Литературное путешествие "Великое чудо – книга" : Организация школьной библиотеки

Литературное путешествие "Великое чудо – книга" : Организация школьной библиотеки

Цели:

  • знакомство с историей возникновения книг;
  • развитие внимания, творческих способностей;
  • привитие интереса к чтению

Читательская группа:  2-4 классы

Оформление:

  • книжная выставка «Мир детских книг»;
  • карта путешествия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята!  Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Ведущий 2: Мы предлагаем вам вместе с учащимися 4-х классов отправиться в чудесное путешествие. (Приложение 1. Слайд 1)

Ведущий 1: Еще в древности люди создали семь чудес света. Но есть и еще одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. 

Ведущий 2: Ребята, догадались, о чем идет речь? (Ответы детей)

Ведущий 1: Правильно! Это книга. И говорить мы сегодня с вами будем о книгах, истории их возникновения, значении книг в жизни человека, о бережном отношении к книгам.

Ведущий 2: Книгу воспевали и в прозе, и в стихах. (Приложение 1. Слайд 2)

Чтец:

Книга!
Великое слово!
Я оду тебе пою!
Тебя от души воспеваю,
Люблю я тебя, люблю!
Оду пою я книгам –
Не в силах я им изменить.
Они только могут в мире
На все ясный свет пролить.

Ведущий 1:Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.

Чтец:

Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и приданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.

(Появляется Королева книга)

Королева:Здравствуйте, ребята!

Смотрю я, полон зал гостей!
Как много собралось друзей!
Ребята, а вы узнали меня? (Ответы детей)

Королева:

Да, я – книга!
Я – ваш спутник, ваш друг, –
И со мной интересней бывает досуг.

А знаете ли вы, как и когда появились книги? Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мир книг. А что нам для этого надо? Ну, конечно же, карта. Садитесь поудобнее, и – в путь!

(Звучит музыка)

Королева:Много интересного, нового мы узнаем сегодня, побываем в далеких странах, совершим путешествие в прошлое, встретимся с вашими любимыми литературными героями. И первая станция, где мы сделаем остановку, называется «Историческая».

(За столом с толстой книгой сидит монах – переписчик книг)

Монах: Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик.

(Приложение 1. Слайд 3)

– Древние индейцы использовали узелковое письмо. Здесь все играло роль – цвет веревки, величина узелка, его расположение. (Приложение 1. Слайд 4) 
– В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, и нанизывали их на крепкую бечевку. (Приложение 1. Слайд 5)
– Вавилоняне, ассирийцы и другие древние народы делали книги из глины, выдавливая особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали, из них составлялись книги и даже целые библиотеки. (Приложение 1. Слайд 6)
– А во 2 веке до н.э. мастера в Пергамском царстве изготовили из кожи животных новый материал для письма – пергамент. (Приложение 1. Слайд 7)
– В средние века римляне писали книги от руки на листах пергамента, сворачивая готовые листы в свитки. Чуть позднее листы пергамента стали соединять в тетради. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе, и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой вы привыкли.
Рукописная книга, украшенная рисунками-миниатюрами, стоила столько же, сколько целое поместье. (Приложение 1. Слайд 8)
– Но росла культура, книг требовалось все больше и больше. Наконец было изобретено книгопечатание. (Приложение 1. Слайд 9)
– В России книги начали печатать в середине XVI веке. Первым русским типографом был Иван Федоров. (Приложение 1. Слайд 10)
– В настоящее время в отделе редких книг одной из самых крупных библиотек мира – Государственной библиотек им. Ленина в Москве хранятся миллионы книг. Среди них и самые первые книги – громадные тома высотой больше полутора метров, есть и книги – малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку.

Королева:Большое Вам спасибо за рассказ – экскурсию в прошлое. А мы отправляемся дальше.

(Звучит музыка)

Королева:А вот и следующая станция, и называется она «Фольклорная». Были времена, когда люди не умели ни читать, ни писать. Все, что они знали, передавалось устно от старших младшим. К устному народному творчеству относятся народные сказки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки. Встречают нас здесь бабушки – старушки.

(У каждой старушки в руках лукошко)

Старушка 1: Здравствуйте, ребята! Каждая из нас приготовила для вас задание. Первое задание заключается в том, что вам необходимо узнать пословицу по ее началу.

  • Книга мала, а … (ума придала);
  • Выбирай книгу, как … (выбираешь друга);
  • Книга – твой друг, без нее … (как без рук);
  • Книга не самолет, а за … (тридевять земель унесет).

Старушка 2: А я приготовила для вас скороговорки. Кто из вас смелый, попробует свои силы в умении правильно и быстро повторить скороговорку?

  • Три сороки тараторки
    Тараторили на горке.
  • Шли сорок мышей,
    Несли сорок грошей
  • Перепел перепелку и перепелят
    В перелеске прятал от ребят.
  • На горе, на горке
    Горько ревет Егорка.
  • Вез на горку Саня за собою сани.
    Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Старушка 3: А я приготовила любимые вами загадки:

1) С горы бросишь –
Не разобьется. 
В воду бросишь –
Размокнет. (Бумага)

2) Черные кривые,
От рождения немые,
Встанут в ряд – заговорят. (Буквы)

3) Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга)

4) Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки,
Только выпустишь на волю –
Где была пуста, там, глядишь – красота. (Карандаши)

Старушка 1: Молодцы, ребята! Отлично справились с нашим заданием. Можете отправляться дальше в  путь.

Королева: Устали, ребята? Давайте отдохнем!

Физкультминутка

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
Раз, два!
По бокам себя пошлепай!
Раз, два!
Можем хлопнуть за спиной!
Раз, два!
Хлопаем перед собой!
Раз, два!
Вправо можем! Раз, два!
Влево можем! Раз, два!
И крест – накрест руки сложим!
Раз, два!

Королева:Вот мы и на станции «Сказочная». Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
Сказки любят все дети. Их любят и взрослые. Сказки учат нас добру, справедливости, смелости, честности.
Смотрите, какой красивый и необычный цветок здесь растет. Ребята, кто знает, что это за цветок? (Ответы детей: В.  Катаев «Цветик-семицветик»)

Королева:Ой, здесь что-то написано.

Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!

Предлагаю каждому, ребята, выбрать по лепестку, и прочитать задание, которое написано на обратной стороне. А всем ребятам необходимо внимательно слушать, и правильно назвать сказку или героя сказки.

Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу  девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный … (Горбунок)

Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется … («Три поросенка»)

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен)

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)

Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Громов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она … («Белоснежка и семь гномов»)

Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый … (Карлсон)

А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)

Королева:Великолепно справились и с этим заданием! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше.

(Звучит музыка)

Королева: И следующую нашу остановку мы совершим на станции «Поэтическая». Догадались, о чем пойдет речь? (Ответы детей) Да, говорить мы будем о стихах.

Поэт: 

«О чем твои стихи? – Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят
И не о чем-то говорят, а что-то».

Королева: Вам знакомы литературные герои Незнайка, Цветик и Пьеро? (Ответы детей: Незнайка и Цветик – герои сказки Носова Н. «Приключения Незнайки», Пьеро – герой сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Каждый из них пробовал сочинять стихи. Я сейчас прочту их, а вы попробуйте догадаться, кто автор слов.

Огромный шар, надутый паром,
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка хоть не птица,
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхма!
Теперь для нашего ума! (Цветик)

Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя…
Рыдаю, не знаю – куда мне податься…
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться… (Пьеро)

Знайка шел гулять на речку
Перепрыгнул через овечку.  (Незнайка)

В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик,
Зелененький он был,
Зелененький он был,
Он ел одну лишь травку,
Не трогал и козявку
И с мухами дружил,
И с мухами дружил. (Цветик)

Лису Алису жалко –
Плачет по ней палка.
Кот Базилио нищий –
Вор, гнусный котище.
Дуремар, наш дурачок, –
Безобразнейший сморчок.
Карабас ты Барабас,
Не боимся очень вас… (Пьеро)

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка. (Незнайка)

Отважных путников встречаем с жаром!
Отправились они с большим воздушным шаром,
А возвратилися – ура! –
Они без всякого шара. (Цветик)

Пляшут тени на стене, –
Ничего не страшно мне.
Лестница пускай крута,
Пусть опасна темнота, –
Все равно подземный путь
Приведет куда-нибудь… (Пьеро)

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный. (Незнайка)
Выходите по порядку,
Становитесь на зарядку.
Начинай с зарядки день,
Разгоняй движеньем лень. (Цветик)

Мы сидим на кочке,
Где растут цветочки, –
Желтые, приятные,
Очень ароматные.
Будем жить все лето
Мы на кочке этой,
Ах, – в уединении,
Всем на удивление. (Пьеро)

Королева: Молодцы! А дальше нас ждет последняя станция «Почемучка». Живут здесь маленькие любознательные человечки Почемучки. Называют их так, потому что они постоянно пристают ко всем взрослым с вопросом: «Почему?» Вот и для нас они приготовили свои вопросы и задания. Но прежде, подумайте, ребята, где можно найти ответы на все вопросы?
(Ответы детей)
Правильно. Словари, справочники, энциклопедии дадут ответ на любой вопрос. Я думаю, справочные издания, представленные на книжной выставке «В мире книг» помогут вам справиться с заданием Почемучек. И так, посмотрим, что они нам приготовили.
(Открывает конверт)
Для выполнения первого задания, я приглашаю троих желающих подойти к выставке.

(Ребятам дается по 1 вопросу, с помощью справочной литературы они отвечают на них)

1. Почему наступает ночь?  (Энциклопедия юного эрудита – М.: «Махаон»,2000, с.23)
2. Почему у лебедя длинная шея? (Живой мир: энциклопедия – М.: «Росмен»,1996, с.76)
3. Почему радуга такая яркая и красивая?  (Юрмин Г. Потомучка – М.: Педагогика-Пресс,1999,  с.137)

Королева:Вот и подошло к концу наше путешествие. На прощание я хочу пожелать вам, ребята, успехов в учебе, крепкой дружбы с верным другом и помощником – книгой. А чтобы книга служила вам долго, вручаю памятку, в которой книга обращается к вам с просьбой бережно относиться к ней и беречь ее.

(Звучит музыка)

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка материалов по страноведению и грамматике немецкого языка :: Сценарий концерта в рамках декады иностранного языка (французский язык). 5–9-й класс :: Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством игровых технологий :: Урок немецкого языка по теме «Рождество в Германии» :: Задачи с "одним стержнем"при обучении математике :: Дэвид Линч: Жизнь в искусстве ( David Lynch: The Art Life ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Кроватки/Детская мебель/Кровати/Кровати для подростков / Витра / Кровать Витра ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD