Вселенная в алфавитном порядке. 7-й класс : Организация школьной библиотеки

Вселенная в алфавитном порядке. 7-й класс : Организация школьной библиотеки

Цель урока:

  • Образовательная: Ознакомление учащихся с энциклопедическими, тематическими, филологическими словарями. Обучение работе со словарями, библиографическому поиску по алгоритму.
  • Развивающая: Развитие критического мышления, информационной компетентности.
  • Воспитывающая: Воспитание уважения к русскому языку, привитие культуры речи.

Содержание темы: Словари, их структура и принципы работы с ними. Энциклопедические словари. Тематические словари, посвященные различным областям человеческой деятельности. Словари русского языка.

Оформление:

  1. Книжная выставка «Тысячелетнее древо».
    Цитата: «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс)
    Разделы:
    1. Энциклопедические словари;
    2. Тематические словари (отраслевые);
    3. Словари русского языка:
      а) Толковые словари;
      б) Другие языковые словари.
  2. Школьные орфографические словари для каждого ученика.
  3. Две большие ромашки со словами для проведения лингвистической игры.
  4. Красочный плакат с изображением богини Фемиды. Предметы, вырезанные из бумаги, для ответа на один из вопросов практикума (весы, повязка на глаза, меч, амфора, свиток, нарцисс, рог изобилия).
  5. Выставка лингвистических сказок, сочиненных учащимися.

Форма проведения: Заседание ученого совета. Практикум «Библиографический поиск».

В процессе ознакомления с словарями вместе с уч-ся составляется кластер, который позволяет наглядно представить многообразие словарей. В данном кластере учтены только те словари, с которыми уч-ся работают на уроке. Дополнительные стрелки указывают на то, что количество словарей гораздо больше представленных на уроке, кластер может быть увеличен.

В ходе урока используется компьютерная презентация. Урок рассчитан на два часа. Первый час – теоретический. Второй час – практикум.

Ход урока

Ведущий: Сегодня мы проводим Заседание учёного совета на тему «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Вести заседание будет Магистр информационных наук. В ходе заседания мы заслушаем доклады учащихся, претендующих на звание бакалавра, познакомимся с книжной выставкой «Тысячелетнее древо», проведём практикум по работе со словарями.

«Тысячелетнее древо» – так назвали мы книжную выставку. Древо мудрости, древо памяти тысячелетий, которые хранятся в словарях.

Словари многочисленны и разнообразны. Энциклопедические словари описывают мир, объясняют понятия и явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, о выдающихся событиях (войнах, революциях, открытиях).

Все энциклопедические словари имеют одинаковое строение:

  1. предисловие;
  2. алфавитное расположение статей;
  3. приложения;
  4. списки сокращений;
  5. указатели;
  6. список литературы.

В первом разделе нашей выставке представлены следующие словари:

1) «Большой энциклопедический словарь» в двух томах. Словарь содержит 89.000 статей, охватывает все области современного знания.

Для удобства пользования БЭС имеет приложения:

А. Международная система единиц (СИ);
Б. неметрические русские единицы;
В. астрономические постоянные;
Г. денежные единицы стран мира;
Д. таблицы производительности важных видов промышленности и сельскохозяйственной продукции;
Е. крупнейшие архипелаги, острова, моря, проливы, впадины, озёра, реки;
Ж. содержание питательных веществ, витаминов и энергетическую ценность некоторых продуктов;
З. список основных сокращений, аббревиатур, сокращений личных имён и отчеств.

2) «Литературный энциклопедический словарь» рассчитан на читателей интересующихся литературой. Состоит из двух частей.

  1. Термины и понятия современного литературоведения;
  2. Аннотированный указатель имён авторов художественных произведений.

3) «Биологический энциклопедический словарь» предназначен как для биологов, так и для учащихся и всех интересующихся живой природой.

УКАЗАТЕЛИ:

  1. именной указатель;
  2. предметный указатель;
  3. указатель латинских названий;
  4. указатель русских названий;
  5. животные, занесённые в Красную книгу;
  6. растения, занесённые в Красную книгу;
  7. основной список сокращений.

4) Энциклопедический словарь для школьников «Что такое. Кто такой» в трёх томах. Содержит около 300 рассказов по широкому кругу знаний. Поможет вам в овладении школьной программой, расширит ваши знания о мире.

  • Содержание всего трёхтомника находится в конце третьего тома.
  • Содержание каждого тома находится на последней странице.
  • Содержание статей на определённую букву находится на странице этой буквы.

Я прошу одного из учащихся ответить на вопрос:

– Есть ли в энциклопедическом словаре «Что такое. Кто такой» статья о заповедниках? Объясните 2 пути разыскания этой статьи.

5) «Энциклопедический словарь юного химика» адресован школьникам среднего и старшего возраста.

Раскрывает основные понятия химической науки, об истории её развития о важных химических профессиях, о жизни и деятельности великих учёных. Содержит рекомендательный список литературы «Что читать» по различным вопросам химии, алфавитный указатель.

6) «Энциклопедический словарь юного историка» для среднего и старшего возраста пополнит знания о наиболее значительных этапах мировой истории. Содержит сведения о важных событиях в жизни народов мира. Имеет рекомендательный список литературы «Что читать», алфавитный указатель.

7) «Энциклопедический словарь юного математика» расскажет об истории математики, познакомит с основными понятиями, с выдающимися математиками, содержит занимательные задачи. Рекомендательный список литературы «Что читать», алфавитный указатель, основные формулы элементарной математики.

Во втором разделе книжной выставки представлены тематические словари.

1) «Школьный философский словарь» состоит из нескольких разделов:

А. Общефилософские вопросы.
Б. Философия ценностей.
В. Религия и свободомыслие.
Г. Философия человека и общества.
Д. Философские направления и школы.
Е. Персоналии

Внутри раздела статьи расположены по алфавиту.

2) «Краткий экономический словарь школьника» в доступной форме разъяснит экономические термины и понятия, часто встречающиеся в книгах, учебниках по географии и истории. Вы узнаете о том, что такое демпинг и дуополия, маркетинг и чартер, инкассо и френчайзинг и многое-многое другое.

3) Биобиблиографический словарь «Русские писатели» в 2 томах. В нем представлены статьи о писателях 19 века с подробной биографией и историей создания произведений. Словарь не имеет справочного аппарата, только содержание с указанием страниц. После статьи об авторе приведены рекомендательные списки литературы.

Мы познакомились с энциклопедическими и отраслевыми (или тематическими) словарями по различным отраслям знаний.

Большую группу словарей составляют словари филологические, в которых содержится информация о словах. Существуют различные типы словарей. Большинству людей известны двуязычные: с ними мы имеем дело, переводя тексты с одного языка на другой.

Особенно разнообразны одноязычные словари. Самые популярные из них – орфографические. Они содержат сведения о правильном написании слов.

Человек, не знающий правил и норм русского языка, часто попадает в неприятное или глупое положение. Один анекдот из жизни расскажут нам участники нашего заседания.

Разыгрывается сценка:

– Мама, у меня голова болит.
– Ой, да у тебя температура. Иди выпей лекарство.
Дочь уходит в другую комнату. Вдруг мать слышит, что ее дочь пищит.
– Что случилось, почему ты пищишь?
– Мама, здесь же написано: по одной таблетке три раза в день после приема пищи.
– Вот что бывает с теми, кто не знает, как правильно поставить ударение.

О том, как правильно произносить слова, можно узнать из орфоэпического словаря, орфографического словаря и грамматико-орфографического словаря.

Поставьте правильно ударения в словах: щавель, каталог, яичница, каучук.

А как вы поставите ударения в словах: вперегонки, настороженность, набело?

Что нам скажет орфографический словарь? Оказывается, есть слова, имеющие двойное ударение.

М. Горький писал: «…Необходимо широкое знакомство со всем запасом слов богатейшего нашего словаря и необходимо уменье выбрать из него наиболее точные, ясные, сильные слова»".

Богатство языка отражено в толковых словарях, которые раскрывают смысл слов, разъясняют их лексическое значение.

Слово для сообщения предоставляется кандидату в бакалавры ...

Он расскажет нам о «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.

Из словаря Даля мы можем узнать о диалектных словах, устаревших словах, вышедших из употребления.

С другим толковым словарем Д.Н. Ушакова нас познакомит кандидат в бакалавры ...

В обычной жизни чаще всего пользуются «Словарем русского языка» С.И. Ожегова в одном томе. Словарь этот дорабатывается и переиздается вот уже 50 лет. Сергей Иванович Ожегов занимался вопросами культуры речи, историей русского языка и языком художественных произведений. Однотомный словарь Ожегова содержит 57000 слов. В нем дается толкование каждого значения слова, приводятся примеры употребления слова в речи, фразеологические сочетания.

Для учащихся средней школы издан «Школьный толковый словарь русского языка».

Следующий кандидат в бакалавры ... сделает сообщение о словарях иностранных слов.

В нашей библиотеке есть «Словарь синонимов русского языка». Кто может сказать, какие слова называются синонимами? Синонимы – это слова, одинаковые по лексическому значению, но различные по написанию. Посмотрим по словарю, какие синонимы можно подобрать к слову «болтун»:

Говорун, трещетка, сорока, болтушка, тараторка, балаболка, трепач, балалайка бесструнная. Вот как богат русский язык!

Обратите внимание на «Словарь паронимов и антонимов». Паронимы – слова, сходные по звучанию, которые часто ошибочно употребляют одно вместо другого. Например: дрель и трель, трап и драп. Что означают эти слова, одинаковы ли они по значению и написанию?

Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения М. Цветаевой:

Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.

Стихотворение построено на противопоставлении, на контрасте. Как называется такое противопоставление? Антонимы – слова с противоположным значением.

А все ли слова имеют антонимы? Умеете ли вы подбирать антонимы к словам?

Проводится игра «Лингвистическая ромашка»

Каждый участник заседания выбирает лепесток ромашки, на котором написано определенное слово. Он должен быстро подобрать антоним к данному слову. В ходе игры участники делают вывод, что у слов, которые обозначают конкретные предметы, антонимов нет. Например: стол, нос, рот.

Одним из интересных словарей русского языка является «Топонимический словарь». Он дает объяснение происхождению и смысловому значению географических названий. Как вы думаете, от какого слова произошло название Арктики? Топонимический словарь говорит нам: «Поскольку полярная область находится под созвездием Большой Медведицы, а медведь по-гречески арктос, Север получил у греков название Арктикос.

«Школьный фразеологический словарь русского языка» является помощником тем, кто хочет глубоко изучить русский язык, узнать, какими выразительными средствами он обладает, научиться их правильно употреблять в устной и письменной речи.

Вы получили домашнее задание сочинить сказку с использованием фразеологизмов. На мини-выставке вы можете познакомиться с этими интересными и забавными сказками.

Большую трудность представляет написание слов и словосочетаний с прописной или строчной буквы. Словарь-справочник «Прописная или строчная» поможет вам избежать этих трудностей. Например: как вы напишите – Жатайская средняя школа № 2?

Мы заслушаем еще одно сообщение об этимологическом словаре. Слово предоставляется кандидату в бакалавры ...

Итак, мы заслушали всех кандидатов в бакалавры, познакомились со всеми словарями, представленными на выставке. Мы проведем практикум «Информационный поиск». Все, что вы услышали на заседании, вы можете использовать на практике.

Перед вами 2 группы вопросов:

  1. По энциклопедическим и отраслевым словарям.
  2. По словарям русского языка.

Алгоритм поиска:

Группа вопросов – вопрос – словарь – справочный аппарат словаря – ответ.

На разыскание правильного ответа дается 3 минуты. При ответе зачитываете вопрос – даете ответ – объясняете поисковый путь.

Задания практикума:

  1. На каком расстоянии от Солнца находится Земля?
    А. 500 млн. км;
    Б. 150 млн. км;
    В. 25 млн. км.
    (Большой энциклопедический словарь. Приложения)

  2. Сколько лет тому назад началась самостоятельная жизнь нашей планеты?
    А. 350 млн. лет назад;
    Б. 4,6 млрд. лет назад;
    В. 10 млрд. лет назад.
    (Большой энциклопедический словарь. Т. 1)

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ СЛОВА?

  1. ПРОТЕРОЗОЙ.
    А. Полезное ископаемое.
    Б. Вид динозавра.
    В. Этап развития жизни на Земле.
    (Большой энциклопедический словарь Т. 2)

  2. ПЛЕЗИОЗАВР.
    А. Древняя рептилия.
    Б. Минерал.
    В. Эра в развитии Земли.
    (Большой энциклопедический словарь. Т. 2)

  3. МОРЕНЫ
    А. Одни из самых высоких гор.
    Б. Ледниковые отложения.
    В. Полезные ископаемые.
    (Большой энциклопедический словарь. Т. 1)

  4. В романе «Черный корсар» автор описывает остров с экзотической природой: «Вокруг свисали гирлянды лиан, тут расположились небольшие стада ревунов, большая группа мармозеток, компания львиных игрунков, не было недостатка и в звуках – распевали маленькие лори, раскачивались и стонали ара, какаду, жако, несторы.
    Кто это – ревуны, мармозетки, львиные игрунки? (обезьяны)
    А кто такие лори, ара, какаду, жако, несторы? (попугаи)
    (Биологический энциклопедический словарь)

  5. У Бонапарта возникла проблема. Он впервые попал в апартаменты Королевской библиотеки. Ему не удалось узнать, как называется поэма в прозе, написанная французским писателем Шарлем Монтескье в 1725 году.
    ЗАДАНИЕ: Что бы посоветовали вы нашему историческому герою?
    К какому словарю он должен обратиться?
    (Литературный энциклопедический словарь, БЭС)

  6. Елена Глинская стоит у окна в раздумьях… Ее мысли заняты предстоящей денежной реформой. Но один вопрос беспокоит мудрую реформаторшу: как правильно прочесть в изданном вчера указе фразу «Велено считать деньгами» или «Велено считать деньгами»?
    ЗАДАНИЕ: Вам предлагается, перешагнув грань времен, помочь великой женщине отыскать верный ответ на вопрос. Как вы поможете? К какому словарю вы обратитесь, чтобы выяснить, как ставилось ударение в выделенном слове в 16 в.?
    (Грамматико-орфографический словарь)

  7. Николай II решил открыть благотворительное учреждение для бедных и сирот. Он хотел бы придумать ему достойное название. У него два варианта на выбор: «Сик транзит глориа мунди» или «Нон мулта, сэд мультум».
    ЗАДАНИЕ: Как вы думаете, какой из них более удачен? Как переводятся эти выражения?
    (Словарь иностранных слов. Список выражений в латинском написании)

  8. Помогите открыть тайну Потемкину. Ему нужен пароль для рассекречивания военного донесения. Уговор таков. Взять «Энциклопедический словарь юного математика», найти в нем отдельный термин «Пропорция». Цифра, обозначающая страницу, и будет условным паролем.
    ЗАДАНИЕ: Ответьте, в какой части научного издания обычно располагаются сведения о конкретных терминах?
    (Алфавитный указатель)

  9. Мудрая богиня Фемида отличается забывчивостью. Вот уже который день она пытается вспомнить, что за атрибуты являются отличительной чертой богини? Совсем скоро будет великое пиршество богов, и всем нужно будет предстать в полном обличии.
    ЗАДАНИЕ: Помогите справедливой богине Правосудия найти отличающие ее предметы, символы ее неповторимости.
    (Словарь иностранных слов. БЭС)

  10. Вам необходимо выяснить, в каких значениях употребляется слово «культура». С помощью каких источников можно ответить на этот вопрос?
    А. Энциклопедический словарь юного историка.
    Б. Словарь синонимов.
    В. Словарь иностранных слов.
    Г. Большой энциклопедический словарь.

  11. Даны предложения:
    А. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.
    Б. На последних состязаниях школьная волейбольная команда потерпела полное фиаско.
    В. Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса.
    ЗАДАНИЕ: Вместо иностранных слов вставьте в предложения равносильные ему русские слова.

  12. Найдите в словаре диалектные слова, объясните их значение.
    А. Что ты, лесное зелье, плачешь?
    Б. По общему заулку спустилась она к Ангаре.
    В. За городьбой виднелась крыша бани.
    Г. Она перелезла через заплот. 

  13. Найдите фразеологизмы в стихах
    А. За домом, едва
    Пожелтела трава,
    Два брата рубили дрова,
    Один это делал спустя рукава,
    Другой – засучив рукава. /В. Викторо/
    Б. Оказался молодец,
    Смог осилить ношу –
    Не ударил в грязь лицом
    И не сел в калошу. /А. Шибаев/
    В. Вешать можно на гвоздь
    Полотенце и трость,
    Лампу, плащ или шапку,
    И веревку и тряпку…
    Но никогда и нигде
    Не вешайте носа в беде. /Ю. Коринец/

  14. Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
    Возок несется чрез ухабы,
    Мелькают мимо будки, бабы,
    Мальчишки, лавки, фонари,
    Дворцы, сады, монастыри,
    Бухарцы, сани, огороды,
    Купцы, лачужки, мужики,
    Бульвары, башни, казаки,
    Аптеки, магазины моды,
    Балконы, львы на воротах
    И стаи галок на крестах.
    ЗАДАНИЕ: перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые «мелькают мимо» несущегося возка.
    ОТВЕТ: Аптеки, бабы, балконы, башни, будки, бульвары, бухарцы, дворцы, каза- ки, купцы, лачужки, львы, магазины, мальчишки, монастыри, мужики, огороды, сады, сани, стаи, фонари.

  15. Мы говорим «суп с телятиной», «рагу со свининой», «плов с бараниной». Всем ясно, из какого мяса эти блюда сделаны. А вот что за мясо такое – говядина? Почему мы не говорим – «коровина» или «бычатина»?
    (Этимологический словарь)

  16. Напишите слова правильно и проверьте себя по словарю:
    Б…дон, с…рви…, кл…рне…, ш…мпанзе.

  17. Расположи слова так, как они должны стоять в словаре:
    Улица, сад, тишина, река, берег, шоссе, солнце, город, доска, огород, корова, дерево, ворона, трава, луг, поток, озеро, болото, лодка, весло.

  18. Прочитайте отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино»:
    Прилег вздремнуть я у лафета,
    И слышно было до рассвета,
    Как ликовал француз.
    Но тих был наш бивак открытый:
    Кто кивер чистил, весь избитый,
    Кто штык точил, ворча сердито,
    Кусая длинный ус…
    ЗАДАНИЕ: С помощью словаря объясните значение непонятных слов.

  19. Сколько писателей по фамилии Аксаков творили в 19 в.? Назовите их имена.
    (Русские писатели. Т. 1)

  20. Сколько писателей по фамилии Чехов творили в 19 в.? Назовите их имена.
    (Русские писатели. Т.2)

  21. Есть ли в трехтомнике «Что такое. Кто такой» статьи о писателях И.С. Тургеневе, М.Ю. Лермонтове, А.П. Гайдаре?

  22. Какие словари и справочники по химии выпущены в нашей стране?
    (Энциклопедический словарь юного химика. Список литературы «Что читать по химии»)

  23. Во времена античности были созданы семь чудес света, поражающие своей красотой, великолепием, техникой. Назовите их.
    (Энциклопедический словарь юного историка)

Подводим итоги ученого совета. Мы не смогли постичь все тайны языка. Возможно, позднее вам это удастся. Не забывайте о своих помощниках – словарях.

Сегодня звание бакалавра информационных наук получают ..., кандидатами в бакалавры становятся ...

Следующее заседание ученого совета под названием «Компасы в море знаний» будет посвящено энциклопедиям и справочникам.

Список литературы:

  1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практ. Пособие. – М.: Кн. Палата, 1989.
  2. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведению занятий. Вып. 2. – М.: ГНПБ им. К. Д. Ушинского, 2000.
  3. Порудоминский В. И. Про Даля и его словарь. – М.: Дет. Лит., 1979.
  4. Порудоминский В. И. Повесть о Толковом словаре. – М.: Книга, 1981.
  5. Сергеев В. Н. Словари – наши друзья и помощники. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 3. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – С.93 – 94.
  7. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 1999.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Методические рекомендации к учебному пособию для окружающего мира «Удивительный мир животных в произведении Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» :: Открытый урок-проект в 9-м классе с использованием компьютерных презентаций по теме "Будущее. Выбор профессии" :: Информационные технологии на уроках английского языка . Открытый урок по теме: "Школа", 6-й класс :: Интегрированный урок (английский язык + информатика) по теме: "Enviromental Protection" :: Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий :: Наурыз, 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Двуспальные / Karna / Комплект двуспальный ILMA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD