От папируса до компьютера. Библиотечный урок по истории носителей информации : Организация школьной библиотеки

Цели:

- овладение знаниями об изменении и многообразии носителей информации;

- формирование представления о книге как источнике информации и знаний;

- поощрение чтения и развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:

- познакомить с понятием информация;

- раскрыть роль информации в жизни человека;

проследить историю возникновения книги – от глиняных табличек, папируса, пергамента до современных изданий в компьютерном исполнении.

Оборудование: компьютер, книжная выставка, схема истории и изменении книги, видеоматериалы.

Подготовительная работа: Заранее вместе с учащимися готовится книжная выставка. Ребята сами придумывают тему выставки, подбирают литературу, иллюстрации, оформляют. Ребята делятся на группы и заранее подготавливают яркий иллюстрированный рассказ о современных носителях информации и информационных ресурсах.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

II. Основная часть.

1. Вводная беседа с элементами диалога и показом слайдов.

Когда вы держите в руках какую-нибудь книгу - задачник по математике или сборник интересных волшебных сказок, вам, наверное, и в голову не приходит мысль о том, какую длинную историю имеют все книги вообще и каждая отдельно. Об этом можно рассказать много интересного.

- Как же выглядела самая первая книга?

Рассказывают, что какой-то чудак вздумал разыскать эту первую книгу. Всю жизнь ездил он по библиотекам мира, просиживал целые дни, копаясь в грудах пильных пожелтевших книг. Он там и умер, свалившись с высокой лесенки, приставленной к шкафу с книгами.

Этот чудак мог бы искать первую книгу еще сотни дет и не найти. Ведь книга первая давно погибла, за много тысяч лет до нашего времени. Она совсем не походила на теперешнюю: у нее были руки, ноги и голова, она умела говорить и даже петь. Это была живая книга, книга — человек.

В те времена люди не умели ни читать, ни писать, все законы, верования, предания старины хранились в памяти людей. Дед рассказывал своему внуку, а тот своим детям. Некоторые эпизоды из преданий забывали, добавляли новые героические подвиги, приписывая их герою, который никогда их не совершал. Так возникли сказки, легенды. Людей, рассказывающих или поющих под аккомпанемент какого-нибудь инструмента, называли сказителями. А у нас на Руси их стали надавать баянами.

Запишите: сказители-баяны рассказывали былины.

Пели баяны свои былины под звон гуслей - старинного музыкального инструмента на пирах князей и их дружины. Сказители эти давно умерли, лишь немногие песни и былины, записанные позже монахами, дошли до нас. Так мы узнали замечательную поэму "Слово о полку Игореве". Это сказ о походе князя Игоря против половцев. О походах русских князей на половцев вам рассказывали на уроках истории. А узнали об этом из поэм и былин, созданных очень давно и дошедших до нас.

Плохо было людям без письменности. Для того чтобы передать весть из одного племени в другое, посылался гонец — “живое письмо”, который выучивал наизусть сообщение. Были и другие способы. Но все они были очень неточными и неудобными. Гонец, например, мог забыть то, о чем должен рассказать. А что если бы сейчас люди не умели писать и читать? Тогда вместо почтальонов к нам приходили бы "живые письма" - люди, которым за один день нужно выучить наизусть сотни писем и рассказать их содержание тому, кто их должен получить.

Например, пришел бы такой почтальон к какому-нибудь Ивану Ивановичу в день рождения и сказал: “Дорогой Иван Иванович! Поздравляю вас с днем рождения. Давно ли вы вышли замуж? К 12 часам дня явитесь в суд по делу об ограблении гражданки Сидоровой. Попросите ее заходить к нам почаще ...”. Иван Иванович в ужасе, а у бедного почтальона "каша в голове" из сотни писем, врученных наизусть.

Кто из вас, ребята, видел, как старые люди - бабушка или дедушка - завязывают на носовом платке узелок — “для памяти” т.е. чтобы не забыть, что нужно сделать? А ведь такое узелковое письмо существовало когда-то, задолго до того, как люди научились писать. На толстой веревке или палке привязывали рядами короткие разноцветные шнурки, на которых завязывались узелки.

Красный - война, кровь; белый - мир, здоровье; черный - смерть, болезнь; зеленый - урожай, хлеб; желтый - солнце; синий — море, вода.

Придумали узелковое письмо индейцы страны Перу, в Южной Америке.

Узелковое письмо называлось “кипу”, ему обучались дети, но прочесть его было нелегко, поэтому всегда с письмом посылали вестника, который объяснил его содержание!

У других индейских племен шнурки были заменены разноцветными раковинами, нанизанными на нитки. Называлось оно "вампум".

Например, посылали на нитке 4 раковины: белую, желтую, красную и черную. Это можно было прочесть так: "Мы вступаем с вами в союз, если вы будете платить нам дань: если же вы не согласны, мы пойдем на вас войной и всех перебьем".

Обозначение цветов из узелкового и раковинного письма дошло и до наших дней. Разноцветные сигналы применяются у нас на железной дороге, во флоте, на перекрестках улиц. Вспомните, что означают три цвета в светофоре. /Ребята называют/.

У скифов - древних племен, живших на территории нашей родины, был более простой способ передавать извести: однажды персидскому царю они послали такое письмо / показываем увеличенный рисунок из книги Ильина М “Черным по белому” странной коллекции таков: "Персы! Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну" Такое письмо называлось "вещное".

Такое письмо само ничего не рассказывало, оно только помогало вспомнить, что надо сообщить.

Как видите, ребята, способов передавать известия было очень много. Но как же были изобретены буквы? Сначала люди вместо того, чтобы писать, рисовали, сколько мамонтов или других диких животных они убили, изображали целые сценки, происходящие на охоте. Колдуны и шаманы рисовали изображение зверя, на которого собиралось охотиться племя, и поражали его копьем во время заклинаний.

В последствии были найдены целые рассказы в картинках на стенах древних пещер. Из картинок на камне мы узнали о жизни доисторических людей, о их борьбе с дикими зверями, о случаях на охоте.

Но каждый раз рисовать фигуры целого мамонта или какой-либо другой предмет было долго, тогда люди стали рисовать часть предмета или голову животного. Со временем рисунки стали изображать не целиком слово, а его часть, первый слог, а потом и первый звук этого слова. Вместе быка стали рисовать только его голову. Голова с рогами превратилась в три черточки, или А. Древний народ шумеры называли быка Алеф. Вот откуда буква А.

Образовалась азбука, которой учат вас сейчас в школе. Но это превращение было очень долгим и сложным.

В древнем Египте очень давно существовала письменность, но разгадать эти древние египетские письмена, дошедшие до нас на стенах разрушенных храмов, - гробниц царей, на папирусных свитках, ученые долго не могли. И если бы не нашли плиты с надписью на 2-х языках - греческом и египетском, то может быть и сейчас мы не знали бы тайну египетских иероглифов. Иероглифы - это слова-картинки. Из таких картинок знаков - состояла древняя египетская письменность. Она была очень трудна. Нужно было учиться несколько лет, что запомнить все знания. Да и писать их было нелегко. Но только через тысячи лет древнее египетское письмо превратилось в азбуку. Для азбуки использовали часть иероглифов, а некоторые буквы придумали заново. Запомним: впервые азбуку создали в Египте.

Древнее же иероглифическое письмо сохранилось и до наших дней. Например, в Китае до сих пор пишут иероглифы.

На Русь египетская азбука попала в очень измененном, совершенно неузнаваемом виде. А к нам из Греции буквы принесли монахи Кирилл и Мефодий. Они перевели греческие книги на славянский язык, написав перевод греческими буквами, а недостающие буквы, обозначающие русские щ, ц и др. придумали сами.

Чтобы было понятнее, как произошло превращение египетских иероглифов в буквы нашей азбуки, рассмотрим такую таблицу (показываем таблицу на слайде, объясняющую изменение буквы А).

Нужны были 4000 лет, чтобы например, египетский иероглиф обозначающий голову быка, превратился в наше А. Затем азбука из Египта попала в финикийским купцам, которые упростили написанные буквы, а от них в Грецию. Греческая буква “А” уже похожа на нашу. А вот и наша буква, такая, какую вы видите в любой книге на русском языке.

Так изменились буквы, которыми люди писали книги. Но буквы совершили и еще одно интересное путешествие: с камня они переходили на глину, с глины на папирус, с папируса - на восковую дощечку, с восковой дощечки - на пергамент, а с пергамента уже на ту самую бумагу, на которой мы пишем и сейчас, из которой сделаны наши книги.

Самой первой книгой была каменная.

Первобытные люди рисовали на камне, а это делать было невероятно трудно, никаких письменных принадлежностей не было и нужно приложить немало усилий, чтобы выцарапать на камне изображение животного или человека. В древних государствах - Египте, Урарту каменотесы высекали на камнях хвалебные надписи царям и полководцам. Это был тяжелый труд. Камень был очень неподходящим материалом для письма.

Тогда люди придумали глиняные книги.

На серых глиняных дощечках трехгранной заостренной палочкой писали текст, а потом эти плитки обжигали в печах, как обыкновенные глиняные горшки. Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Все они пронумеровывались, а сверху на каждой ставилось название книги.

У Ассирийского царя Ассибанипала была огромная глиняная библиотека. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.

Тогда египтяне придумали новый материал для книг - папирус - длинные полосы, склеенные из стеблей растения лотоса, растущего на болотистых берегах Нила,

Папирусные ленты были в 100 и больше метров длиной. Сложить из папируса книги нельзя, он ломается на сгибе. Поэтому написанные на папирусах книги свертывали в трубки и хранили в специальных круглых футлярах. Писали книги краской - красной и черной. Занимались этим писцы "скрибы". Написанное на папирусе можно было легко смывать губкой, иногда писцы вместо губки пользовались языком. Рассказывают, что один из римский императоров, если написанные в его честь стихи не нравились ему, заставлял неудачливых поэтов вылизывать тексты своих произведений.

Папирус изготовлялся только в Египте и стоил он очень дорого, поэтому в других странах, расположенных далеко от Египта, придумали новую книгу - из воска. Эта книга состояла из ряда скрепленных друг с другом дощечек с углублением в средине, заполненном воском. Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателей говорят, что у него хороший стиль /т.е. хорошо пишет/, несмотря на то, что стили давно вышли из употребления.

Еще в те времена, когда папирус был во всей своей славе, у него появился могучий соперник - пергамент. Это хорошо выделанная кожа - овечья или телячья.

На кожах писали пастушеские народы с давних пор. А вот сделали из кож книгу первый раз по приказу правителя Пергамского царства в городе Пергаме – и новый материал для письма стал называться пергаментом. А произошло это так: пергамская библиотека стала быстро расти и догнала первую в мире по величине библиотеку в египетском городе Александрии.

В Египте был издан указ, запрещающий вывоз папируса в Азию, чтобы расправиться с пергамской библиотекой. Но в Пергаме стали делать книги из пергамента. Пергамент разрезали на листы, сшивали из них книги, переплетали их, переплет делали из гладко обструганных: досок, обтянутых кожей. Показать ребятам увеличенный цветной рисунок старинной книги. Углы переплета украшались металлическими пластинками - "жуковиной", золотом, драгоценными камнями, чтобы пергамент не коробился, у книг были застежки, некоторые даже запирались на замок. В библиотеках чтобы книги не украли, их приковывали цепями к столам, потому что книги были редкостью и очень

дорого стоили, печатного станка еще тогда не знали. Книги переписывали монахи в монастырях. Писали они черными чернилами. Работали долго, часто по ночам при свете лампады. Чтобы переписать книгу в 50 страниц, требовался целый год. Каждая глава книги начиналась с большой буквы, красиво разрисованной и раскрашенной краской, обыкновенно красной. Вот и сейчас мы говорим: Начать писать с "красной строки", Заканчивали книгу словами о том, кто переписывал книгу, добавляя разные пожелание читателям. Были и такие монахи, которые кончали свою работу веселым стишком:

"Вот и всей книге конец, Получай своя деньги, писец!

Как папирус в свое время был побежден пергаментом, так и пергаменту пришлось уступить место новому материалу - бумаге. Изобрели бумагу в Китае,

А кто знает, из чего делается бумага?

/Ребята отвечают: - из тряпок - лучших сортов, а остальная - из дерева/ Бумажные фабрики назывались вначале "бумажными мельницами", они строились на реках, а людей, делающие бумагу, называли "бумажные мельники” Сначала бумагу не хотели признавать, но она становилась все лучше и прочнее и через 100 лет пергаментная книга стала редкостью. Расширялась торговля между странами, росли города, стала развиваться наука. Нужны были грамотные, ученые люди/

Повсюду возникали школы я университеты, высшие учебные заведения. Для учебы нужны были книги, а стоили они дорого, так как написаны они были на пергаменте. Тогда студенты для себя стали переписывать книги на дешевой бумаге. Спрос на книги все возрастал, бот тогда в городе Майнце Иоганном Гутенбергским был изобретен первый печатный станок и напечатана первая книга.

Вначале книга печаталась без начальных букв, которые дорисовывал переписчик. Да и вообще все печатные буквы походили на рукописные. Но станок совершенствовался, менялся шрифт, становясь все мельче. Появляется и печатная картинка - гравюра. Сейчас вы ничуть не удивляетесь, увидев в книге знаки препинания - такие как тире, номер страницы, а ведь это все было новинкой типографского дела. Тогда же, был придуман заглавный /титульный/ шрифт в книге. При выходе новой книги заглавный лист вывешивался на дверях книжной лавки, чтобы читатели, увидев его, купили книгу. В те времена большинство книг были церковными, богословскими, а житейские, так называемые "светские книги" преследовались церковью. Книги с "вольным" содержанием попы сжигали, а типографы часто попадали за них в тюрьму. Поэтому хитрые типографы, чтобы обмануть церковь, в предисловии к "вольным книгам писали, что эта книга богоугодная, и что сам святой Иоанн Златоуст хранил эту книгу у себя под подушкой, не расставался с ней даже ночью.

А кто знает, при каком царе был построен Печатный двор в нашей стране? Кто печатал первые русские книги? /Ребята отвечают/.

У нас в России первым печатникам пришлось тоже трудно. Попы и бояре боялись, что печатные книги станут доступными всему народу. А монахи не хотели выпускать из своих рук переписку книг. Но царь Иван Грозный поручил Ивану Федорову печатать книги. Однако, через год типография была подожжена. Это сделал пьяный монах. Ивану Федорову с его товарищем пришлось бежать за границу. Но печатное дело было непобедимо. Через несколько лет в Москве опять печатались книги.

Бот такую длинную историю можно рассказать о том, как люди научились писать: от первого рисунка на камне до печатного станка.

В конце урока обязательно выясняем, что оказалось непонятным ребятам, какие возникли вопросы. Ответив на все вопросы ребят, рекомендуем книги, которые необходимо прочитать к следующему уроку.

Далее следуют сообщения ребят о современных носителях информации и информационных ресурсах (домашнее задание).

III. Творческая работа в группах – учащиеся оформляют макеты обложек книг.

IV. Викторина “Что мы знаем о истории книги и других носителях информации?”

  1. Какими органами чувств люди воспринимают информацию?
  2. Какую роль играет информация в жизни человека?
  3. Назовите хранилища информации, которые вы знаете
  4. Как люди передавали информацию до возникновения письменности?
  5. На каком материале писали древние новгородцы?
  6. Какие книги были в библиотеке Ашшурбанипала?
  7. Чем писали на глиняных табличках?
  8. Почему родиной папируса стал древний Египет?
  9. Из чего изготавливали пергамент?
  10. Кто изобрел первый печатный станок?
  11. Кто считается первым книгопечатником на Руси?
  12. Какие вы знаете носители информации, кроме книги?
  13. Что лучше компьютер или книга? Почему?

Заключение. Подведение итогов урока. Резюме о роли информации и знания в прошлом, настоящем и будущем.

Читать еще:


Новые материалы:

Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка школьникам :: Эффективность использования тестирования как формы контроля знаний учащихся на уроках немецкого языка. Урок-игра для 7-го класса "Кто самый умный?" :: Урок-игра "Who is the best space explorer" :: Разработка урока английского языка по теме "RSPCA organization" (6-й класс) :: Урок–презентация в 4-м классе при изучении темы "It's a festival" учебника "Milli–4" :: Аквамен ( Aquaman ), 2018 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Космопорт Модель 382 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD