Педагогическое наследие Симона Соловейчика. Доклад на педагогическом совете : Организация школьной библиотеки

Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930, Симферополь —18 октября 1996) — российский публицист, педагог и философ.

После окончания МГУ в 1953 году работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер».

В 1960-х гг. в газете «Комсомольская правда» основал рубрику «Алый парус», где публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравственности.

Он придумал подростка как социального героя 70-х годов. В «Комсомолке» его печатали целыми полосами. Было и другое - когда даже имя его запрещали упоминать в газете. Симон Соловейчик пробил брешь в монолите советской школьно-пионерской жизни, и нынешние сорокалетние именно от Соловейчика получили все эти костры, гитары, песни в кругу вместо тупого, комсомольского собрания. А нынешние родители обязаны ему сегодняшними лицеями, гимназиями, творческими школами, альтернативными учебниками... Но самое интересное, что человек, всю жизнь писавший для родителей, был самым отчаянным, ни на кого не похожим отцом в СССР

Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика - книга «Педагогика Для Всех» (1977-1986), где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания подрастающего поколения; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания.

Педагогика для всех.

Педагогика - собрание нескольких наук, но в этой книге слово "педагогика" означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить».

Книга заслуживает того, чтобы стать настольной для всех родителей и учителей.

Соловейчик, С.Л.
Педагогика для всех: книга для будущих родителей/ С. Соловейчик. – М.: Дет. лит., 1989. – 367 с.

У нее есть своя история. История эта началась, когда у автора, уже много лет занимавшегося педагогикой, отца двух взрослых детей, родился сын Матвей. К этому моменту замысел книги был уже готов. Казалось ясным, что и как писать о воспитании. Но неожиданно все изменилось: Соловейчик понял, что не только он воспитывает сына, но и сын воспитывает его…

Всё закладывается в раннем детстве. Некоторые даже называют период – до 3 лет. Что увидит ребёнок в этом возрасте, что вынесет из своей детской жизни, тем потом и заполнит её.

В древности воспитание считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий».

Каково отношение к педагогике, таковы и мы все, общество. А это отношение не меняется. Родители, которые должны знать хотя бы азы педагогики для собственного блага, не имеют представления об этой науке.

В середине 1980-х гг., работая в «Учительской газете», Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение — педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика.

Соловейчик имел профессию - работать с ребенком, делать Человека. Но была у него и другая профессия - делать Учителя. У Соловейчика был "нюх" на талантливых учителей. Он познакомил страну с Шалвой Амонашвили из Тбилиси, с Евгением Ильиным из Санкт-Петербурга, с Виктором Шаталовым из Донецка... У каждого свой конек, своя изюминка.

Однажды он организовал на телевидении "круглый стол". После передачи учителя долго стояли около телецентра. И он предложил: "Поедем ко мне!". Жил он тогда в Переделкине, на даче своего друга. Там-то и родились эти слова - "педагоги-новаторы".

Через некоторое время открытые им учителя выпустили Манифест новой демократической школы. Соловейчик обобщил опыт их работы в книге "Педагогика сотрудничества". Именно сотрудничества... Ведь успех зависит от двух составляющих: учитель - ученик.

Также в 80-е годы ХХ века регулярно публиковал статьи по вопросам педагогики в журнале «Новое время».

На заре перестройки Соловейчик совершил по-детски необъяснимый поступок. Все шли тогда во власть, а он, живой классик педагогики, пошел рядовым литсотрудником в «Учительскую газету». Дальше - совсем невероятное: Соловейчик и В.Ф. Матвеев, главный редактор газеты, формулируют на ее страницах «педагогику сотрудничества», идеи которой подхватывают тысячи, - и проводят первую в России школьную реформу «снизу».

Когда период «бури и натиска» завершился, делом жизни для Соловейчика стала газета «Первое сентября».

В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября», осуществляя на ее страницах пропаганду гуманистических педагогических идей.

НЕ СЕРДИТЕСЬ НА ПОТЕМКИ!

«...Мы с ребенком в одной комнате, но мы видим комнату и все вещи в ней разными глазами, с разных точек зрения. Я сверху, почти с потолка, он снизу, почти с пола. Так в переносном смысле будет всю жизнь... Чужая душа потемки. Не станем винить себя за непонимание этих потемок, не будем сердиться на потемки за то, что они не освещены для нас ярким светом. Единственное, что нам остается, - принимать существование всех этих чужих тайн...»

С.Л. Соловейчик
Воспитание школы. Педагогические статьи Симона Соловейчика. (1992-1996 г.г)

В 1994 году Симон Львович Соловейчик написал Манифест «Человек Свободный», в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести и каков путь к воспитанию свободных людей.

Что такое свобода? Свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека. Сколько живут люди, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.

Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет, и по всему быть не может; но свободных людей         - огромное множество. Как же это получается? Философы пришли к выводу, что есть «свобода от» - свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения и есть «свобода – для» - внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Целью воспитания должна быть внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных. Потому они и запоминаются.

Что такое внутренняя свобода?

От чего свободен внутренне свободный человек?

Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.

Свободного человека легко узнать: он просто держится, по – своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости.

Это лёгкий человек, с ним легко.

Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят.

Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. От чего не свободен свободный человек? От совести.

Что такое совесть?

Совесть – то, что соединяет людей. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести.

«Почему я идеалист?»

Для того, чтобы тащить бревно нужны усилия десяти рабочих, которые подошли к нему и подняли его. А для духовного развития вполне достаточно, чтобы из десяти учителей хотя бы один был духовным человеком.

Оказывается и один на школьном поле воин, и один может перетягивать всех. Надо лишь, чтобы этого одного не гнали, чтобы ему не завидовали, не интриговали против него. Надо, чтобы учителя ценили не только по знаниям его и умению держать класс, но и по главному качеству – по духовному влиянию детей.

Школа, увы, редко может набрать одних лишь талантливых учителей; но в хорошей школе соблюдается некий баланс – хороших больше или по крайней мере есть и хорошие. Но даже если есть один сильный, влиятельный, духовно значительный человек, то и в этом случае школа целиком оправдывает себя.

Меня всю жизнь обвиняют в идеализме.

Не знаю, может ли прожить жизнь человек без идеала. Думаю, что может, многие – то ведь живут. Но школе без идеала никак нельзя. Школа – не личное дело директора или учителя. И если говорить по совести, то людей, не одушевленных каким – то идеалом, к школе допускать нельзя. Не существует другого механизма улучшения школ, есть только один: идеал и стремление к нему.

Все мы откуда-то вышли. Одни, как известно, вышли из детства, другие выходят из школы, третьи - из университета. Моя взрослая жизнь началась в школе, при ней я и остался. Не боясь выглядеть наивным, воскликну: «Ну давайте сделаем школу человеческой!»

Симон Соловейчик
Пушкинская проповедь.

Перед уроком.

Почитаем Пушкина. Две-три его строчки, даже случайно выхваченные, могут создать доброе настроение на весь день:

Прости светило дня,
прости небес завеса,
Немая ночи мгла, денницы сладкий час,
Знакомые холмы, ручья пустынный глас,
Безмолвие таинственного леса,
И всё… прости в последний раз.

Все живое для Пушкина, все движется и действует: солнце – светило, оно светит; ночь – немая; денница, то есть рассвет, – сладкая; холмы – свои, знакомые; ручей течет, журчит в тишине – поэт слышит голос ручья в тишине леса, как в пустыне… А лес молчит, и само это молчание таинственно. Ничего неживого, безразличного в природе нет, все мое, все твое, все полно движения и радости.

Вы когда-нибудь видели торжественный восход солнца, наблюдали за ним, замирали душой при появлении самого малого краешка солнца? И вот оно разрастается, вот уже наполовину вышло, а вот и все поднялось – светило дня!

Самый глухой к музыке, самый черствый человек в этот сладкий час денницы чувствует себя, как верующий человек в церкви, он готов молиться, он поднимается душой, видя это торжество света над тьмой.

Так ведь и вся наша жизнь, каждая минута – борение света и тьмы. Счастлив человек, если в душе его постоянно светлые чувства, если сладкая денница каждый день наполняет его радостью, если он просыпается и поднимается с радостью, со светом, если живет светло и несет свет людям. Несчастен, кто не знает этого света, кто вечно угрюм, темен душой, подозрителен и зол. Злому кажется, будто он справедлив, будто он злится праведно, будто всегда есть на что злиться. А на самом деле он просто зол, его не захватил сладкий час денницы, свет не проник в его душу – и он живет, как потухший фонарь. Нет, не просто потухший, а такой, какого нет в физическом мире: фонарь, распространяющий темноту, убивающий, уничтожающий свет.

Как научиться жить с рассветом? Это не значит подниматься раньше всех и не обязательно каждый день видеть восход солнца. Но, проснувшись, можно подумать о солнце, которое взошло или скоро взойдет, можно подумать о свете, которым полна земля. Ведь все живое на земле оттого живое, что каждый день наступает сладкий час денницы.

“Первое сентября”
№107, 1995 г.

Соловейчик - автор книг о молодежи и для молодежи: «Книга про тебя» (1963) Содерж.: Про твой характер. Про твоего друга. Про твою жизнь., «Мокрые под дождем» (1968), «Отчаюха» (1969), «Учение с увлечением» (1978)

По повести Соловейчика «Печальный однолюб» поставлена пьеса, по повести "Ватага «Семь ветров» 1979. снят 8-серийный телефильм.

Книга "Учение с увлечением", написанная автором Соловейчик С.Л., поможет студентам высших и средних специальных учебных заведений справиться с трудностями учения, подскажет, как быть внимательным на уроках, как организовать свое время в приготовлении домашних заданий, как научиться учиться., предназначена для широкого круга читателей, интересующихся педагогикой.

Другие сочинения Соловейчика

Последняя книга.

Эта книга Симона Львовича Соловейчика, яркого писателя и удивительного учителя, создателя новой свободной педагогики, действительно оказалась последней. Но в ней сконцентрировалась целая жизнь - как дневник, написанный против течения времени, как попытка человеческой души понять саму себя. И если вам нужен кто-то, с кем бы хотелось поговорить, а может и поспорить о смысле жизни, откройте ее. Она ждет именно такого собеседника.

Он долго работал над своей "Последней книгой". "Я пишу эту книгу, как исследование человека - на этот раз самого себя... Мне интересно, используя мелкие события и вспоминая всевозможные уроки жизни, понять, как получается человек. Как складывается его внутренний духовный мир. Ведь не особенный же я, не по-другому устроен. Я - как все"...

Потом Симона Львовича не стало…

«О смерти Симы я узнала из газеты. Читала в метро "Вечерку", наверное, вскрикнула. Сидящие и стоящие рядом обернулись: "Что случилось?" - "Да вот, умер знакомый". - "Кто?" - "Какая разница, - огрызнулась я. - Все равно не знаете. Ну, Соловейчик". - "Как это не знаем?!" Смотрю с удивлением: "Вы что, учителя?" - "О нем знали не только учителя"...

...Октябрь - месяц Симы: день рождения, день смерти, День учителя. Помню, в 1997 году, в первую годовщину его смерти, "Неделя" напечатала разворот - отрывки из статей, опубликованных у нас раньше. Как же это было трудно - отобрать отрывки! Каждый - кладезь мысли.

В общем, случилось невероятное: несколько материалов Симона Соловейчика, пусть в небольших отрывках, были опубликованы в "Неделе" дважды с интервалом в два десятилетия. И они не устарели. Да и не могли устареть. Это ведь не просто статьи, это настольная книга для поколений нынешних и будущих.

Поразила реакция читателей. Многие не обратили внимания на вводку, где было написано, что автор умер. Они прочитали лишь выдержки из его публикаций. Все звонки об одном: "Пожалуйста, печатайте и дальше статьи этого автора".

Мы были бы рады...»

Елена Мушкина, сотрудница газеты «Неделя». «Знаменитые знакомые. Из воспоминаний.»

Последнее дело Соловейчика продолжается. Прежде всего сыном Артемом, главным редактором «Первого сентября»...

XIV юбилейные Соловейчиковские чтения (1 октября – 80 лет со дня рождения Симона Соловейчика) состоялись в Московском городском доме учителя 1 и 2 октября 2010 года.

Cегодняшнее время в школе – жесткое и во многом прагматическое. Общее настроение: не говорите о высоком, не призывайте к идеалам – дайте методику, научите, подскажите, объясните. Этому есть свои причины: к школе предъявляют другие, чем прежде, требования, и дети стали другими, и родители – школа не может оставаться в стороне от общего духа времени.

Но тем более важно понимать, что в основании воспитания и образования лежат ценности, которые – непреходящи. И дело школы во все времена свершалось именно тем, насколько эти ценности определяли педагогическое кредо учителя и становились действенной силой школьной жизни.

Свобода, идеалы, внутренний мир человека – не отвлеченные понятия, а та духовная действительность, с которой имеет дело учитель. И на Чтениях педагоги пытались понять: как совместить требования времени – и неотменимые законы педагогики, законы становления человека, которые исследовал и о которых писал Симон Соловейчик.

Ссылки в Интернете

Приложение. Презентация к докладу

Читать еще:


Новые материалы:

Авторская программа для 10–11-х классов "Графический дизайн" :: Урок как начало самостоятельной творческой деятельности ученика :: Машинные швы. 6-й класс :: Подарок к празнику Рождества Христова "Саше для лаванды" :: Подарок к празнику Рождества Христова "Саше для лаванды" :: Озеро Восток. Хребет безумия, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Стулья, табуретки/Стулья/Для кухни и гостиной / Афина / Стул Афина ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD