"И пробуждается поэзия во мне" : Организация школьной библиотеки

Поэтический медиачас “И пробуждается поэзия во мне...” подготовлен к 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Медиачас – это новая форма работы с читателями в рамках мини проекта “И рады мы проказам матушки-зимы” (Приложение 1) по творческой самореализации лицеистов через чтение. Она позволяет сочетать пропаганду книг о жизни и творчестве писателей, поэтов, художников в библиотеке с презентациями в Microsoft Office PowerPoint. (Приложение 2)

Сценарий данного мероприятия включает выразительное чтение лицеистами стихотворений А.С. Пушкина. Чтение сопровождается презентацией с наглядным рядом при чтении его стихотворений. Слайды с картин известных художников позволяют передать поэтическими строками красоту Родины и её природы, а также лицеистам выразить свои чувства. Это важно и в связи с тем, что дети 10-13-ти лет только приобщаются к поэзии.

После чтения стихов А.С. Пушкина, просмотра картин знаменитых русских художников, лицеисты нарисовали рисунки о зиме. (Приложение 3. Фото с урока). Дома написали письменные работы. В результате был издан сборник творческих работ и оформлен вернисаж детских рисунков на тему “И рады мы проказам матушки зимы!”.

Цель: издание сборника творческих работ учащихся.

Задачи:

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Предварительное домашнее задание: разучивание стихов А.С.Пушкина о зиме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент. Введение в тему

Все мы дети природы и связаны с ней тысячью нитей. Особенно тонко чувствуют это поэты. Сегодня мы с вами поговорим об одном из них об Александре Сергеевиче Пушкине. Когда вы впервые услышали это имя? (Дети отвечают) Да, кто-то в детском садике, кому-то рассказывала стихи и сказки мама, бабушка, кто-то в школе. Но трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его назвали “незаходящим солнцем русской поэзии” В этом году, 2009, весь мир отмечает 210-лет со дня рождения великого поэта. Тема нашего творческого занятия “И пробуждается поэзия во мне...”. (Слайд 1)

А еще сегодня наш с вами урок будет посвящен удивительному времени года – зиме.

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина и овеянная его поэтическим гением. Через всю сознательную жизнь пронес Пушкин в своем сердце любовь к родному Михайловскому - "обители трудов и чистых нег". В Михайловском поэтом написано ни одно стихотворение, посвященное зиме. (Слайд 2)

В “Записке В.П. Горчакову” Александр Сергеевич пишет (Слайд 3, иллюстрация с картины Николая Зубовского “Зима”, чтец читает “Записка В.П. Горчакову”. [1:Т.1.- C. 299])

Какая зима у нас? Какой вы ее видите. (Дети отвечают). Кто-то скажет: “морозная и снежная”, а кто-то возразит: “Красивая, пушистая и белоснежная!”. А на самом деле, если присмотреться, она и морозная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная и с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.

Наша зима у поэтов, художников - красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная (Слайд 4, иллюстрация с картины В. Янова “Зима”, чтец читает отрывок из романа “В тот год осенняя погода”, [1:Т.2.- C. 259]; Слайд 5, иллюстрация с картины В. Кустодиева “Масленица”, чтец читает отрывок из романа в стихах “Евгений Онегин” “Вот север, тучи нагоняя…”ж. [1: Т.2. - C. 304])

Все рады проказам “матушки-зимы”. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег – лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой. (Слайд 6, иллюстрация с картины В. Кустодиева “Масленица”)

Есть в зиме что-то молодое, весёлое, задорное. Можно лепить снежную бабу или снеговика, кататься с горки на санках и лыжах, играть в снежки, строить снежную крепость. (Слайд 7, иллюстрация с картины Василия Сурикова “Взятие снежного городка”, чтец читает отрывок из романа в стихах “Евгений Онегин” “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…” [1:Т.2. - C. 260]).

Зимний вечер. Маленький ветхий домик, затерянный в бескрайней снежной пустыне. Теперь этот дом опустел навсегда. А когда-то, давным-давно, в этом доме горела свеча, потрескивали в печи поленья…Старушка прядет пряжу. Изредка она поднимает глаза на своего воспитанника. Как он изменился с тех пор, как она его не видела, возмужал. Старушка улыбается, может, вспоминается ей, каким смешным он был в детстве.

Рядом с няней сидит великий поэт России А.С. Пушкин. (Слайд 8)

А что же поэт? Он сидит, прислушивается к завыванию вьюги за окном. Что он хочет услышать в вое ветра, увидеть в таинственной тьме зимней ночи? Он видит и слышит то, что до него никто никогда не видел и не слышал. Он вспоминает строки народной песни о зимнем вечере, когда-то рассказанной няней, и в голове его рождаются строки. (Слайд 9, иллюстрация с картины Н. Сверчкова “В метель”, чтец рассказывает стихотворение “Зимний вечер” [1:Т.1 .- C. 362])

А еще поэт сравнивает бурю с бесами. В народных поверьях бес – это злой дух. (Слайд 9, иллюстрация с картины Н. Сверчкова, чтец рассказывает стихотворение “Бесы” [1:Т.1. - C. 475])

В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и сердитой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

(Слайд 10, иллюстрация с картины Иллариона Прянишникова “Порожняки”, чтец читает отрывок из романа в стихах “Евгений Онегин” [1:Т.2- С.362])

– Смолкла буря, наступило светлое, доброе утро, и мы восхищаемся вместе с Пушкиным:

А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(Слайд 11, иллюстрация с картины Никифора Крылова “Зимний пейзаж”, чтец читает отрывок из романа в стихах “Евгений Онегин” [1:Т.2- С.362])

Разное время суток прекрасно по-своему. Поэт тонко подмечает великолепие зимнего утра

(Слайд12, иллюстрация с картины Бориса Щербакова “Зимнее утро”, чтец читает стихотворение “Зимнее утро” [1:Т.1.- C. 453])

Да он видит и слышит несравненно больше, чем другие люди. Он может рассказать обо всем этом своей старой няне, своим современникам, нам, людям, живущим много десятилетий после него. Потому что он поэт! Потому что он Александр Пушкин!

Он видит вечер морозный, ясный, а затем начинаются сумерки (Слайд 13, иллюстрация с картины З.Крымова “Зимний вечер”), наступает ночь и рождается стихотворение (Слайд 14, иллюстрация с картины Льва Каменева “Зима”, чтец читает стихотворение “Зимняя дорога” [1: Т.1.- C. 87])

Февраль – последний месяц зимы. Дни заметно прибавились. Солнце высоко в зените. Небо ярко голубое и у поэта рождаются стихи (Слайд 15, иллюстрация с картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, чтец читает отрывок из романа в стихах “Евгений Онегин” “Чиста небесная лазурь…” [1: Т.2- 462)

Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права. “Еще дуют холодные ветры” (Слайд16, иллюстрация с картины Константина Крыжицкого “Повеяло весной”, чтец читает стихотворение “Еще дуют холодные ветры” [1:Т.1-с.422])

На этом разрешите наш час поэзии завершить.

Понравилось вам, ребята? Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей). Какие картины зимы у вас возникли после чтения и прослушивания стихов А.С. Пушкина и просмотра иллюстраций - сладов с картин знаменитых русских художников. Может кто-то из вас хочет написать стихотворение, небольшое сочинение, рассказ или нарисовать рисунок.

Сейчас я раздам вам гуашь, кисточки, бумагу и вы нарисуете рисунки о зиме, то, что вам больше всего понравилось из услышанного и увиденного, кто-то может, вспомнит увиденное самим. Ведь картины природы нашей сибирской зимы прекрасны!

Домашнее задание: написать стихотворение, небольшое сочинение, рассказ о зиме.

Список литературы

1. Пушкин А.С. Сочинения / А.С. Пушкин: в 3 т.- М.: Худож. лит., 1985-1987.

Читать еще:


Новые материалы:

Мастер-класс "Использование интерактивных методов в обучении информатике" :: Деловая игра "Безопасность превыше всего" :: Урок во 2-м классе по теме "Симметрия. Паркеты" (по программе С.Н. Тур, Т.П. Бокучава) :: Рабочая тетрадь для учащихся к УМК по курсу "Информатика" :: Операторы графики языка программирования QBasic :: Идеальные незнакомцы ( Perfetti sconosciuti ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Merdes / Стеллаж-колонка СБ-15/1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD