Библиотечный урок по внеклассному чтению "Слово об Ойунском" : Организация школьной библиотеки

А якутский народ
Мою песню споет
Среди ясного дня
Вспоминая меня…

Урок проводится в классе, на доске – портрет П.А. Ойунского, небольшая выставка книг автора, и произведений о нем.

Ход урока

Ребята, сегодня у нас библиотечный урок внеклассного чтения. Мы поговорим с вами об одном из самых известных, великих якутян – Платоне Алексеевиче Ойунском. У каждого народа, он велик или мал, есть свои выдающиеся личности, которыми гордится вся нация, вся республика. Одним из таких выдающихся сынов якутского народа и является Платон Ойунский. Год его столетия – 1993, был объявлен ЮНЕСКО годом Ойунского.

Трудно назвать главное, чем был славен этот человек. Его талант поистине многогранен – он один из основоположников якутской литературы, поэт, прозаик, переводчик, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятель. Всю свою короткую жизнь Платон Ойунский посвятил борьбе – за свободу и независимость якутского народа, за его процветание, за то, чтобы он занял достойное место среди других народов мира.

Родился Платон Алексеевич в 1893 году, 10 ноября в 3-м Жехсогонском наслеге Батурусского района (ныне Таттинского улуса) Якутской области, в крестьянской многодетной семье. Настоящая фамилия – Слепцов, Ойунский – его писательский псевдоним. Жила семья очень бедно, часто оставаясь без куска хлеба, питаясь одной рыбой. Тяжелая жизнь подорвала здоровье родителей, шестеро братьев и сестер Платона умерли в детстве. Из-за крайней бедности родителей учиться он начал только в 14 лет. За один год прошел курс двух классов, и уже тогда показал свои прекрасные способности к обучению. В раннем возрасте Платон уже увлекался народными песнями и национальным эпосом – Олонхо. Он считал, что олонхо «определило мировоззрение древнего якута, оно же освещает нам и весь древний период жизни якута, его доисторию». Платон Алексеевич и сам был олонхосутом-сказителем в юности, знал много вариантов олонхо. П.А. Ойунский – один из тех, кто стоял у истоков олонховедения, и его научный труд о якутском эпосе выполнял задачу ознакомления читателей с олонхо и якутской культурой. В этом его огромная заслуга. Эпос Олонхо ЮНЕСКО признала шедевром устного нематериального наследия человечества.

В 1911 блестяще окончил Черкехскую двухклассную школу, и поступил в учительскую семинарию города Якутска. Там он познакомился со своим будущим другом и соратником, еще одним великим сыном якутского народа Максимом Аммосовым. В то время в Якутии жило много ссыльных революционеров, и они оказали большое влияние на молодых якутов. С этого времени Платон Ойунский становится убежденным революционером, борцом за права простого народа. В 1917 году он поступает в Томский учительский институт, в 1918 вступает в Коммунистическую партию. К этому времени Ойунский уже пишет стихи, в 1924 году, после революции, в стихотворении «Благословение отца», обращаясь к юным, пишет:

Озарен звездой рассвета
Необъятный отчий край.
Чтобы тучи зла развеять, -
Смелым, сильным вырастай.

Но весной 1918 года Ойунский вынужден прервать учебу и вернуться в Якутию, чтобы участвовать в освобождении Якутска от белогвардейцев. Времена были сложные, шла гражданская война, власть в Якутии переходила из рук в руки. И поэт не мог не откликнуться на них стихами:

В тревожные бурные дни
Мы смело идем в наступленье
С пути богатеев сметем
И сбросим ярмо угнетенья.
В кипящие радость дни
Сверкнет нам заря молодая,
Мы счастья свое откуем
Над миром наш молот вздымая.

В августе 1918 года г.Якутск был во власти контрреволюционных сил, и большевики, в том числе и Платон Ойунский, были высланы за пределы республики, после был арестован колчаковцами, и чудом избежал расстрела. В эти дни он пишет послание своему другу Максиму Аммосову:

Мы смело в бой с врагом вступаем,
Чтоб ниспровергнуть старый строй.
Куда судьба нас не забросит,
Где не прольется наша кровь,
Не все ль равно?

Летом 1920 года Ойунский возвращается в Якутию. Он активно занимается политической деятельностью вместе с Максимом Аммосовым, Исидором Бараховым и другими, он становится одним из инициаторов создания Якутской АССР, и автором «Декларации прав и обязанностей трудящихся Якутской АССР». И вообще в это время он занимает много государственных постов, активно участвует в общественной и культурной жизни страны – избирается делегатом съездов советских писателей. Писатель много ездит по республике, выступает перед ее жителями, разъясняя значение новой власти, смысл происходящих событий.

Слова мои – потоки песен,
Слова мои огня полны,
Зарей лучатся в поднебесье,
Сливаясь с грохотом волны.
Моих заветных песен слово
За лучшими мечтами вслед
В краю лесов, в краю суровом
Несло друзьям желанный след.

Литературная деятельность Ойунского в это время тоже на подъеме. Он пишет стихотворение «Песня рабочего», которое исполнялась на мотив «Марсельезы», переводит на якутский язык «Интернационал». Стихотворение «Заветы орла» Ойунский посвятил героям «ледяной осады». В феврале 1923 года красноармейский отряд под командованием Ивана Строда был осажден в течение 18 суток в местечке «Сасыл-Сысы. Бойцы, не имея ни воды, ни лекарств, героически отбивали многократные атаки основных сил банды Пепеляева.

Сжимают пальцы верную винтовку,
Над головой свинца смертельный свист
Внезапно навзничь падает неловко,
Сраженный вражьей пулей коммунист
Из раны кровь струится, но победу
Он, умираю, видит пред собой:
Назад ни шагу! Бей врага, преследуй!
Веди отряд наш, командир, на бой!

Одно из лучших произведений Ойунского, драматическую поэму «Красный шаман» высоко ценил М.Горький. 20 июля1928 года телеграмме из Италии он писал: «Не зная языка бурят и якутов-саха, я, наверное, все-таки понял бы прекрасное чувство, вложенное неизвестным мне поэтом-саха, автором поэмы «Красный шаман», вот в эти слова:

Пришла пора
Зажечь неугасимые костры
Пламенной свободы.
По всем тернистым тропкам
Бедственной жизни земли.

По силе своего таланта, ума и сердца, по значимости того, что человек может создать за свою короткую жизнь, Платон Алексеевич Ойунский не знает себе равных среди якутов. Поразительно, как много успел он сделать за свою короткую жизнь! Фактически всего лишь за 10 лет Ойунский проявил свои выдающиеся способности как поэт, ученый, государственный деятель. Несмотря на слабое здоровье, у него хватало сил, выдержки, чтобы выстоять в трудных обстоятельствах, всегда был жизнерадостным, добрым, веселым!

Знавшие Ойунского, подчеркивали его душевную щедрость, умение помочь своим младшим товарищам-писателям. Он был прекрасным переводчиком, за короткое время наладил работу института языка, литературы и истории, всегда был душой и наставником театра, писал для него пьесы. Первое якутское народное общество «Саха кэскилэ» тоже было создано по инициативе Ойунского.

К великому сожалению, творческая, политическая, общественная жизнь Платона Алексеевича Ойунского была трагически прервана сталинской машиной репрессий. В конце 1938 года Платон Ойунский был необоснованно арестован, и брошен в тюрьму по ложному обвинению. Его слабое здоровье не выдержало мучительных допросов и средневековых пыток. 31 октября 1939 года он умер в застенках Якутского НКВД. Постановлением Прокуратуры ЯАССР от 15 декабря 1955 года дело прекращено за отсутствием состава преступления, реабилитирован посмертно.

Имя Платона Ойунского увековечено в названиях Саха академического драматического театра, Литературного музея, улиц городов и сел республики. И у нас в Мирном есть улица имени Ойунского. Большой художник, ученый, общественный деятель, Платон Алексеевич Ойунский всегда живет в памяти своего народа. Это был человек мира, героический, скромный и прекрасный. И я хочу закончить наш урок строками из его стихотворения:

Мы все, родившись, солнце видим,
Мы все, родившись, встретим смерть,
И я умру – мой прах исчезнет,
Травой мой холмик прорастет,
Но мной оставленные песни
В столетьях сохранит народ.

И эти слова, как мы видим, оказались пророческими. Спасибо за внимание! Наш урок окончен.

Список литературы:

  1. Акимов А.К. Во имя созидания: выступления, ст., интервью вице-президента Респ. Саха (Якутия) А.К. Акимова./ [сост. В.Р. Васильев; ред. О.Ф. Федорова].-Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004.-252 с.+ вкл.
  2. Николаев М.Е. Возвращенные имена./М.Е. Николаев; Предисл. В.Н. Иванова.- Якутск, Бичик, 2003.-344 с.: ил.
  3. Николаев И.И., Ушницкий И.П. Центральное дело. (Хроника сталинских репрессий в Якутии).- Якутск, Кн. Изд-во, 1990-160 с., ил.
  4. Ойунский П.А. Стихотворения.- М.: Советский писатель. Ленинградское отделение,1978.-417 с. - (Библиотека поэта).
  5. Татта-Родина П.А. Ойунского /Сост. Д.К. Сивцев –Суорун-Омоллон. Худ. М.Г. Старостин.- Якутск: Нац. Книжное изд-во «Бичик», 1993.-112 с., ил.
Читать еще:


Новые материалы:

Дифференцированный подход в обучении русскому языку :: Урок русского языка в 6-м классе по теме "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений" :: Урок-открытие по теме "-НН- в суффиксах причастий и -Н- в суффиксах прилагательных, образованных от глагола", 7-й класс :: Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных :: Урок русского языка в 9-м классе по теме "Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными" :: Сделано в Америке ( American Made ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и столики/Столы/Кухонные и обеденные/Деревянные столы / Витра / Стол Витра ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD