Краеведческое лото "Я - российский саам". Интеллектуально-познавательная игра : Организация школьной библиотеки
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Краеведческое лото "Я - российский саам". Интеллектуально-познавательная игра : Организация школьной библиотеки

Правила игры:

  1. Две команды или все желающие (уч-ся средних классов).
  2. 6 пронумерованных по порядку конвертов.
  3. Жетоны в виде человека в саамской одежде.
  4. Кубик, грани которого пронумерованы от 1 до 6.
  5. Участники игры бросают кубик и называют выпавшую на нём цифру.
  6. Ведущий задаёт команде или игроку вопрос из конверта, номер которого совпадает с цифрой на кубике.
  7. За каждый правильный ответ на вопрос команда или участник получает жетон.
  8. Победителем становится команда (игрок), набравшая большее количество жетонов.

Краеведческое лото может проводиться в сопровождении песен саамского барда Ивана Матрёхина.

Конверт 1: «Тундра – дом родной оленевода»

(жильё и хозяйственные постройки) (Приложение 1)

  1. Как раньше называлось саамское селение? (Погост)
  2. Традиционное древнее жилище саамов, издали похожее на копну сена, строилось из брёвен, досок, жердей и покрывалось корой, хворостом и дёрном. (Вежа)
  3. Относительно благоустроенное жилище, рубленное из мелких брёвен с плоской крышей, на которую насыпали землю и укладывали дёрн. (Тупа)
  4. Переносный шалаш, конусная юрта из жердей, покрытая берёстой или оленьими шкурами. (Кувакса)
  5. Строение хозяйственного значения, укреплённое на высоких, гладко обструганных древесных стволах. Здесь хранились рыболовные снасти, зимой и летом, шкуры и продовольствие. (Амбар)
  6. Современный районный центр проживания саамов. (Ловозеро)
  7. «Глаз-высотка» или «место высматривания». (Чальмны-Варрэ)
  8. Место поселения саамов, имеющее сравнительно постоянный характер – 50, 75 и даже 100 лет сезонного обитания (зимой и летом). (Садка)
  9. Места бывших пожаров. (Пальники)
  10. Отверстие в веже для выхода дыма. (Ряппень)

Конверт 2: «Очаровательный цветной наряд»

(одежда, обувь) (Приложение 2)

  1. Женская и мужская зимняя глухая одежда длиной ниже колен, сшитая из оленьих шкур шерстью наружу. (Печок)
  2. Короткая обувь из койб (шкуры, снятой с верхних конечностей оленьих ног) с загнутыми вверх узкими, острыми носами. (Каньги) 
  3. Сапоги с загнутыми вверх острыми носами и с длинными голенищами, верха которых оканчивались пришитыми к ним замшевыми штанами. Женские – из белых шкур оленя, мужские – вперемежку (белые, чёрные и коричневые). (Яры)
  4. Летняя одежда мужчин и женщин изготовляемая для первых из грубого серого сукна, для вторых – из белого, более тонкого , ворот и обшлага обшиты красным сукном и расшиты бисерными узорами. (Юпа)
  5. Летний головной убор замужней женщины, состоявший из куска берёсты, сшитого в виде цилиндра, с полукруглым выступом вверх спереди, обшитым красным сукном и украшенным бисером. (Шамшура)
  6. Летний головной убор девушки из берестяного или картонного обода, обшитого красным сукном, орнаментированным бисером спереди и по бокам. (Перевязка)
  7. Более поздняя глухая (без застёжек) одежда из оленьего меха (шерстью внутрь) с капюшоном и пришитыми рукавицами. (Малица)
  8. Заимствованная у коми-ненцев обувь выше колен, сшитая из чередующихся белых и тёмных койб шерстью наружу. (Пимы)
  9. Обувь саамов: головки из тюленьей кожи, сильно просмоленной, непромокаемы, голяшки из оленьей замши грубой выделки. (Тобурки)
  10. Обувь без подшитой подошвы, выкраивалась по ноге из одного куска кожи. (Постолы)

Конверт 3: «Традиционная пища» 

  1. Мох, основной корм северного оленя. (Ягель)
  2. Национальное саамское блюдо: суп из оленины и лесных ягод. (Бурдух)
  3. Замороженное мясо оленя, нарезанное небольшими тонкими ломтями, посыпанное солью. (Строганина)
  4. Запечённая рыба, полностью покрытая тестом. (Кулебяка)
  5. Солнечная ягода, похожая на малину, витамина «С» в которой больше, чем в цитрусовых. (Морошка)
  6. Что из себя представлял «мур-чай» - древесный чай? (Чай, заваренный из чаги)
  7. Запечённые круглые лепёшки с загнутыми краями, в середину которых укладывали морошку или чернику. (Шаньги)
  8. Какую траву саамы употребляли в пищу в сыром виде сразу после сбора? (Щавель)
  9. Тесто, запечённое на палке у очага. (Султыга)
  10. Деревянная палка, на которую вешают котёл при варке пищи. (Мотора)

Конверт 4: «Фольклор саамских душ»

(герои мифов, легенд и сказаний)

  1. Сказочные существа, маленькие человечки, живущие под землёй.(Чахкли)
  2. Колдун, вещун, много знающий человек. (Нойд)
  3. Олень-человек, олень с золотыми рогами. (Мяндаш)
  4. Всякие злые силы, недобрые духи, а также иноземные враги. (Чудь)
  5. Медведь оборотень, сказочное существо, сказочный медведь. (Тала)
  6. Охранительница оленей и покровительница травы или богиня трав и домашнего оленя. (Разиайке)
  7. Герой саамского героического сказания. (Богатырь Ляйне)
  8. Хозяйка оленьих стад. (Луот-хозик)
  9. Священный камень (божество), каменные кладки, по форме напоминающие фигуру человека. (Сейды)
  10. Мифическое существо: женщина-паук или женщина-лягушка. (Аццы)

Конверт 5: «Нелёгок путь оленевода»

(история жизни и занятий саамов)

  1. Таинственная страна на севере Европы. (Лапландия или Саамеедна)
  2. Человек, живущий на самом краю земли. Так переводится на русский язык древнее название саамов. (Лопари)
  3. Олень – самец, олень – вожак. (Гирвас)
  4. Древние саамские сани в виде лодки. (Керёжа)
  5. Ранняя форма религии, основанная на вере в общение в состоянии экстаза (транса) с духами. (Шаманство, шаман)
  6. Кто и по какому поводу требовал действовать «с любовью и приветом и с добрым тщанием и с неоплошным радением, а не насилием»? (Правительство Ивана Грозного по поводу крещения саамов)
  7. Осеннее собирание оленей, отпущенных на вольный выпас весной. (Ловят в тундре и собирают в стада). (Имание)
  8. Поезд, состоящий из оленьих упряжек. (Райда)
  9. Вид транспорта, появившийся на Кольском севере вместе с коми- ижемцами и ненцами, вытеснивший древнюю саамскую керёжу. (Нарты)
  10. Шест для управления оленями. (Хорей)

Конверт 6: «Слов прекрасных перезвон»

(литературная жизнь саамов)

  1. Кто из саамских поэтов первым напечатал свой сборник стихов? (А.Бажанов. Солнце над тундрой.- Мурманск: Кн.изд-во, 1983)

  2. Почему Октябрину Воронову называют первой саамской поэтессой, хотя известно, что книга стихов А.Бажанова вышла раньше? (К сожалению, А.Бажанов не знает саамского языка и пишет на русском, а О.Воронова – на саамском: «Ялла= Жизнь»,1986)

  3. Какую книгу для детей перевела на саамский язык А.Антонова? (Библию для детей)

  4. Кто пишет о саамском парне, называя его хозяином тундры?
    Саамский парень, не слывёшь ты рослым,
    Тяжела усталых предков тень.
    Но зато ты сызмальства вынослив,
    Как и друг твой, северный олень. (Аскольд Бажанов. Хозяин тундры)

  5. Кто это и кто автор строк?
    Смешной в колпачке своём белом,
    Он зла никому не творит.
    Но что бы в тайге ты ни делал –
    Он всё за тобой повторит. (Чахкли. Октябрина Воронова)

  6. О каком явлении природы рассказывает в своём стихотворении Софья Якимович?
    Васткиез в красивом сарафане,
    Как невеста с лентой расписной,
    Повела лучистыми глазами
    И заворожила красотой. (О северном сиянии)

  7. Какого поэта-переводчика вспоминает в своих стихах Александра Антонова?
    И вновь звучат стихов нетленные слова –
    Ты снами говоришь, как говорил и прежде,
    Ты снова учишь нас терпению, надежде
    И той любви, что в вечности права… (О Владимире Смирнове)

  8. О каких событиях XX века идёт речь в стихотворении Ивана Матрёхина?
    За что? За то, что жизнь любил?
    Оленей пас, семью кормил.
    Или за преданность земле
    Свинцом прошили в тишине?
    (О репрессиях 30-х годов среди саамов)

  9. Чем вышивали узоры на сукне для шамшур, что так красочно описывает Эльвира Галкина?
    Бусинка к бусинке в вышивке ляжет,
    Выявив чёткий узор на сукне,
    Каждый из них непременно расскажет
    О мастерстве на снегу, при луне. (Бисером)

  10. Кто из саамских поэтов очень подробно и красиво описал для детей пошив национальной обуви под названием «каньги»?
    Я решила каньги сшить,
    Чтобы было в чём ходить.
    Каньги сшить – задача сложная, -
    Наперво взяла я ножницы.
    Вот и выкройка готова,
    Стала койба ей основой.
    Вот напёрсток и игла,
    Вот суконные тряпицы,
    Бисер тоже припасла –
    Важно всё для мастерицы.
    Среди будничного дня
    Крепкие, неснашиваемые
    Будут каньги у меня
    Празднично украшенные! (Екатерина Коркина. Юная мастерица, Перевёл А. Миланов) 

Использованная литература:

  1. Ушаков И.Ф., Дащинский С.Н. Ловозеро. – Мурманск: Кн. изд-во, 1988. – 192 с.: ил. – (Города и районы Мурманской области).
  2. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. – Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 1993. – 120 с.: ил.
  3. Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня: Записки этнографа. – М.: Мысль, 1972. – 271с.: ил.
  4. Воронова О.В. Снежница: Стихи – Мурманск: Кн. изд-во, 1986. – 120 с.
  5. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки / Обраб. для детей Е.Пация. – Мурманск: Кн. изд-во, 1990. – 112 с.: ил.
  6. Бажанов А.А. Солнце над тундрой: Стихи. – Мурманск: Кн. изд-во, 1983. – 56 с.
  7. Матрёхин И.Я. Белый олень: Стихи и песни. – Мурманск: Кн. изд-во, 2004. – 48 с.: ил.
  8. Якимович С.Е. Праздник медведя: Стихи /Пер. с саам. – Мурманск, 1999. – 30 с.
  9. Коркина Е.Н. Чуррпа-уррпа: Саамские стихи для детей. – Мурманск, 1994. – 20 с.
Читать еще:

Новые материалы:

Классный час, посвященный 23-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "Уходили парни из Афгана…" :: "Красная Шапочка XXI века" - сценарий спектакля к неделе "Театр и дети" :: "Творчество Валентина Александровича Серова": занятие–беседа для воспитанников изостудии :: Создание пластилиновой анимации на занятиях лепкой в детской школе искусств :: Разработка урока "Взятие форта Журнал" (7-й класс) :: Тренер, 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru