Тематический вечер "Дети военного времени" : Организация школьной библиотеки

Оборудование: плакат «На войне маленьких не бывает», записи музыки Рахманинова, 7-й симфонии Шостаковича, песен «Жил в Ростове Витя Черевичкин», «Бухенвальдский набат», фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце!», плакаты с заключительными словами, электронная презентация, «письма «детей, одежда, стилизованная под военное время.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается… (Приложение 6, 2 слайд)

Звучит музыка Рахманинова. (Приложение 1)

Чтец 1:

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.

Ведущий 2: Дети и война понятия не совместимые. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.

Ведущий 3: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. (3 слайд)

Ведущий 4: Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети войны?

Ведущий 1: Об этом они могут рассказать сами.

На сцену выходят дети.

Чтец 2:

Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.

Девочка: Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи остались две булки тёплого хлеба…

Мальчик: Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы с ней пойдём домой…

Девочка: Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтобы не смотрел…».

Девочка: Отца вытолкали на улицу, а я бежала за ним по снегу босиком и кричала: «Папочка, папочка…». А бабушка причитала дома: «Где же бог, куда он прячется?». Бабушка не могла пережить такое горе, плакала всё тише и тише и через две недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала её, мёртвую. В доме больше никого не осталось.

Ведущий 2: Война помешала детям учиться, отняла школы, заставила чаще держать в руках лопату, заступ, чем карандаш. Война вырвала ребят из родных мест. Опытом своей жизни, а не из книг постигали они великую истину: «Родина у нас одна!». Вот что пишут они в своих письмах, написанных на этикетках консервных банок, на страницах старых конторских книг и газетах.

Выходят девочки в стилизованной под военное время одежде. В руках у них «письма».

Девочка 1: 24 ноября 1942 года.
Здравствуй, Ада! Меня зовут Тоня. В школе у нас очень много дел. Пилим дрова, шьём кисеты, делаем конверты, ходим в госпитали дежурить, читаем раненым газеты, и многое других дел там находится.

Мой адрес: Татарская АССР, г.Агрыз, ул.К.Маркса, д.5-а, Барановой Тусе.

Девочка 2: 29 июня 1944 года.
Шлю привет из солнечного города Андижана. Как я жалею, что этот проклятый, кровожадный зверь Гитлер разлучил меня со школой. Но ничего, , скоро его прогонят, тогда я снова вернусь в школу и буду учиться. Училась я в 8 классе и пришлось бросить и начать работать. Сейчас я работаю старшим кондуктором в городе Андижане.

Мой адрес: г. Андижан, кондукторский резерв, Одинцовой Марине.

Девочка 3: 5 мая 1945 года.
Я учусь в 7 классе, но немножко хромаю по математике. Обещаю вам, что исправлю геометрию с 3 на 4, даже на 5. Народ у нас истощённый, хлеба дают мало: на рабочие карточки – 500 гр., на служащие – 400 гр. И на иждивенцев и детей по 200гр. Безо всяких прибавок и кондитерских изделий. В столовой дают синенький суп, да для тракторного парка ячменную кашу, и всё. Но ничего, у нас сейчас весна, всё зелено. На огородах уже стали сеять овощи.

Мой адрес: Туркменская ССР, Марыйская обл., Иолотанский р-н, совхоз Сандыкачи, Ильиной Алле.

Ведущий 3: Многие дети погибали не только на фронтах, но и на оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.

Звучит фрагмент из 7-й симфонии Шостаковича. (Приложение 2)

«Ленинградские дети»… Когда звучат эти слова, у человека сжимается сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады. В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. (4 слайд)

Чтец 3:

Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чём-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю не встанут. Я всё понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Ведущий 4: До наших дней дошёл дневник ленинградской девочки Тани Савичевой, который нашли в пустой, полностью вымершей квартире. Её известен всему миру. В нём Таня писала о своей семье.(5 слайд) (Ведущий читает текст на слайде)

Ведущий 1: Таню смогли вместе с другими ленинградскими детьми вывезти в 1942 году в глубь страны. Многие дети находились в детских санаториях и больницах. Здесь их лечили, кормили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1июля1944года.Ей было 11 лет. Её дневник можно увидеть сейчас в музее на Пискаревском кладбище. (6 слайд)

Ведущий2: В киноэпопее «Великая Отечественная война» есть эпизод, который может потрясти любого человека. Женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И матери видят, как на него пикирует бандит со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья .И лишь белые панамки плывут по воде. (7 слайд)

Ведущий 3: Самые обездоленные дети войны-малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.

Ведущий 4: Они напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстеленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички. Вот, что рассказали дети, спасённые Советской Армией…(8 слайд)

Мальчик: «Нас, детей, заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Чаще всего мы отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали мы с 4 часов утра до вечера. В конце октября 1944года производивший проверку немец дал нам «кару»за то, что не было чисто в блоке. Нас, 150 человек, построили на улице около блока и отвели в купальню, где раздели донага, облили холодной водой, голых повели по улице в свой блок, после чего многие дети заболели…». (9 слайд)

Девочка: «Когда нас пригнали в лагерь в 22-й блок, там нас били палками, особенно приставленные к нам женщины-немки…»

Ведущий 1: Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случаях сопротивления – направляли в газовую камеру…

Ведущий 2: В Лодзи есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети были задушены там, в газовых камерах, многие погибли ещё здесь – от болезней, голода, побоев. Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем, … Однако не обязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как палачи уничтожали детей.

Ведущий 3: В литовской деревне Пирчюпис вместе со взрослыми-отцами, матерями, дедушками и бабушками – также горели живые дети.

Девочка читает текcт на слайде. (10 слайд)
Звучит песня «Бухенвальдский набат» (музыка В. Мурадели, слова А. Соболева.
(Приложение 3)

Ведущий 4: Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод и вели себя как герои, осилили, вынесли то, что не всегда под силу даже взрослому. В войну дети были токарями, пахарями, разведчиками, сынами полков...

Ведущий 1: Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобождённые из плена. Братья и сёстры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принёсшем нам Победу. (11 слайд)

Ведущий 2: В одном из партизанских отрядов Белоруссии сражался тринадцатилетний пионер Марат Казей. За храбрость и отвагу Марат Казей награждён медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу».

Однажды фашистам удалось окружить пионера– разведчика. Враги во что бы то ни стало хотели взять юного партизана живым. Марат взорвал около себя гранату.

Он погиб сам, но вокруг него полегло и немало врагов. За свой подвиг пионер Марат Казей был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1 степени. В селе Станьков, Дзержинского района, Минской области, в родном селе Марата, стоит памятник. На мраморном обелиске написано: «Вечная слава пионеру Казею Марату Ивановичу». В Минске также открыт памятник Марату Казею. (12 слайд)

Ведущий 3: Дети были также подпольщиками, связными, ходили в разведку, подбрасывали в мешки с продуктами рубленую проволоку, похищали боеприпасы и оружие, передавали его партизанам, содействовали побегам узников из фашистских концлагерей, резали телефонные провода, подрывали мосты, помогали советским семьям, распространяли рукописные листовки со сводками Совинформбюро, оповещали население о начинающихся облавах, держали в страхе предателей…

Ведущий читает информацию на слайде. (13, 14 слайды)
Звучит песня «Жил в Ростове Витя Черевичкин».
(Приложение 4)

Ведущий 4: Мальчишки, мальчишки…Красивые песни сложили про вас. О вас говорят: страну заслонили собой. Так оно и было.

Ведущий 1: Медалью «За оборону Сталинграда» был награждён восьмилетний Игорь Михайлов. Во время обороны крепости на Волге мальчик находился на батарее своего отца Константина Алексеевича Михайлова. Вместе с бойцами Игорь стойко и храбро переносил опасности и лишения. Как мог, помогал бойцам: приносил им газеты, воду, собирал и передавал командованию немецкие листовки и не раз выслеживал вражеских разведчиков.

Когда немцы были разбиты под Сталинградом, Игорь на самолёте прилетел к родным в Москву. А осенью 1944 года он поступил в первый класс 95-й школы. (15 слайд)

Ведущий 2: В суровые годы войны дети в тылу вместе со взрослыми старались помочь фронту. (16 слайд)

Он читает информацию на слайде. (17 слайд)

Ведущий 3: За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Чекалину, Леониду Голикову, Марату Казею, Зине Портновой, брату и сестре Космодемьянским… (18 слайд)

20 тысяч школьников получили медаль «За оборону Москвы». 15249 юным ленинградцам вручена медаль «За оборону Ленинграда».

Ведущий 4: Особые заслуги! А они были мальчишками. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигли таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звёзд Героев, орденов, медалей. Награждая, их называли по имени и отчеству как взрослых, потому что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

Чтец 4:

В блокадных днях
Мы так и не узнали,
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в 43-ем выдали медали,
И только в 45-м –
Паспорта.

Ведущий 1: Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей.

Чтец 5:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…

Выходят все участники вечера с плакатами в руках.

– Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнём нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Чтец 6:

Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли.

Всеми участниками вечера исполняется песня «Пусть всегда будет солнце!» (Приложение 5)

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс) :: Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии :: Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс) :: Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня" :: Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся" :: Притяжение 2 (), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Сокол / Стенка для прихожей Симена дуб беленый ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD