автоматизированных информационных ресурсах

Цели модуля “Учебно-исследовательская культура”

  1. Формирование представлений о роли исследовательских работ в процессе познавательной деятельности.
  2. Изучение способов работы с информацией.
  3. Ознакомление с нормами по оформлению творческих работ.

Обучающие средства и методы по данному модулю

Раздел 5. Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности

Культурологический блок

  1. Лекция. Основные виды творческой работ в процессе познавательной деятельности учебных и научных документов.
  2. Лекция. Технология подготовки реферата.
  3. Практическая работа. Написание реферата.

Итоговое занятие. Защита реферата. Тест-2. “Самооценка уровня читательской культуры”.

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности :: Выпускной речевой мини-отчет в подготовительной группе :: УМК и его элементы (по обучению детей 6—7-ми лет плаванию способом брасс как средство профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата) :: Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в логопедической работе :: Разработка педагогических технологий преподавания МХК :: В гостях у Элис ( Home Again ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Прихожие/Каталог/Прихожие/Готовые решения для прихожей / HomeMe / Прихожая Интер вариант №6 (белый глянец) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD